Конспект урока по русскому языку "Работа с текстом"
Конспект урока по русскому языку "Работа с текстом"
-Здравствуйте, ребята! Сегодня проводить урок русского языка у вас буду я. Зовут меня Наталья Сергеевна. А еще сегодня я еще буду выступать в роли волшебного экскурсовода Ядвиги Петровны из Сказочного патруля, а вы будете моими помощниками, а нашу работу будут оценивать члены высокопрофессионального жюри
-Ребята, скажите мне, в какой стране мы живем? (в России). Какая она, наша Родина? (ответы детей)
(слайд1)Россия - самое большое по площади государство в мире.
-А кто сможет стать моим первым помощником и показать границы нашего государства на карте?
Россия- государство богатое важнейшими природными ресурсами: она включает в себя обширные равнины, ледяные пустыни, высокие горы, просторные степи, моря, реки, озера с удивительными наземными и подводными жителями. Мы – счастливчики! Спросите почему? Да потому что далеко не все могут наблюдать смену времен года. Представляете, где-то нет зимы, и ребята не смогут слепить снеговиков и поиграть в снежки (о.Барбадос, о.Бали, Канарские острова, Сейшельские острова), а где-то нет весны и осени.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Работа с текстом"»
Прозвенел, друзья, звонок,
Начался и наш урок,
Вы за парты тихо сели, (показать жестом)
На меня все посмотрели,
Пожелаем успехов глазами,
И вперед за новыми знаниями!
-Здравствуйте, ребята! Сегодня проводить урок русского языка у вас буду я. Зовут меня Наталья Сергеевна. А еще сегодня я еще буду выступать в роли волшебного экскурсовода Ядвиги Петровны из Сказочного патруля, а вы будете моими помощниками, а нашу работу будут оценивать члены высокопрофессионального жюри
-Ребята, скажите мне, в какой стране мы живем? (в России). Какая она, наша Родина? (ответы детей)
(слайд1)Россия - самое большое по площади государство в мире.
-А кто сможет стать моим первым помощником и показать границы нашего государства на карте?
Россия- государство богатое важнейшими природными ресурсами: она включает в себя обширные равнины, ледяные пустыни, высокие горы, просторные степи, моря, реки, озера с удивительными наземными и подводными жителями. Мы – счастливчики! Спросите почему? Да потому что далеко не все могут наблюдать смену времен года. Представляете, где-то нет зимы, и ребята не смогут слепить снеговиков и поиграть в снежки (о.Барбадос, о.Бали, Канарские острова, Сейшельские острова) , а где-то нет весны и осени.
Для нас Россия начинается с родной области (слайд 2), любимого района, в которых мы проживаем.
-А в какой области и каком районе мы проживаем?(ответы детей) Некоторые ваши сверстники, живущие на других континентах, совсем не знают ничего про нашу малую родину. Расскажите им, какая она, наша область (ответы детей).
-Чем богат наш край? (земельными ресурсами-выращивают разные культуры: зерновые культуры, бахчевые культуры, картофель, лук, томаты, сахарную свеклу; топливными ресурсами-каменный уголь; водными ресурсами- в пределах Ростовской области протекает более 4500 рек, существует более 250 озер, 3 водохранилища и много прудов, а также Таганрогский залив Азовского моря, на который вы обязательно ездили с родителями отдыхать летом, поднимите руку, кто купался в Таганрогском заливе; лесными ресурсами- среди лесных насаждений преобладают дубовые и сосновые.)
-Ребята, вы когда-нибудь летали? Я предлагаю вам взять крылья, которые лежат у вас на столах, и вместе со мной пролететь над нашими родными краями, взглянуть с высоты птичьего полета на нашу малую родину (просмотр ролика, слайд 3).
Ростовская область совсем недавно, 13 сентября, отмечала свой 81-й день рождение. РО – южный регион России, это территория расположена на Восточно-Европейской равнине, в речном бассейне Дона, преимущественная природная зона – степь. О нашей области сложено немало песен, в которых воспето много великих людей.
-А Вы умеете хранить секреты? Я вам открою один секрет про территорию нашей области- ее размеры достаточно впечатляющие. Если сравнивать площадь с европейскими государствами, то необходимо объединить три страны (Нидерланды, Данию и Бельгию).
-А какова наша малая родина в произведениях писателей? Для этого давайте обратимся к тексту, который находится у вас на столах, из сборника «Наш край Донской - крупиночка России…».
-Предлагаю вам «пробежаться глазами по тексту». Кто из вас хорошо читает и сможет стать мне надежным помощником – выразительно прочитать текст (выбираем желающего, слушаем его, можно прицепить бейдж «Помощник»).
-Молодчина! Читал(а)выразительно, я предлагаю послушать, как бы я в этом удивительном тексте расставила бы акценты и логические ударения на важных, на мой взгляд, словах (читаю я)
-Вы догадались, какая будет тема нашего урока? О чем мы будем сегодня говорить? В этом мне поможет волшебный сундучок, если вы согласны с темой, которую я достану из сундучка, то хлопните один раз в ладоши. Попробуем? (достаю несколько вариантов: сложение чисел; строевые упражнения; музыка в жизни людей, запись на агл.языке-школа.Ничего не понимаю, что здесь написано, я учила французский язык, кто сможет прочитать , что здесь написано? Текст. Работа с текстом)
-Молодцы! Справились с заданием!
-Откроем тетради, запишем число и тему урока (записываем на доске)
-Ребята, если мы определили тему урока, то какие задачи мы постараемся решить за урок? (распознавать текст по его признакам, озаглавливать, анализировать, определять тип текста, стиль речи)
-А теперь давайте докажем, что перед нами текст.
-Для этого вспомните, что такое текст?
-Какие признаки текста вы знаете? (целостность- одна тема для всех частей, связность -все части связаны по смыслу, завершенность-полнота изложения мысли, делимость на части (вступление, основная часть, заключение), заглавие (иногда его нет), тема, основная мысль)
-О чем текст? Какова его тема? Что хотели сказать авторы-составители? (о родине Шолохова, о великой реке Дон, о территории РО, о красоте и неповторимости нашей малой родины)
-Ответьте мне по секрету на вопрос, вам разрешают разговаривать на уроке? (ответы детей). Я сегодня разрешаю вам поговорить с соседом, посоветоваться с ним, только очень тихо, чтобы ребята из соседних домой не услышали ваш секрет! (Работают в парах) -Определите тип и стиль текста. Вспомните стили речи (научный, художественный, разговорный, официально-деловой), какие типы текстов вы знаете? (Повествование, описание, рассуждение).
-Ну, кто справился? Правильно! Стиль художественный -его главная функция – эмоционально – эстетическое воздействие на читателя .Тип-повествование и только? Давайте внимательно рассмотрим, что здесь описывает автор подробно? (степи, х.Кружилинский) Значит-тип текста повествование с элементами описания.
-Давайте озаглавим текст! (Родина Шолохова)
-Сколько предложений в нашем тексте связано по смыслу? (10)
-Какова структура текста, он членим? (нет)
-Правильно, случается, ребята, что текст не всегда членим на абзацы.
-Все ли предложения связаны по смыслу? (да)
-Давайте обратим внимание на 5 и 6 предложение, прочитаем их.
-Каким лексическим средством связаны по смыслу эти 2 предложения?
-Посмотрите, о чем говорится в 5 предложении? (о Тихом Доне)
-А как он назван в 6 предложении? Автор не повторяет слово Дон, а использует? (местоимение он)
-Прочитаем 8 и 9 предложение. О чем говорится в 8 предложении? (о хуторе Кружилинском ). Как он назван в 9 предложении? (на его-местоимением). Каким лексическим средством связаны эти предложения? (местоимениями).
-Верно, местоимения являются лексическими средствами связи предложений в тексте. Конечно, существуют и другие лексические средства связи: союзы, наречия, повторы однокоренных слов, синонимы, но более часто мы встречаем местоимения, выступающие в роли средств связи.
-Какие знаменитые фамилии нам встретились в тексте? (А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, М.А.Шолохов, Гомер, Шекспир). Чтобы вспомнить о них, я выберу группу искусствоведов, которая нам будет помогать, в этом мне поможет моя волшебная палочка!
-А теперь группа искусствоведов попробует кратко рассказать, что она знает о каждом из них (портреты на слайдах, ответы детей)
Александр Сергеевич Пушкин - светило русской литературы 19 века, его произведения составляют золотой фонд русской литературы.
-Спасибо! Ребят, какие сказки Пушкина вы знаете? Когда вы были маленькими, то вам обязательно их читали мама, бабушки…У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том….
Лев Николаевич Толстой - писатель, занимающий выдающееся место в ряду деятелей мировой культуры, открыл школу для крестьянских детей в имении Ясная Поляна.
-Вспомните рассказ о маленьком мальчике, который очень хотел учиться в школе (Филиппок)
Гомер - легендарный древнегреческий певец-сказитель, автор знаменитых поэм «Илиада» и «Одиссея», ставшими древнегреческими памятниками литературы. На уроках вы читали отрывки из этих поэм, вспомните Одиссей на острове Циклопов.
Шекспир - английский драматург, поэт, актер, с его творчеством вы познакомитесь в старших классах. Самые знаменитые его произведения-«Ромео и Джульетта», «Гамлет».
Михаил Александрович Шолохов-(о нём я расскажу). Писатель, родился на Донской земле (х.Кружилинский), прославил нашу область, лауреат Нобелевской премии по литературе за роман-эпопею «Тихий Дон» (одна из наиболее престижных международных премий, ежегодно присуждаемая за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру или развитие общества), в военные годы работал корреспондентом. Все свои награды передал на благотворительность- постройку новых школ, он хотел. Чтобы все дети могли учиться и получить образование, т.е. был волонтером.
-А знаете ли вы, что 2018 год объявлен годом волонтера (добровольца) в России? Кто такие волонтеры? (ответы детей).
-Волонтер (слово, пришедшее к нам из французского языка) - это люди, оказывающие посильную помощь без расчета на денежное вознаграждение (помощь старикам, животным, посадка деревьев, цветов, уборка мусора). У нас в Куйбышевском районе есть движение волонтеров, вы можете к нему присоединиться, дарить свое тепло, оказывать помощь окружающему миру. Каждый из вас-волонтер. Спросите, почему?
Отвечу-мы убираем мусор, участвуя в субботниках, помогаем друзьям, знакомым. И значит, мы-волонтеры. Поднимите свои ладошки вверх в знак согласия.
-Спасибо за помощь! Продолжаем нашу работу.
-Сейчас волшебная палочка определит группу языковедов, которая с помощью толкового словаря поможет нам объяснить значение слов, написанных на карточках. Это поможет для дальнейшей нашей работы
-Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости приходили художники и оставили в классе свои картины, но не подписали их, посмотрите вокруг себя, догадайтесь, где среди данных картин ковыльные степи, лазоревые цветы, степные орлы и Дон-батюшка (ребята рассматривают, определяют, доказывают, кто-то прикрепляет к доске)
-Молодцы. Теперь моя волшебная палочка превратит некоторых из вас в лингвистов.
-Обратите внимание на осенние листочки, которые ветер разбросал по классу (со словами: ложится, голосами, прибрежным-чередующиеся согласные в корне и беглая гласная).
-Лингвисты, соберите листочки и произведите морфемный разбор этих слов (работаем у доски).
-Давайте вспомним, что мы называем морфемами? (ответы) Какие морфемы вы знаете? (ответы, работают у доски, проверяем)
-Верно, справились, молодцы!
(Барабанная дробь)
-Ребята, внимание, нам что-то передали! Давайте вместе посмотрим, что это (разворачиваю свиток, там слова с орфограммами: прОтянулся, свОи, по_землям, пол-РоссиИ)
-Вам предстоит правильно определить вид орфограммы и вставить пропущенную букву. Что мы называем орфограммами? (от греч.правильное письмо, написание соответствующее правилам орфографии) Какие орфограммы вы встретили? Обратите внимание на правописание слова пол-России, с правилом написания таких слов вы будете знакомиться позже, а пока запомните, что пол-России пишется через дефис.
-Давайте обратим внимание на предложение номер 5.Прочитаем его выразительно (написано на доске, читают вслух). Нам потребуется волшебный сундучок (слова: тульским, липецким, воронежским, ростовским) -Что вы заметили? (ответы).
-Верно, это однородные члены. А какие здесь
встретились однородные члены предложения, главные или второстепенные? Зададим вопрос: по землям каким? (однородные определения). Какие члены предложения называются однородными? (отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, обычно выражены одной и той же частью речи, являются одним членом предложения, произносятся с перечислительной интонацией, а на письме выделяются запятыми. Посмотрите, у нас они выделены запятыми? Возьмите ручки, расставьте знаки препинания).
-Ой, внимание, нам передали, что мы должны выполнить еще одно задание. Злой волшебник разбросал предложения. Наша задача составить из них связный текст. Попробуем?
-Молодцы, это отрывок из рассказа Шолохова М.А. «Нахалёнок», ваше домашнее задание-прочитать его и определить тему и основную мысль.
-Ребята, о чем был интересный текст, с которым мы работали на уроке? (о малой родине М.А.Шолохова, о колорите наших родных мест).
-Молодцы, интересным, познавательным урок был для вас? (ответы)
- Справились ли мы? Какие цели и задачи поставили мы в начале урока?
-Оцените свою работоспособность, выберите смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока, покажите его нам.
-Посмотрите, сколько вы сегодня собрали разных цветов, которые растут на территории Ростовской области. Давайте соберем букет полевых цветов, с которыми мы познакомились сегодня на уроке.
Все вы –молодцы, работали активно, дружно, правильно отвечали на мои вопросы, мне было с вами интересно работать!