kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Работа с текстом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Здравствуйте, ребята! Сегодня проводить урок русского языка у вас буду я. Зовут меня Наталья Сергеевна. А еще сегодня я еще буду выступать в роли волшебного экскурсовода Ядвиги Петровны из Сказочного патруля, а вы будете моими помощниками, а нашу работу будут оценивать члены высокопрофессионального жюри

-Ребята, скажите мне, в какой стране мы живем? (в России). Какая она, наша Родина? (ответы детей)

(слайд1)Россия - самое большое по площади государство в мире.

-А кто сможет стать моим первым помощником и  показать границы нашего государства на карте?

Россия- государство богатое  важнейшими природными ресурсами: она включает в себя обширные равнины, ледяные пустыни, высокие горы, просторные степи, моря, реки, озера с удивительными наземными и подводными жителями.  Мы – счастливчики! Спросите почему? Да потому что  далеко не все могут наблюдать смену времен года. Представляете, где-то нет зимы, и ребята не смогут слепить снеговиков и поиграть в снежки (о.Барбадос, о.Бали, Канарские острова, Сейшельские острова), а где-то нет весны и осени.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Работа с текстом"»

Прозвенел, друзья, звонок,

Начался и наш урок,

Вы за парты тихо сели, (показать жестом)

На меня все посмотрели,

Пожелаем успехов глазами,

И вперед за новыми знаниями!


-Здравствуйте, ребята! Сегодня проводить урок русского языка у вас буду я. Зовут меня Наталья Сергеевна. А еще сегодня я еще буду выступать в роли волшебного экскурсовода Ядвиги Петровны из Сказочного патруля, а вы будете моими помощниками, а нашу работу будут оценивать члены высокопрофессионального жюри

-Ребята, скажите мне, в какой стране мы живем? (в России). Какая она, наша Родина? (ответы детей)

(слайд1)Россия - самое большое по площади государство в мире.

-А кто сможет стать моим первым помощником и показать границы нашего государства на карте?

Россия- государство богатое важнейшими природными ресурсами: она включает в себя обширные равнины, ледяные пустыни, высокие горы, просторные степи, моря, реки, озера с удивительными наземными и подводными жителями. Мы – счастливчики! Спросите почему? Да потому что далеко не все могут наблюдать смену времен года. Представляете, где-то нет зимы, и ребята не смогут слепить снеговиков и поиграть в снежки (о.Барбадос, о.Бали, Канарские острова, Сейшельские острова) , а где-то нет весны и осени.

Для нас Россия начинается с родной области (слайд 2), любимого района, в которых мы проживаем.

-А в какой области и каком районе мы проживаем?(ответы детей) Некоторые ваши сверстники, живущие на других континентах, совсем не знают ничего про нашу малую родину. Расскажите им, какая она, наша область (ответы детей).

-Чем богат наш край? (земельными ресурсами-выращивают разные культуры: зерновые культуры, бахчевые культуры, картофель, лук, томаты, сахарную свеклу; топливными ресурсами-каменный уголь; водными ресурсами- в пределах Ростовской области протекает более 4500 рек, существует более 250 озер, 3 водохранилища и много прудов, а также Таганрогский залив Азовского моря, на который вы обязательно ездили с родителями отдыхать летом, поднимите руку, кто купался в Таганрогском заливе; лесными ресурсами- среди лесных насаждений преобладают дубовые и сосновые.)

-Ребята, вы когда-нибудь летали? Я предлагаю вам взять крылья, которые лежат у вас на столах, и вместе со мной пролететь над нашими родными краями, взглянуть с высоты птичьего полета на нашу малую родину (просмотр ролика, слайд 3).

Ростовская область совсем недавно, 13 сентября, отмечала свой 81-й день рождение. РО – южный регион России, это территория расположена на Восточно-Европейской равнине, в речном бассейне Дона, преимущественная природная зона – степь. О нашей области сложено немало песен, в которых воспето много великих людей.

-А Вы умеете хранить секреты? Я вам открою один секрет про территорию нашей области- ее размеры достаточно впечатляющие. Если сравнивать площадь с европейскими государствами, то необходимо объединить три страны (Нидерланды, Данию и Бельгию).

-А какова наша малая родина в произведениях писателей? Для этого давайте обратимся к тексту, который находится у вас на столах, из сборника «Наш край Донской - крупиночка России…».

-Предлагаю вам «пробежаться глазами по тексту». Кто из вас хорошо читает и сможет стать мне надежным помощником – выразительно прочитать текст (выбираем желающего, слушаем его, можно прицепить бейдж «Помощник»).

-Молодчина! Читал(а)выразительно, я предлагаю послушать, как бы я в этом удивительном тексте расставила бы акценты и логические ударения на важных, на мой взгляд, словах (читаю я)

-Вы догадались, какая будет тема нашего урока? О чем мы будем сегодня говорить? В этом мне поможет волшебный сундучок, если вы согласны с темой, которую я достану из сундучка, то хлопните один раз в ладоши. Попробуем? (достаю несколько вариантов: сложение чисел; строевые упражнения; музыка в жизни людей, запись на агл.языке-школа.Ничего не понимаю, что здесь написано, я учила французский язык, кто сможет прочитать , что здесь написано? Текст. Работа с текстом)

-Молодцы! Справились с заданием!

-Откроем тетради, запишем число и тему урока (записываем на доске)

-Ребята, если мы определили тему урока, то какие задачи мы постараемся решить за урок? (распознавать текст по его признакам, озаглавливать, анализировать, определять тип текста, стиль речи)

-А теперь давайте докажем, что перед нами текст.

-Для этого вспомните, что такое текст?

-Какие признаки текста вы знаете? (целостность- одна тема для всех частей, связность -все части связаны по смыслу, завершенность-полнота изложения мысли, делимость на части (вступление, основная часть, заключение), заглавие (иногда его нет), тема, основная мысль)

-О чем текст? Какова его тема? Что хотели сказать авторы-составители? (о родине Шолохова, о великой реке Дон, о территории РО, о красоте и неповторимости нашей малой родины)

-Ответьте мне по секрету на вопрос, вам разрешают разговаривать на уроке? (ответы детей). Я сегодня разрешаю вам поговорить с соседом, посоветоваться с ним, только очень тихо, чтобы ребята из соседних домой не услышали ваш секрет! (Работают в парах) -Определите тип и стиль текста. Вспомните стили речи (научный, художественный, разговорный, официально-деловой), какие типы текстов вы знаете? (Повествование, описание, рассуждение).

-Ну, кто справился? Правильно! Стиль художественный -его главная функция – эмоционально – эстетическое воздействие на читателя .Тип-повествование и только? Давайте внимательно рассмотрим, что здесь описывает автор подробно? (степи, х.Кружилинский) Значит-тип текста повествование с элементами описания.

-Давайте озаглавим текст! (Родина Шолохова)

-Сколько предложений в нашем тексте связано по смыслу? (10)

-Какова структура текста, он членим? (нет)

-Правильно, случается, ребята, что текст не всегда членим на абзацы.

-Все ли предложения связаны по смыслу? (да)

-Давайте обратим внимание на 5 и 6 предложение, прочитаем их.

-Каким лексическим средством связаны по смыслу эти 2 предложения?

-Посмотрите, о чем говорится в 5 предложении? (о Тихом Доне)

-А как он назван в 6 предложении? Автор не повторяет слово Дон, а использует? (местоимение он)

-Прочитаем 8 и 9 предложение. О чем говорится в 8 предложении? (о хуторе Кружилинском ). Как он назван в 9 предложении? (на его-местоимением). Каким лексическим средством связаны эти предложения? (местоимениями).

-Верно, местоимения являются лексическими средствами связи предложений в тексте. Конечно, существуют и другие лексические средства связи: союзы, наречия, повторы однокоренных слов, синонимы, но более часто мы встречаем местоимения, выступающие в роли средств связи.

-Какие знаменитые фамилии нам встретились в тексте? (А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, М.А.Шолохов, Гомер, Шекспир). Чтобы вспомнить о них, я выберу группу искусствоведов, которая нам будет помогать, в этом мне поможет моя волшебная палочка!

-А теперь группа искусствоведов попробует кратко рассказать, что она знает о каждом из них (портреты на слайдах, ответы детей)

Александр Сергеевич Пушкин - светило русской литературы 19 века, его произведения составляют золотой фонд русской литературы.

-Спасибо! Ребят, какие сказки Пушкина вы знаете? Когда вы были маленькими, то вам обязательно их читали мама, бабушки…У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том….

Лев Николаевич Толстой - писатель, занимающий выдающееся место в ряду деятелей мировой культуры, открыл школу для крестьянских детей в имении Ясная Поляна.

-Вспомните рассказ о маленьком мальчике, который очень хотел учиться в школе (Филиппок)

Гомер - легендарный древнегреческий певец-сказитель, автор знаменитых поэм «Илиада» и «Одиссея», ставшими древнегреческими памятниками литературы. На уроках вы читали отрывки из этих поэм, вспомните Одиссей на острове Циклопов.

Шекспир - английский драматург, поэт, актер, с его творчеством вы познакомитесь в старших классах. Самые знаменитые его произведения-«Ромео и Джульетта», «Гамлет».

Михаил Александрович Шолохов-(о нём я расскажу). Писатель, родился на Донской земле (х.Кружилинский), прославил нашу область, лауреат Нобелевской премии по литературе за роман-эпопею «Тихий Дон» (одна из наиболее престижных международных премий, ежегодно присуждаемая за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру или развитие общества), в военные годы работал корреспондентом. Все свои награды передал на благотворительность- постройку новых школ, он хотел. Чтобы все дети могли учиться и получить образование, т.е. был волонтером.

-А знаете ли вы, что 2018 год объявлен годом волонтера (добровольца) в России? Кто такие волонтеры? (ответы детей).

-Волонтер (слово, пришедшее к нам из французского языка) - это люди, оказывающие посильную помощь без расчета на денежное вознаграждение (помощь старикам, животным, посадка деревьев, цветов, уборка мусора). У нас в Куйбышевском районе есть движение волонтеров, вы можете к нему присоединиться, дарить свое тепло, оказывать помощь окружающему миру. Каждый из вас-волонтер. Спросите, почему?

Отвечу-мы убираем мусор, участвуя в субботниках, помогаем друзьям, знакомым. И значит, мы-волонтеры. Поднимите свои ладошки вверх в знак согласия.

-Спасибо за помощь! Продолжаем нашу работу.

-Сейчас волшебная палочка определит группу языковедов, которая с помощью толкового словаря поможет нам объяснить значение слов, написанных на карточках. Это поможет для дальнейшей нашей работы

(слова: колорит, лазоревый, ковыльных-ковыль, плетень, хутор, станица, вольница).

-Ребята, а мы пока найдите и выпишем из текста слова, передающие колорит донского края. Языковеды, прочитайте нам значением слова колорит? (ответ)

(ответы детей-ковыльные степи, лазоревые цветы, сочные травы…) –

-Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости приходили художники и оставили в классе свои картины, но не подписали их, посмотрите вокруг себя, догадайтесь, где среди данных картин ковыльные степи, лазоревые цветы, степные орлы и Дон-батюшка (ребята рассматривают, определяют, доказывают, кто-то прикрепляет к доске)

-Молодцы. Теперь моя волшебная палочка превратит некоторых из вас в лингвистов.

-Обратите внимание на осенние листочки, которые ветер разбросал по классу (со словами: ложится, голосами, прибрежным-чередующиеся согласные в корне и беглая гласная).

-Лингвисты, соберите листочки и произведите морфемный разбор этих слов (работаем у доски).

-Давайте вспомним, что мы называем морфемами? (ответы) Какие морфемы вы знаете? (ответы, работают у доски, проверяем)

-Верно, справились, молодцы!

(Барабанная дробь)

-Ребята, внимание, нам что-то передали! Давайте вместе посмотрим, что это (разворачиваю свиток, там слова с орфограммами: прОтянулся, свОи, по_землям, пол-РоссиИ)

-Вам предстоит правильно определить вид орфограммы и вставить пропущенную букву. Что мы называем орфограммами? (от греч.правильное письмо, написание соответствующее правилам орфографии) Какие орфограммы вы встретили? Обратите внимание на правописание слова пол-России, с правилом написания таких слов вы будете знакомиться позже, а пока запомните, что пол-России пишется через дефис.

-Давайте обратим внимание на предложение номер 5.Прочитаем его выразительно (написано на доске, читают вслух). Нам потребуется волшебный сундучок (слова: тульским, липецким, воронежским, ростовским) -Что вы заметили? (ответы).

-Верно, это однородные члены. А какие здесь

встретились однородные члены предложения, главные или второстепенные? Зададим вопрос: по землям каким? (однородные определения). Какие члены предложения называются однородными? (отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, обычно выражены одной и той же частью речи, являются одним членом предложения, произносятся с перечислительной интонацией, а на письме выделяются запятыми. Посмотрите, у нас они выделены запятыми? Возьмите ручки, расставьте знаки препинания).

-Ой, внимание, нам передали, что мы должны выполнить еще одно задание. Злой волшебник разбросал предложения. Наша задача составить из них связный текст. Попробуем?

-Молодцы, это отрывок из рассказа Шолохова М.А. «Нахалёнок», ваше домашнее задание-прочитать его и определить тему и основную мысль.

-Ребята, о чем был интересный текст, с которым мы работали на уроке? (о малой родине М.А.Шолохова, о колорите наших родных мест).

-Молодцы, интересным, познавательным урок был для вас? (ответы)

- Справились ли мы? Какие цели и задачи поставили мы в начале урока?

-Оцените свою работоспособность, выберите смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока, покажите его нам.

-Посмотрите, сколько вы сегодня собрали разных цветов, которые растут на территории Ростовской области. Давайте соберем букет полевых цветов, с которыми мы познакомились сегодня на уроке.

Все вы –молодцы, работали активно, дружно, правильно отвечали на мои вопросы, мне было с вами интересно работать!


Прозвенел, друзья звонок,

И закончился урок!

До новых встреч!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Работа с текстом"

Автор: Штенская Наталья Сергеевна

Дата: 24.02.2019

Номер свидетельства: 501171

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства