kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Приложение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебные вопросы к уроку:

- Что такое приложение?

- Какие признаки оно может обозначать? 

- Какие бывают приложения? 

- Когда между приложением и определяемым существительным ставится дефис?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Приложение"»

Тема: Приложение


Цель: создать условия для знакомства с понятием «приложение»;

Задачи:

  • познакомить с правилами написания приложений с определяемым словом;

  • развивать навыки монологической речи;

  • воспитать любовь к русскому языку.


Методические приёмы: повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

- Какие члены предложения называются главными?

- Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

- Расскажите о дополнении.

- Что вы знаете об определениях?

2) Лингвистическая разминка

Образуйте, где это возможно, несогласованные определения от согласованных.

Кофейная чашка, полосатая юбка, ключ от замка, громкоголосый оратор, воронье гнездо, очковая змея, компьютерный диск, медвежья услуга.

(чашка для кофе, юбка в полоску, оратор с громким голосом, гнездо вороны, диск для компьютера. Остальные словосочетания не имеют синонимов очковая змея – название биологического вида; медвежья услуга – фразеологизм.)

III. Изучение новой темы «Приложение»

Особым видом определения является приложение, выраженное существительным.

Например, Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана.

Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию, возраст и т. д.

Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится. Это согласованные приложения. Приложение отвечает на вопрос какой? Никогда не отвечает на вопрос чей?

Примеры.

Во время паводка река Амур широко разлилась.

Особый вид приложений – это несогласованные приложения. Ими являются имена собственные, обозначающие названия газет, журналов, предприятий, художественных произведений. Они пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки.

Журнал «Природа» напечатал интересные материалы по экологии.

Заметим, что сказуемые согласуются с именами нарицательными, значит, эти слова – главные, а приложения при них – имена собственные.

Врач Иванова начала приём с раннего утра.

(Врач приложение, потому что говориться о профессии.)

Инженер Петрова была отличным специалистом в области электроники.

Программист Жданова получила срочное задание.

Сказуемые согласуются с именами собственными, значит, они и есть главные, а приложения при них – имена нарицательные.

Работа с таблицей

Пишется с дефисом

Пишется без дефиса

1. Нарицательные существительные +

+ нарицательные существительные: утёс-великан

2. Собственное существительное + нарицательное существительное: Москва-река

Нарицательное существительное + собственные существительные:

река Дон


IV. Закрепление изученного материала

Упражнение 1

Прочитайте предложения и укажите предложения. Определите, что они обозначают (качество предмета, возраст, профессию, национальность и т.д.)

Возница-киргиз – национальность;

охотники-звероловы – профессия;

Волга-матушка, Ока-кормилица, Цна-голубка – качество предмета;

девочка-подросток - возраст;

строитель-бетонщик, солдат-сапёр – профессия;

берёза-свечка – качество предмета;

озеро Кабан – географическое название;

река Конго - географическое название.

Упражнение 2

Запишите предложения, подчеркните приложение.

Он похож на большого мальчика-толстяка. Белынь-озеро начиналось почти у самого города и уходило узкой змейкой в смешанный лес. Картина Левитана «Золотая осень» привлекает нас гармонией красок, каким-то неизъяснимым волшебством. Не так уж часто встречались на Волге женщины-штурманы. Сестра Лиза приехала на весенние каникулы.

Как мы подчёркиваем приложения?

(двумя волнистыми чертами)

Упражнение 4.

Запишите словосочетания. Объясните употребление или отсутствие дефиса.

Вагон(выставка), фильм (Чучело), Волга(река), отец(старик), магазин (Садовод), киножурнал (Ералаш), планета(Юпитер), зима(красавица), сестрёнка(Алёнка), студент(отличник).

Ответ:

Вагон-выставка, фильм «Чучело», Волга-река, отец-старик, магазин «Садовод», киножурнал «Ералаш», планета Юпитер, зима-красавица, сестрёнка-Алёнка, студент-отличник.

V. Подведение итогов урока

- Что такое приложение?

- Какие признаки оно может обозначать? (Качества предмета, возраст, профессию, национальность, собственные наименования улиц, книг, газет, предприятий и т.п.)

- Какие бывают приложения? (Согласованные и несогласованные.)

- Когда между приложением и определяемым существительным ставится дефис?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Приложение"

Автор: Юсупова Юлия Николаевна

Дата: 25.06.2024

Номер свидетельства: 653669

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Русский язык конспект урока тема: "Приложение""
    ["seo_title"] => string(49) "russkii_iazyk_konspiekt_uroka_tiema_prilozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "419882"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496254089"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока по теме: «Environmental issues»."
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-po-tiemie-environmental-issues"
    ["file_id"] => string(6) "280791"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453429285"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока по швейному делу на тему "Обработка накладного кармана" 6класс"
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekturokaposhvieinomudielunatiemuobrabotkanakladnoghokarmana6klass"
    ["file_id"] => string(6) "314188"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459626823"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка с применением ЭОР"
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-s-primienieniiem-eor"
    ["file_id"] => string(6) "248387"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446721485"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока на тему "Герои поэм Гомера""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt_uroka_na_tiemu_gieroi_poem_gomiera"
    ["file_id"] => string(6) "353821"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477921772"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства