Тема урока: Изложение – описание помещения по отрывку из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».
Цель урока: а)подготовиться к написанию изложения,
б) обогащать словарный запас учащихся, учить выражать свои мысли.
Оборудование урока: репродукция картины Н.Н.Ге «И.И.Пущин в гостях у А.С.Пушкина в Михайловском», фотография кабинета Пушкина, иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».
Ход урока
1.Организационный момент
2.Слово учителя
Сегодня наш урок развития речи «Описание помещения»(интерьера) будет связан с именем величайшего русского поэта, основателя современного русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина.
Пушкин в своих произведениях большое внимание уделяет интерьеру, связывая описание помещения с раскрытием характера, интересов, привычек, рода занятий персонажей. Вот как в романе в стихах «Евгений Онегин» он описывает кабинет главного героя в его родовом имении:
Татьяна взором умиленным
Вокруг себя на все глядит,
И все ей кажется бесценным,
Всё душу томную живит
Полумучительной отрадой:
И стол с померкшею ломпадой,
И груди книг, и под окном
Кровать, покрытая ковром,
И вид в окно сквозь сумрак лунный,
И этот бледный полусвет,
И лорда Байрона портрет,
И столбик с куклою чугунной
Под шляпой с пасмурным челом,
С руками, сжатыми крестом.
Это описание кабинета интеллигента своего времени – образованного дворянина. Евгений Онегин – в провинции. Но и там, в добровольном уединении от шумной, праздничной жизни Петербурга, он не может обойтись без книг, без портрета любимого поэта Байрона, без скульптурного изображения Наполеона – властителя дум онегинского поколения. Онегин- литературный герой, но «списанный» с тех реальных людей, которые окружали Пушкина, принадлежали к одному с ним кругу.
Прозорливость Пушкина заключается в том, что он одним из первых русских писателей на страницах своих произведений проявил сострадание к простому русскому человеку: увидел в нём не только самобытный характер, но и неистребимую тягу к вечным ценностям и идеалам, к прекрасному, к искусству. Вспомним повесть «Станционный смотритель», где автор – повествователь, описывая жилище смотрителя Самсона Вырина, сосредоточивает основное внимание на рассмотрении героем картинок, украшавших «смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына». Думается, что это подробное описание картинок не только предугадывает сюжетную линию повести, но и глубже раскрывает характер героев (Вырина и Дуни), показывает их разносторонние интересы, стремление к красоте, совершенству. Вдумаемся: на далёкой путевой станции, затерявшейся в бескрайних просторах России, живут полнокровной жизнью со своими радостями и горестями простые люди, «от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые», обладающие хорошим художественным вкусом. Ведь не что попало повесили на стену, не безвкусные лубочные картинки, а репродукции известного немецкого художника на тему евангельской истории блудного сына.
3. Знакомство с отрывком текста художественного произведения
4. Лексическая работа
Господин Белкин, Самсон Вырин
Обитель (устаревшее слово: а) монастырь. б)ироническое название чьего-либо жилища)
Блудный сын (вспоминаем притчу о блудном сыне, показывая репродукцию картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»)
Благословение, раскаяние
Доныне – до сих пор
Бальзамин
Шлафрок – тип халата
Сертук – мужская одежда типа пиджака с фалдами
Небрежение – неухоженность
Полинялых – выцветших
5.Работа с тексом
- Подумайте, является ли то, что вы сейчас услышали, тестом? Почему?
- Стиль текста, тип речи.
- Сколько частей можно выделить в этом тексте?
- Найдите опорные слова в каждом из микротекстов и сделайте графическое оформление текста.
6. Составление сложного плана текста
1) Рассматривание картинок.
2)История блудного сына:
а) старик отпускает юношу,
б)недостойное поведение молодого человека,
в)промотавшийся юноша пасёт свиней,
г)раскаяние,
д)возвращение к отцу.
3.Сохранилось в памяти:
а)горшки с бальзамином,
б)кровать с пестрой занавескою.
4.Сам хозяин:
а)лет пятьдесят,
б)свежий и бодрый,
в)в зелёном сертуке.
5. Прошло несколько лет.
6.Узнаю:
а)картинки,
б)стол и кровать,
в)нет цветов.
7.Ветхость и небрежение.
8.Дополнение к тексту: мои размышления, связанные с описанием Пушкиным жилища станционного смотрителя.
7.Написание изложения