2) развитие умений отличать числительные от других частей речи, исполь-
зовать их в своей речи (устной и письменной); развитие творческих способ-
ностей детей;
3) воспитание интереса к изучению русского языка.
Ход урока
1 Оргмомент.
Добрый день.
Громко вновь звенит звонок
Нам пора начать урок
Все волнения отбросьте-
Не забыли о нас гости!
Оглянитесь, улыбнитесь,
Тихо по местам садитесь.
Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Это урок-путешествие, полное неожиданностей и приключений. А отправимся мы с вами в путешествие за тридевять земель в тридесятое царство. Цель нашего путешествия:
-А в какое же царство мы отправляемся? Узнаете вы это, показав себя знатоками русской орфографии.
Орфографическая разминка.
Правильно выбранная вами буква будет соответствовать номеру буквы в названии царства. Итак, вперёд!
Ч(и,е)стота в квартире.
Дра(м,мм)а
Посв(я,е)тить стихи
С(ч,щ)астливый
Скр(и,е)петь дверью
Иску(с,ст)ный
Приви(лл,л)егия
Зав(и,е)зировать документ
Лес(т,тт)ница
Прож(е,и)вать хлеб
Ли(лл,л)ипут
Б(ъ,ь)ющийся
Ветре(н,нн)ый
Позв(о,а)лять шалости
Пос(и,е)деть от горя (Имя числительное)
- В какое же, ребята, мы отправляемся царство-государство? ( Правильно, в царство имени числительного)
- Чтобы добраться до дворца его величества имени числительного, мы должны будем преодолеть горы, морфологический лес , синтаксические реки и многие другие препятствия.
Итак, отправляемся в царство имени числительного.
3. Повторение изученного материала.
Первое наше препятствие – станция «Теоретическая». Ребята, в любом путешествии нужны опытные и знающие люди. Вы согласны со мной? (Да)
Давайте докажем, что мы опытные и знающие.
На доске прикреплён цветок с 7-ю лепестками. На каждом лепестке задание (Дети подходят, отрывают лепесток и отвечают на поставленные вопросы)
1вопрос Что обозначает имя числительное? На какие вопросы отвечает? Приведите примеры .( Имя числительное обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте, отвечает на вопросы сколько? какой?)
2 вопрос. Какие числительные называются простыми, какие - составными? Приведите примеры. ( Числительные, которые состоят из одного слова – простые; числительные, которые состоят из двух или более слов,- составные)
3 вопрос. В каких числительных Ь пишется на конце, а в каких в середине? ( от 5-20, 30 – на конце, от 50-80, 500-900- после первого корня.)
5 вопрос. Что обозначают порядковые числительные? (порядок предметов при счёте, отвечают на вопросы какой? какая? какие? ( третий, двадцать пятый).
6 вопрос. С чем сочетаются собирательные числительные? ( С именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных: четверо мальчиков, пятеро медвежат, с существительными, употребляющимися только во множественном числе: двое саней, трое ножниц.
7 вопрос. Как склоняются дробные числительные? ( 1-я часть как числительное, обозначающее целое число, вторая - как прилагательное во множественном числе: к трём пятым, с тремя пятыми)
Вывод: Ребята, мы успешно справились и преодолели станцию «Теоретическая».
Теперь нас ждёт следующее испытание на станции «Склонение числительных»
( Задание раздаю на листочках по вариантам, один человек около доски)
Поставьте числительные в указанных падежах.
1 вариант 2 вариант
464 конверта ( р., тв) 757 кастрюль (р., пр)
98 велосипедов (д.,тв) 557 мотоциклов (д., пр)
Индивидуальное задание:
765 рублей (р.,тв)
600 училищ (тв.,п.п)
-Ребята, а давайте вспомним, в чём особенности склонения числительных 40, 90, 100? ( У них 2 формы. И.В.- сорок, девяносто, сто. Р, Д ,Т ,П- сорока ,девяноста, ста)
Вывод: молодцы, ребята, мы преодолели сложное препятствие. Теперь нас ждёт препятствие, которое мы должны переплыть. Это синтаксическая река.
Станция « Синтаксическая»
Задание: подчеркнуть числительные как члены предложения.
1.Два да два – четыре.
2.Разделите шесть на три.
3.Мы живём на втором этаже.
4.Занятия в спортивной секции начинаются в три часа.
Вывод: Какими членами предложения могут быть числительные? (разными членами предложения)
- Ещё одно препятствие позади. Давайте, ребята, немножко отдохнём.
Физкультминутка
Раз – подняться, подтянуться.
Два – слегка назад прогнуться.
Три – присесть.
Четыре – встать и руками помахать.
Пять – наклоны вправо, влево.
Шесть – достать рукой колено.
Семь – глазами поморгайте.
Восемь – шею разминайте.
Девять – ну-ка, повернитесь и друг другу улыбнитесь.
Десять – сели образцово, принялись за дело снова.
Вывод: видите, ребята, даже в физкультминутке нам не обойтись без числительных.
Какие числительные здесь употребляются? К какому разряду они относятся? ( количественные)
Чтобы преодолеть следующее препятствие, нам нужно пройти через морфологический лес. Сделать это будет непросто, но мы должны постараться.
Станция « Морфологическая»
Я вам предлагаю буквенный диктант, называю слова, а вы должны определить, какая это часть речи, записывая начальную букву в строчку через запятую.
Вывод: что, ребята, нужно знать при определении частей речи? ( правильно задавать вопрос к слову)
- А теперь давайте проверим, под силу ли вам станция «Смекалистая?»
Ребята, вы должны решить ребусы.
1» Хитрое предложение». Вы должны его разгадать, иначе нам не попасть в царство имени числительного.
Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеёнку.
40а, е2, о5, с3ж.
Вывод: молодцы, ребята. Вы очень смекалистые. Теперь мы можем преодолеть любые препятствия.
Перед нами ещё одна станция, которая называется «Фразеологическая разминка».
- Объясните значение фразеологизмов с числительными: до седьмого пота, семь пядей во лбу, семь пятниц на неделе, спустить семь шкур.
Вывод : молодцы, ребята, вы хорошо знаете фразеологизмы.
- Прежде чем отправиться к следующему препятствию, давайте послушаем легенду о жителе этого царства.
« Немного истории».
Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей.
В один сорокъ (т.е. мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями ( или белками) и, наконец, числительное сорок. ( Из « Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского).
- Отдохнули, ребята? Хорошо, теперь отправляемся на последнюю станцию « Сообразительная».
- Сейчас мы с вами поиграем в игру « Диктор».
- Диктор , выступающий перед публикой, должен говорить всегда правильно даже совсем незнакомый текст. Ваша задача прочитать его правильно. Я вам сейчас раздам по одному предложению на листочках, а вы должны прочитать его правильно.
1.Наибольшая глубина Балтийского моря – около 459 метров.
2.Брат вернулся около 12 часов.
3.Он взял эту высоту – планку подняли на 198 сантиметров.
4.Первой женщиной, побывавшей в космосе, была Валентина Терешкова. Её корабль приземлился через 2 суток 22 часа 50 минут после старта.
5.В походе было более 300 школьников.
6.Из 500 килограммов макулатуры можно получить 375 килограммов новой.
7.С 1858 года по 1917 в России было произведено 37 выпусков почтовых знаков, состоящих из 139 марок.
9.Первый международный телефонный разговор состоялся 31 декабря 1893 года.
10.Длина этого участка около 567 метров.
11.Первый в нашей стране метрополитен был открыт в Москве 15 мая 1935 года.
Вывод: Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчёт во всяком деле нужен
Ты и с числительным будь дружен!
- Вот и закончилось наше увлекательное путешествие в царство имени числительного. Это один из самых интересных разделов в языкознании. Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты, количество страниц, число забитых голов на футбольном поле. И нам постоянно необходимы числительные. А они таят столько загадок.
В завершении нашего урока мне хотелось бы задать вам несколько вопросов:
1)Когда мы отправились в путешествие? Какое числительное поможет нам не забыть об этом дне? ( 15 февраля)
2) Как долго мы путешествовали? ( 45 минут)
3) В каком царстве мы побывали? ( в царстве имени числительного)
- Ребята, у вас на партах у каждого лежат по два смайлика: один грустный, другой весёлый. Покажите смайлика, который соответствует вашему настроению.
- Я очень рада, что с урока вы уходите с добрым настроением.
Оценки за урок.
Домашнее задание: найти 5 пословиц с именами числительными и записать в тетрадь.