kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Слова с непроверяемыми написаниями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развить умение в правильном написании слова с непроверяемыми безударными гласными, используя его в разнообразных рубриках.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Слова с непроверяемыми написаниями"»

Сочетание словарно-орфографической работы на уроке и во внеклассных занятиях способствует не только сознательному усвоению учениками программного минимума, но и развитию у детей интереса к изучению и правильному употреблению их в речи.

В своем сообщении я хочу напомнить, как я организовала такую работу во 2 классе над словами, объединенными темой «Деревья». Для проведения словарно-орфографической работы над словом я приготовила дидактический материал и оформила его в виде наглядного пособия, которое вы видите ниже

Опыт данной работы я обобщила, проведя открытый урок во 2 классе

Урок русского языка во 2-м классе.

Тема: «Слова с непроверяемыми написаниями»

Цели урока:1. Дидактическая: развить умение в правильном написании слова с непроверяемыми безударными гласными, используя его в разнообразных рубриках.

2. Развивающая: развивать познавательные интересы в отгадывании загадок, ребусов.

3. Воспитательная: воспитание любви к животным.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят

Все ль внимательно глядят

Каждый хочет получать

Только лишь оценку пять.

2.Объявление темы и целей урока.

-Отгадайте, каким словам будет посвящен наш урок? Читайте вместе со мной слова, которые я буду показывать на карточках, чередуя безударные гласные.

На доске вывешивается лист со словами:

к рова

з вод

к ньки

в рона








Безударный гласный звук

Причиняет много мук

Как писать (хором) к.ньки, к.рова

И слова з.вод, в.рона?

Быстро включаем свое уменье

Произносим слово с удареньем

И вспоминаем как он пишется в слове без сомненья.

Коньки, корова, завод, ворона!

Вот теперь напишем смело!



(Ответ: наш урок будет посвящен словам с непроверяемыми написаниями.)

-Значит, тема нашего урока: «Слова с непроверяемыми написаниями».

Цели нашего урока:

1. Дидактическая: развить умение в правильном написании слова с непроверяемыми безударными гласными, используя его в разнообразных рубриках.

2. Развивающая: развивать познавательные интересы в отгадывании загадок, ребусов.

3. Воспитательная: воспитание любви к животным.

3. Проверка домашнего задания.

-Назовите, какое было домашнее задание?

1. Выписать из словаря, расположенного в конце учебника, слова на тему: «Дикие и домашние звери и птицы» и выделить в них орфограммы.

2. Подобрать стихи, рассказы, сказки, загадки, в которых говорится о них.

Приступим к проверке домашнего задания.

-Настя, прочитай слова на тему: «Домашние птицы и звери».

-Галя, прочитай слова на тему: «Дикие звери».

-Я предлагаю проверить 1-ю часть домашнего задания у доски, используя словарное и картинное лото в форме игры «Кто быстрее», чтобы узнать, как вы умеете отгадывать их в названии загадок.

-Прошу вас выйти к доске.

-Перед каждым из вас большой лист, разделенный на прямоугольники, на одном из которых напечатаны словарные слова, а на другом размещены картинки.

(На доске вывешиваются листы со словами и с картинками.)

к о рова

п е тух

за я ц

л и сица

м е дведь

с о бака


-У меня находятся маленькие карточки, на которых напечатаны загадки.

-Я читаю загадку, напечатанную в маленькой карточке. Вы ищете на своем листе слово-отгадку или картинку-отгадку. Вы отгадываете загадку, берете у меня карточку и закрываете ею соответствующий прямоугольник и комментируете написание этого слова или признаки, по которым вы определили картинку-отгадку.

Загадки:

1.Кто так заливисто поет

О том, что солнышко встает?( Петух.)

2.Пришла из лесу птичница

В рыжей шубке-

Кур посчитать. (Лиса.)

3.Голодна-мычит,

Сыта-жует,

Малым деткам

Молока не дает. (Корова.)

4.Кто осенью спать ложиться

А весной встает? (Медведь.)

5.Маленький, беленький

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык. (Заяц.)

6.В дом чужого не пущу

Без хозяина грущу. (Собака.)

-Назовите слова, которые относятся к теме «Домашние животные». (Петух, корова, собака.)

-Назовите слова, которые относятся к теме «Дикие животные». (Лиса, медведь, заяц.)

-Как нужно относится к животным?

-2-ю часть домашнего задания проверим позже.

4.Минутка чистописания.

-Все звери разбежались по своим норкам, а один из зверей попросилось к вам в гости, чтобы вы с ним могли подробнее познакомиться, но при условии, что вы отгадаете его название в ребусе и включите буквы, из которых состоит его название в минутку чистописания.

(На доску вывешивается ребус.)

-Но сначала вспомним правила посадки при письме.

- А сейчас открываем тетради и записываем число и классная работа.

-Отгадайте ребус.

-Посмотрите внимательно на буквы и найдите лишнюю букву в этом ряду. (Буква мягкий знак, так как она не обозначает звука.)

-Какие буквы остались? (м, е, д, в, е, д.)

-Разделите данные буквы на две группы. (Гласная е, согласные: м, д, в.)

-Давайте запишем эти группы букв на 1-й строчке, чередуя их в цепочке.

-Из цепочки согласных букв какая лишняя? (Буква эм, так как не имеет пары.)

-Медведь привел с собой друзей-словарей, которые помогут узнать о нем побольше.

5.Работа над словом.

- Сегодня мы начнем работать со словом медведь, используя его в разнообразных рубриках на стенде под названием «В мире слов». (Вставить фотографию с изображением стенда.)


Первая наша рубрика называется «Наш словарь».

-Скажите, почему на карточке-картинке фотографии нескольких медведей? (Найти картинки.)

(Существует несколько видов медведей: бурый, черный, белый, гималайский.)

- Запомним эти сведения и поместим их в рубрику-конверт «Наш словарь».

-Вторая рубрика называется «Из толкового словаря русского языка», в которой мы проведем орфографическую работу над словом и выясним значение слова. А поможет нам в этом толковый словарь русского языка.

-Прочитайте, в толковом словаре значение слова медведь. Так же значение этого слова напечатано на листке.

2 рубрика


Медведь - крупный хищный зверь с длинной густой шерстью

и короткими толстыми ногами.




-Поместим его в рубрику-конверт.

-Орфографическую работу проведем по следующему плану и с помощью орфографического словаря.

1.Предлагаю ученикам рассмотреть картинку-карточку с изображением предмета. 2.Называют видимый предмет словом.

3. Выясним его значение сами или с помощью учителя.

4. Произнесите рассматриваемое слово.

5. Определите место ударения в нем.

6.Укажите количество слогов.

7. Произнесите по порядку все звуки.

8.На наборном полотне выставлена карточка с написанным на ней словом.

9.Про читайте его орфографически.

10.Устанавите разницу в произношении и написании.

Установим, почему слово произносится не так как пишется?

Например, рассмотрим на примере слова береза:

- В первом слоге гласная буква е безударная, поэтому она произносится не так как пишется;

- Звук [ о] после мягкого согласного в слоге ре обозначается на письме буквой е.

11. Решим орфографические задачи: какую букву в слове при письме надо проверять и почему? Как проверить эту букву? Можно ли проверить написание буквы путем подбора проверочного слова?

12. Запишите слово в тетрадь для словарных слов, а затем в классную тетрадь, каждый раз ставят знак ударения, выделяют гласную (согласную), которую при письме надо запомнить.

13.Подберем к данному слову и запишем в тетрадь родственные или однокоренные слова.

14. Составим и запишем словосочетания.

15.Подберем и запишем слова, которые сочетаются с этим словом.

16.Составим и запишем предложения с этим словом.

17.Подберем и отгадаем загадки с этим словом.

18.Подберем стихи, в котором будет встречаться это слово и прочитаем их.

19.Послушайте пословицу, поговорку с этим словом и объясните, как вы понимаете значение пословицы или поговорки.

20.Подберите слова, близкие по смыслу (синонимы) и запишите.

21. Подберите слова, противоположные по смыслу (антонимы) и запишите.

22. Объясните, как вы понимаете этот фразеологический оборот?

23.Выясним, как произошло это слово?

24. Составим творческий рассказ с данным словом и словами, которые входят в эту тему.


-Поместим карточку со словом медведь в эту же рубрику.


-Третья рубрика называется «Однокоренные слова».

-Сейчас вы подберете к слову медведь родственные (однокоренные слова). Большую помощь вам окажет в выполнении этого и последующих заданий то, если вы вспомните русскую народную сказку «Три медведя» и современный мультфильм «Маша и медведь», который вы заранее просмотрели в ГПД.

-Посмотрите на иллюстрации к этим сказкам. (Найти иллюстрации.)

-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови одним словом.»

-Я читаю предложение- вопрос, а вы среди этих напечатанных слов находите ответ, с комментированием записываете его в тетрадь, ставите ударение и подчеркиваете безударную гласную.

(На доске вывешивается лист с напечатанными словами.)

3 рубрика

Игра «Назови одним словом»

№1.медведюшка

№2.медведица

№3.медведь

№4.медведище

№5.медвежонок

1-е предложение-вопрос: как называют крупного, хищного зверя с длинной густой шерстью? (Медведь.)

2.Вспомните мультфильм «Маша и медведь». Как называют ласково большого медведя? (Медведюшка.)

3. Как бы вы назвали большого медведя, например: домик-домище? (Медведище.)

4. Как называют маму медведя? (Медведица.)

5. Вспомните сказку «3 медведя». Как называют детеныша медведицы? (Медвеженок.)

-Выделим в этих родственных словах общую часть (корень). (-медвед.)

-Давайте сопоставим эти родственные слова и скажем, какая безударная гласная написана во всех них? (Безударная гласная буква е. Во всех словах пишется одинаково.)

-Поместим этот лист в рубрику- карман «Однокоренные слова».

-Проведем физкультминутку для пальцев:

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

-Проведем физкультминутку для глаз: посмотрите вправо, влево, вверх, вниз.

-Четвертая рубрика называется «Присматривайся к слову».

-В предыдущей рубрике вы подобрали и записали к слову медведь родственные слова. А в этой рубрике к слову медведь вы подберете и запишите подходящие по смыслу слова-признаки (прилагательные), то есть составите словосочетания с помощью согласных букв и вопросов.

-Поиграем в игру «Гуляй, да присматривай». Поможет нам в этом то, как вы представляете в жизни медведя, каким вы помните его в мультфильме, сказке и вопросы-подсказки.

(На доске вывешивается лист с напечатанными словами, в которых пропущены гласные буквы.)

4 рубрика

Игра «Гуляй, да присматривай»

Медведь (какой?) б.льшой, м.л.д.й, ст.р.й, к.с.л.п.й, г.л.дн.й, б.р.й, б.л.й, ч.рн.й, г.м.л.йск.й.




медведь большой

медведь молодой

медведь старый

медведь косолапый

медведь голодный

медведь бурый

медведь белый

медведь черный

медведь гималайский






- Я читаю вопрос-подсказку (какой бывает медведь по какому-то признаку, а вы, опираясь на согласные буквы, подбираете слово, отвечающее на вопрос какой?, называете пропущенные гласные с подбором проверочного слова и записываете слово в тетрадь.

Вопросы-подсказки:

1.Медведь (какой?) по размеру? (Большой-больше.)

2.По возрасту? (Молодой-молодость, старый.)

3.По внешности? (Косолапый-косо, косой.)

4.Когда он просыпается? (Голодный-голод.)

5.По цвету? (Бурый, белый, черный.)

6.По месту нахождения? (Гималайский.)

-Какие словосочетания получились? Прочитайте.


-Поместим этот лист в рубрику-карман «Присматривайся к слову».


-Пятая рубрика называется «Сочетаемость слова.

-Продолжаем играть в игру «Гуляй, да присматривай» или «Кто больше».

- Подберем к слову медведь подходящие по смыслу слова-действия.

(На доске вывешивается лист с напечатанными словами, в которых пропущены гласные буквы.)

5 рубрика

Сочетаемость слова.

Медведь

(что делает?)

р.ч.т, р.в.т, бр.д.т, п.гр.ж..тс. (в спячку)

Медведи

(что делают?)

в. д. тс. .


медведь рычит

медведь ревет

медведь бродит

медведь погружается (в спячку)

медведи водятся (где-либо)



Прочитайте полученные слова. (Медведь (что делает?) рычит, ревет, бродит. Медведи водятся.

-Поместим этот лист в карман-рубрику «Сочетаемость слова».

-Шестая рубрика называется «Составь предложение».

-Поиграем в игру «Кто лучше и интереснее».

-Составьте и запишите предложение, используя выше составленные слова и словосочетания, вставьте пропущенные гласные.

( На доске вывешивается лист с напечатанным предложением.)

6 рубрика

Дополните предложение, используя слова из 3, 4 рубрик и запишите.


Из дремучего леса вышла … … с малыми ... .



-Седьмая рубрика называется «Отгадай-ка».

-На уроках чтения мы отгадывали загадки, объясняли значение пословиц и поговорок, читали русские народные сказки, объясняли смысл пословиц и поговорок.

-Поиграем в игру «Кто больше».

7 рубрика

Отгадай загадки и выбери № тех, отгадкой к которым является слово медведь.

Объясните по каким признакам догадались об отгадке.

1.Зимой- белый,

а летом—серый.

2.Сама пестрая,

ест зеленое,

дает белое.

3.Летом бродит без дороги между сосен и берез,

а зимой он спит в берлоге,

от мороза прячет нос.

4.Длинный хвостище,

рыжий волосище,

сама хитрища.

5.На сене лежит,

Сама не ест

и другим не дает.

6.Летом наедается,

зимой высыпается.

7.На голове-гребень,

На хвосте-серп.



-Вспомните загадки, отгадками к которым является слово из словаря. (Медведь.) А сейчас загадайте своему товарищу.

-Объясните, по каким признакам догадались об отгадке?

-Поместим листы с загадками в карман-рубрику «Отгадай-ка»

-Восьмая рубрика называется «Найди стихотворение».

-Вспомните стихи, в содержании которых есть слово из словаря медведь и прочитайте его выразительно.

-Вспомните художественные произведения, в названии которых встречается слово медведь и прочитайте отрывок.

-Поместим отрывки из прочитанных вами художественных произведений в карман-конверт.

-Девятая рубрика называется «Пословицы и поговорки».

-Подготовьтесь объяснить смысл пословиц.

9 рубрика

Объясните смысл пословицы.

Кто боится медведя, тот боится и его следов.

Объясните смысл поговорки.

Для медведя зима - одна ночь.


1.Кто боится медведя, тот боится и его следов.

-В каких случаях так говорят?

-Подготовьтесь объяснить смысл поговорки: для медведя зима – одна ночь.

-В каких случаях так говорят: медведь в спячку ложится и для него вся зима как одна ночь.

-Вложим лист с пословицами в карман-конверт.


Посмотрите на книгу пословиц.

Десятая рубрика называется «Синонимы».

-Вспомните, что такое синонимы?

-Поиграем в игру «Кто быстрее»

-Подберем и запишем синонимы к слову медведь.

-Ответьте на мои вопросы одним словом и выбрав номер подходящего слова.

1 вопрос: Как ласково называют в народе медведя? (Мишка.)

2.Как называют медведя за его кривые лапы? (Косолапый.)

3.Как в сказках зовут медведя? Вспомните сказку «Три медведя». (Михаил Иваныч, Потапыч.)

4.Как называют медведя, когда он топает? (Топтыгин.)

-Другие синонимы? ( Хозяин леса, угрюмый, шатун.)

(На доске вывешивается лист с напечатанными словами к игре «Кто быстрее».)

10 рубрика

Игра «Кто быстрее»


№1.косолапый

№2.топтыгин

№3.мишка

№4.Михаил Иваныч, Михаил Потапыч


-Вложим лист в рубрику.

-Посмотрите на словарь синонимов.

-Одиннадцатая рубрика называется «Когда так говорят».

Поиграем в игру «Кто быстрее».

-Прочитайте и объясните, когда так говорят?

12 рубрика

Игра «Кто быстрее»

Объясните, когда так говорят?

Медведь на ухо наступил.

Медвежья услуга.


- В нашей речи есть выражения: медведь на ухо наступил. Что оно обозначает? (Выражение медведь на ухо наступил употребляется тогда, когда говорят о человеке, у которого отсутствует музыкальный слух (не слышит музыку), например: он не слышал музыку. Он пел так, как будто ему медведь на ухо наступил.

-Составьте предложение, где можно употребить любое из данных выражений. (На уроке ученик подсказал другу и оказал медвежью услугу.)

-Посмотрите на фразеологический словарь.

-Какие вы еще знаете фразеологические обороты? (Смотреть или глядеть медведем - нелюдимый. Медвежий угол- отдаленное место, глухое). Аналогично вложим лист в рубрику-карман.

-Двенадцатая рубрика называется «Это интересно».

-Выясним, как произошло слово медведь?

13 рубрика

Слово медведь произошло то сложения слов-

мед и еда.


-Посмотрите на этимологический словарь школьника.

Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали на уроке?

По каким рубрикам мы путешествовали?






Игра «Угадай, какое слово пропущено»

медвежий …

медвежья …

медвежье …

медвежьи …







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока по теме "Слова с непроверяемыми написаниями"

Автор: Кустова Марина Владимировна

Дата: 07.01.2022

Номер свидетельства: 597003

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока по теме:"Когда командует словарь" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-tiemie-koghda-komanduiet-slovar"
    ["file_id"] => string(6) "151388"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420702624"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по теме "Правописание безударных гласных в корне слова""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekturokapotiemiepravopisaniiebiezudarnykhghlasnykhvkornieslova"
    ["file_id"] => string(6) "255998"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448031566"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конспект урока по теме :ПРОИЗНОШЕНИЕ И НАПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_tiemie_proiznoshieniie_i_napisaniie_slov_s_biezudarnymi_glasn"
    ["file_id"] => string(6) "375196"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483474963"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по теме: "Синонимы, антонимы, омонимы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sinonimy-antonimy-omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "144503"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418739107"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Конспект урока по русскому языку по теме «Особенности проверочных слов с безударной гласной и способы проверки» "
    ["seo_title"] => string(120) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-osobiennosti-provierochnykh-slov-s-biezudarnoi-ghlasnoi-i-sposoby-provierki"
    ["file_id"] => string(6) "106663"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403068510"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства