- Итак, ребята, начинаем урок русского языка. Улыбнитесь гостям, друг другу и с хорошим настроением начнём работать. Садитесь.
2.Настрой на работу
Соберите из слов пословицу Знания собираются по капле.
-Как вы понимаете её смысл? (Каждый день мы узнаем что- то новое).
-Правильно, каждый день вы узнаёте что-то новое и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний. Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в это море знаний.
- Что общего у всех этих слов? (У них есть Ь, имена существительные, нарицательные, словарные слова).
- Пропишите букву Ь 5 раз с нижним и 5 раз с верхним соединением.
- Ребята, вспомните, какую работу может выполнять мягкий знак? (ь – показатель мягкости и разделительный ь)
- Прочитайте ещё раз данные слова. Чем они различаются? (Одушевлённые и неодушевлённые сущ., единственное и множественное число, ь – показатель мягкости и разделительный ь)
- Выпишите слова в два столбика, в соответствии с функцией Ь.
ь
Разделительный Показатель мягкости согласных
4. Постановка темы и целей урока.
- Какие слова выберем для первого столбика. (Воробьи, соловьи)
- Какие слова выберем для второго столбика. (Пальто, мальчик)
- Какое слово осталось лишним? О чем задумались? (Не поняли, куда выписать слово “помощь”).
- Давайте разберёмся, куда же его записать? (Я думаю в первый столбик, как показатель мягкости.А я не согласен, ведь [щ] всегда мягкий, зачем ему показатель мягкости.Но и во второй столбик это слово не подходит, ведь здесь нет разделительного мягкого знака).
- Ребята, а может ь здесь выполняет какую-нибудь другую работу, о которой мы еще не знаем? На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, шипящий).
- Давайте закроем мягкий знак, и произнесём это слово. Что заметили? (Слово произносится так же, как и с мягким знаком).
- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [щ]? (Наверное, нет). Но почему тогда он там пишется? Ваши предположения? Запишем это слово в третий столбик.
- Чем мы будем заниматься на уроке? Какова тема урока? (А я думаю, что мы сегодня на уроке узнаем, для чего нужен мягкий знак после шипящих на конце слова).
- Да, ребята, вы правы. Тема урока : «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
5. Открытие нового знания.
- Прочитайте слова:
Нож, рожь, врач, дочь, товарищ, вещь, ковш, мышь.
- Как вы думаете, что объединяет эти слова? (Это имена существительные, нарицательные, единственного числа).
- На какие согласные звуки заканчиваются слова? (Шипящий согласный на конце).
- Чем они различаются? (Одушевленные и неодушевленные. У некоторых пишется ь, а у других – нет ь).
- В 1 столбик выпишите слова с ь, а во второй – слова без ь.
Мышь рожь дочь вещь
Нож врач товарищ ковш
- Что объединяет имена существительные 1 группы? (Существительные женского рода)
- Что объединяет существительные 2 группы? (Существительные мужского рода)
- Обсудите в парах, почему в одних существительных после шипящих пишется ь, а в других – нет? (В первом столбике слова женского рода и в них ь написан, а во втором столбике слова мужского рода и в них ь не пишется).
- Кто может сделать вывод?
-На конце существительных женского рода после шипящих пишется ь, а у существительных мужского рода - не пишется.
- Где мы можем проверить наш вывод? (В учебнике).
- Откройте учебники на с.31 и прочитайте правило. Правильно ли мы с вами сделали вывод? (Да, правильно).
- Какова же роль мягкого знака в слове помощь? (Мягкий знак показывает, что это имя существительное женского рода).
6. Физминутка.
7.Построение алгоритма решения орфографической задачи.
- А сейчас я предлагаю поработать в паре и составить памятку о написании ь на конце имён существительных после шипящих.
Подвиньте листы, которые лежат у вас на партах, обсудите в паре, как надо действовать, чтобы не ошибиться в написании ь на конце имён существительных после шипящих.
- Что, по- вашему мнению, мы должны выяснить сначала?
1)Надо определить сначала часть речи, ведь нам может встретиться другая часть речи.
2)Если слышу на конце шипящий звук, то определяю род имени существительного.
3)Если существительное мужского рода, то Ь не пишу. 4)Если существительное женского рода, то Ь пишу.
Молодцы! Мы с вами составили памятку, которой можно пользоваться, чтобы не ошибиться при написании Ь у существительных после шипящих.
8. Применение нового знания на практике.
Работа по учебнику: страница 32, упражнение 53.
- Пользуясь алгоритмом, вставим в слова пропущенные буквы и запишем словосочетания правильно.
9.Контроль уровня усвоения новых знаний
- Проверим, как вы усвоили новый материал. Работаем в группах. Вспомним правила работы в группе.
- Обсудите, как правильно написать данные слова. Если группа готова, поднимаем руки.
(Надо прикрепить слова-снежинки на доску по написанию мягкого знака)
10.Оценка своих знаний.
- Оцените в листах оценивания свои знания по этой теме.