Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Слова с непроверяемыми написаниями"»
Сочетание словарно-орфографической работы на уроке и во внеклассных занятиях способствует не только сознательному усвоению учениками программного минимума, но и развитию у детей интереса к изучению и правильному употреблению их в речи.
В своем сообщении я хочу напомнить, как я организовала такую работу во 2 классе над словами, объединенными темой «Деревья». Для проведения словарно-орфографической работы над словом я приготовила дидактический материал и оформила его в виде наглядного пособия, которое вы видите ниже
Опыт данной работы я обобщила, проведя открытый урок во 2 классе
Урок русского языка во 2-м классе.
Тема: «Слова с непроверяемыми написаниями»
Цели урока:1. Дидактическая: развить умение в правильном написании слова с непроверяемыми безударными гласными, используя его в разнообразных рубриках.
2. Развивающая: развивать познавательные интересы в отгадывании загадок, ребусов.
3. Воспитательная: воспитание любви к животным.
Ход урока.
Орг. момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят
Все ль внимательно глядят
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять.
2.Объявление темы и целей урока.
-Отгадайте, каким словам будет посвящен наш урок? Читайте вместе со мной слова, которые я буду показывать на карточках, чередуя безударные гласные.
На доске вывешивается лист со словами:
крова
звод
кньки
врона
Безударный гласный звук
Причиняет много мук
Как писать (хором) к.ньки, к.рова
И слова з.вод, в.рона?
Быстро включаем свое уменье
Произносим слово с удареньем
И вспоминаем как он пишется в слове без сомненья.
Коньки, корова, завод, ворона!
Вот теперь напишем смело!
(Ответ: наш урок будет посвящен словам с непроверяемыми написаниями.)
-Значит, тема нашего урока: «Слова с непроверяемыми написаниями».
Цели нашего урока:
1. Дидактическая: развить умение в правильном написании слова с непроверяемыми безударными гласными, используя его в разнообразных рубриках.
2. Развивающая: развивать познавательные интересы в отгадывании загадок, ребусов.
3. Воспитательная: воспитание любви к животным.
3. Проверка домашнего задания.
-Назовите, какое было домашнее задание?
1. Выписать из словаря, расположенного в конце учебника, слова на тему: «Дикие и домашние звери и птицы» и выделить в них орфограммы.
2. Подобрать стихи, рассказы, сказки, загадки, в которых говорится о них.
Приступим к проверке домашнего задания.
-Настя, прочитай слова на тему: «Домашние птицы и звери».
-Галя, прочитай слова на тему: «Дикие звери».
-Я предлагаю проверить 1-ю часть домашнего задания у доски, используя словарное и картинное лото в форме игры «Кто быстрее», чтобы узнать, как вы умеете отгадывать их в названии загадок.
-Прошу вас выйти к доске.
-Перед каждым из вас большой лист, разделенный на прямоугольники, на одном из которых напечатаны словарные слова, а на другом размещены картинки.
(На доске вывешиваются листы со словами и с картинками.)
к о рова
п е тух
за я ц
л и сица
м е дведь
с о бака
-У меня находятся маленькие карточки, на которых напечатаны загадки.
-Я читаю загадку, напечатанную в маленькой карточке. Вы ищете на своем листе слово-отгадку или картинку-отгадку. Вы отгадываете загадку, берете у меня карточку и закрываете ею соответствующий прямоугольник и комментируете написание этого слова или признаки, по которым вы определили картинку-отгадку.
Загадки:
1.Кто так заливисто поет
О том, что солнышко встает?( Петух.)
2.Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке-
Кур посчитать. (Лиса.)
3.Голодна-мычит,
Сыта-жует,
Малым деткам
Молока не дает. (Корова.)
4.Кто осенью спать ложиться
А весной встает? (Медведь.)
5.Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц.)
6.В дом чужого не пущу
Без хозяина грущу. (Собака.)
-Назовите слова, которые относятся к теме «Домашние животные». (Петух, корова, собака.)
-Назовите слова, которые относятся к теме «Дикие животные». (Лиса, медведь, заяц.)
-Как нужно относится к животным?
-2-ю часть домашнего задания проверим позже.
4.Минутка чистописания.
-Все звери разбежались по своим норкам, а один из зверей попросилось к вам в гости, чтобы вы с ним могли подробнее познакомиться, но при условии, что вы отгадаете его название в ребусе и включите буквы, из которых состоит его название в минутку чистописания.
(На доску вывешивается ребус.)
-Но сначала вспомним правила посадки при письме.
- А сейчас открываем тетради и записываем число и классная работа.
-Отгадайте ребус.
-Посмотрите внимательно на буквы и найдите лишнюю букву в этом ряду. (Буква мягкий знак, так как она не обозначает звука.)
-Какие буквы остались? (м, е, д, в, е, д.)
-Разделите данные буквы на две группы. (Гласная е, согласные: м, д, в.)
-Давайте запишем эти группы букв на 1-й строчке, чередуя их в цепочке.
-Из цепочки согласных букв какая лишняя? (Буква эм, так как не имеет пары.)
-Медведь привел с собой друзей-словарей, которые помогут узнать о нем побольше.
5.Работа над словом.
- Сегодня мы начнем работать со словом медведь, используя его в разнообразных рубриках на стенде под названием «В мире слов». (Вставить фотографию с изображением стенда.)
Первая наша рубрика называется «Наш словарь».
-Скажите, почему на карточке-картинке фотографии нескольких медведей? (Найти картинки.)
(Существует несколько видов медведей: бурый, черный, белый, гималайский.)
- Запомним эти сведения и поместим их в рубрику-конверт «Наш словарь».
-Вторая рубрика называется «Из толкового словаря русского языка», в котороймыпроведем орфографическую работу над словом и выясним значение слова. А поможет нам в этом толковый словарь русского языка.
-Прочитайте, в толковом словаре значение слова медведь. Так же значение этого слова напечатано на листке.
2 рубрика
Медведь - крупный хищный зверь с длинной густой шерстью
и короткими толстыми ногами.
-Поместим его в рубрику-конверт.
-Орфографическую работу проведем по следующему плану и с помощью орфографического словаря.
1.Предлагаю ученикам рассмотреть картинку-карточку с изображением предмета. 2.Называют видимый предмет словом.
3. Выясним его значение сами или с помощью учителя.
4. Произнесите рассматриваемое слово.
5. Определите место ударения в нем.
6.Укажите количество слогов.
7. Произнесите по порядку все звуки.
8.На наборном полотне выставлена карточка с написанным на ней словом.
9.Про читайте его орфографически.
10.Устанавите разницу в произношении и написании.
Установим, почему слово произносится не так как пишется?
Например, рассмотрим на примере слова береза:
- В первом слоге гласная буква е безударная, поэтому она произносится не так как пишется;
- Звук [ о] после мягкого согласного в слоге ре обозначается на письме буквой е.
11. Решим орфографические задачи: какую букву в слове при письме надо проверять и почему? Как проверить эту букву? Можно ли проверить написание буквы путем подбора проверочного слова?
12. Запишите слово в тетрадь для словарных слов, а затем в классную тетрадь, каждый раз ставят знак ударения, выделяют гласную (согласную), которую при письме надо запомнить.
13.Подберем к данному слову и запишем в тетрадь родственные или однокоренные слова.
14. Составим и запишем словосочетания.
15.Подберем и запишем слова, которые сочетаются с этим словом.
16.Составим и запишем предложения с этим словом.
17.Подберем и отгадаем загадки с этим словом.
18.Подберем стихи, в котором будет встречаться это слово и прочитаем их.
19.Послушайте пословицу, поговорку с этим словом и объясните, как вы понимаете значение пословицы или поговорки.
20.Подберите слова, близкие по смыслу (синонимы) и запишите.
21. Подберите слова, противоположные по смыслу (антонимы) и запишите.
22. Объясните, как вы понимаете этот фразеологический оборот?
23.Выясним, как произошло это слово?
24. Составим творческий рассказ с данным словом и словами, которые входят в эту тему.
-Поместим карточку со словом медведь в эту же рубрику.
-Третья рубрика называется «Однокоренные слова».
-Сейчас вы подберете к слову медведь родственные (однокоренные слова). Большую помощь вам окажет в выполнении этого и последующих заданий то, если вы вспомните русскую народную сказку «Три медведя» и современный мультфильм «Маша и медведь», который вы заранее просмотрели в ГПД.
-Посмотрите на иллюстрации к этим сказкам. (Найти иллюстрации.)
-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови одним словом.»
-Я читаю предложение- вопрос, а вы среди этих напечатанных слов находите ответ, с комментированием записываете его в тетрадь, ставите ударение и подчеркиваете безударную гласную.
(На доске вывешивается лист с напечатанными словами.)
3 рубрика
Игра «Назови одним словом»
№1.медведюшка
№2.медведица
№3.медведь
№4.медведище
№5.медвежонок
1-е предложение-вопрос: как называют крупного, хищного зверя с длинной густой шерстью? (Медведь.)
2.Вспомните мультфильм «Маша и медведь». Как называют ласково большого медведя? (Медведюшка.)
3. Как бы вы назвали большого медведя, например: домик-домище? (Медведище.)
4. Как называют маму медведя? (Медведица.)
5. Вспомните сказку «3 медведя». Как называют детеныша медведицы? (Медвеженок.)
-Выделим в этих родственных словах общую часть (корень). (-медвед.)
-Давайте сопоставим эти родственные слова и скажем, какая безударная гласная написана во всех них? (Безударная гласная буква е. Во всех словах пишется одинаково.)
-Поместим этот лист в рубрику- карман «Однокоренные слова».
-Проведем физкультминутку для пальцев:
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
-Проведем физкультминутку для глаз: посмотрите вправо, влево, вверх, вниз.
-Четвертая рубрика называется «Присматривайся к слову».
-В предыдущей рубрике вы подобрали и записали к слову медведь родственные слова. А в этой рубрике к слову медведь вы подберете и запишите подходящие по смыслу слова-признаки (прилагательные), то есть составите словосочетания с помощью согласных букв и вопросов.
-Поиграем в игру «Гуляй, да присматривай». Поможет нам в этом то, как вы представляете в жизни медведя, каким вы помните его в мультфильме, сказке и вопросы-подсказки.
(На доске вывешивается лист с напечатанными словами, в которых пропущены гласные буквы.)
- Я читаю вопрос-подсказку (какой бывает медведь по какому-то признаку, а вы, опираясь на согласные буквы, подбираете слово, отвечающее на вопрос какой?, называете пропущенные гласные с подбором проверочного слова и записываете слово в тетрадь.
Вопросы-подсказки:
1.Медведь (какой?) по размеру? (Большой-больше.)
2.По возрасту? (Молодой-молодость, старый.)
3.По внешности? (Косолапый-косо, косой.)
4.Когда он просыпается? (Голодный-голод.)
5.По цвету? (Бурый, белый, черный.)
6.По месту нахождения? (Гималайский.)
-Какие словосочетания получились? Прочитайте.
-Поместим этот лист в рубрику-карман «Присматривайся к слову».
-Пятая рубрика называется «Сочетаемость слова.
-Продолжаем играть в игру «Гуляй, да присматривай» или «Кто больше».
- Подберем к слову медведь подходящие по смыслу слова-действия.
(На доске вывешивается лист с напечатанными словами, в которых пропущены гласные буквы.)
-Поместим этот лист в карман-рубрику «Сочетаемость слова».
-Шестая рубрика называется «Составь предложение».
-Поиграем в игру «Кто лучше и интереснее».
-Составьте и запишите предложение, используя выше составленные слова и словосочетания, вставьте пропущенные гласные.
( На доске вывешивается лист с напечатанным предложением.)
6 рубрика
Дополните предложение, используя слова из 3, 4 рубрик и запишите.
Из дремучего леса вышла … … с малыми ... .
-Седьмая рубрика называется «Отгадай-ка».
-На уроках чтения мы отгадывали загадки, объясняли значение пословиц и поговорок, читали русские народные сказки, объясняли смысл пословиц и поговорок.
-Поиграем в игру «Кто больше».
7 рубрика
Отгадай загадки и выбери № тех, отгадкой к которым является слово медведь.
Объясните по каким признакам догадались об отгадке.
1.Зимой- белый,
а летом—серый.
2.Сама пестрая,
ест зеленое,
дает белое.
3.Летом бродит без дороги между сосен и берез,
а зимой он спит в берлоге,
от мороза прячет нос.
4.Длинный хвостище,
рыжий волосище,
сама хитрища.
5.На сене лежит,
Сама не ест
и другим не дает.
6.Летом наедается,
зимой высыпается.
7.На голове-гребень,
На хвосте-серп.
-Вспомните загадки, отгадками к которым является слово из словаря. (Медведь.) А сейчас загадайте своему товарищу.
-Объясните, по каким признакам догадались об отгадке?
-Поместим листы с загадками в карман-рубрику «Отгадай-ка»
-Восьмая рубрика называется «Найди стихотворение».
-Вспомните стихи, в содержании которых есть слово из словаря медведь и прочитайте его выразительно.
-Вспомните художественные произведения, в названии которых встречается слово медведь и прочитайте отрывок.
-Поместим отрывки из прочитанных вами художественных произведений в карман-конверт.
-Девятая рубрика называется «Пословицы и поговорки».
-Подготовьтесь объяснить смысл пословиц.
9 рубрика
Объясните смысл пословицы.
Кто боится медведя, тот боится и его следов.
Объясните смысл поговорки.
Для медведя зима - одна ночь.
1.Кто боится медведя, тот боится и его следов.
-В каких случаях так говорят?
-Подготовьтесь объяснить смысл поговорки: для медведя зима – одна ночь.
-В каких случаях так говорят: медведь в спячку ложится и для него вся зима как одна ночь.
-Вложим лист с пословицами в карман-конверт.
Посмотрите на книгу пословиц.
Десятая рубрика называется «Синонимы».
-Вспомните, что такое синонимы?
-Поиграем в игру «Кто быстрее»
-Подберем и запишем синонимы к слову медведь.
-Ответьте на мои вопросы одним словом и выбрав номер подходящего слова.
1 вопрос: Как ласково называют в народе медведя? (Мишка.)
2.Как называют медведя за его кривые лапы? (Косолапый.)
4.Как называют медведя, когда он топает? (Топтыгин.)
-Другие синонимы? ( Хозяин леса, угрюмый, шатун.)
(На доске вывешивается лист с напечатанными словами к игре «Кто быстрее».)
10 рубрика
Игра «Кто быстрее»
№1.косолапый
№2.топтыгин
№3.мишка
№4.Михаил Иваныч, Михаил Потапыч
-Вложим лист в рубрику.
-Посмотрите на словарь синонимов.
-Одиннадцатая рубрика называется «Когда так говорят».
Поиграем в игру «Кто быстрее».
-Прочитайте и объясните, когда так говорят?
12 рубрика
Игра «Кто быстрее»
Объясните, когда так говорят?
Медведь на ухо наступил.
Медвежья услуга.
- В нашей речи есть выражения: медведь на ухо наступил. Что оно обозначает? (Выражение медведь на ухо наступил употребляется тогда, когда говорят о человеке, у которого отсутствует музыкальный слух (не слышит музыку), например: он не слышал музыку. Он пел так, как будто ему медведь на ухо наступил.
-Составьте предложение, где можно употребить любое из данных выражений. (На уроке ученик подсказал другу и оказал медвежью услугу.)
-Посмотрите на фразеологический словарь.
-Какие вы еще знаете фразеологические обороты? (Смотреть или глядеть медведем - нелюдимый. Медвежий угол- отдаленное место, глухое). Аналогично вложим лист в рубрику-карман.