Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Буква ь"»
УРОК 52
Тема: «Буква Ь»
Предметные результаты: учащиеся научатся определять, что мягкий знак не обозначает звука, а служит для обозначения мягкости согласных звуков.
УУД:
Регулятивные: совершенствовать у учащихся умение работать с текстом. Формировать навыки чтения слов с «ь» - показателем мягкости согласных звуков. Обнаруживать разницу в количестве звуков и букв.
Познавательные: воспитывать интерес к русскому языку. Развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание.
Коммуникативные: определять наиболее эффективные способы достижения результата, оценивать себя, границы своего знания и незнания, слушать учителя и выполнять его требования, делать выводы, работать в паре.
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют эмоциональную отзывчивость, стараются понимать и сопереживать сверстникам в неудачном выполнении ими заданий.Воспитывать трудолюбие, взаимовыручку, интерес к русскому языку.
Ресурсы и оборудование: магнитофон, аудиокассета с записью музыки из сказки, картинки сказочных персонажей, модели слов, демонстрационный материал.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель:- Все изученные буквы обозначают звуки?
- Какие буквы обозначают 2 звука?
- Какие гласные указывают на мягкость согласного?
- Как вы думаете, есть ли в русском языке буквы, которые
не обозначают никакого звука?
Сегодня на уроке
В путешествие пойдем.
В страну сказок попадем.
Слушай, думай, наблюдай
Сказку нашу отгадай.
В эту сказку, вы поверьте,
Ездят только на карете.
Глазки дружно закрывайте.
Вместе в сказку попадайте.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА. ВЫСТАВЛЯЮ РИСУНОК КАРЕТЫ.
За горами, за лесами,
За широкими морями,
В чудном домике своем
Живут гномы всемером.
С ними поселилася
Ну-ка, открывай глаза!
ВЫСТАВЛЯЮ РИСУНОК БЕЛОСНЕЖКИ,
Белоснежка: - Я рада приветствовать вас в сказочной стране.
- Ребята, как меня зовут? Кто знает? (Белоснежка)
- А из какой я сказки? («Белоснежка и семь гномов»)
2. Постановка целей и задач урока.
Белоснежка: - Отгадали вы меня,
Вы правы, Белоснежка, я,
Живу у гноммиков своих,
А кто мне скажет, сколько их? (семь)
Учитель:- Какие пословицы с этим числом вы знаете?
(Семь бед, один ответ. Семь раз примерь, один отрежь.)
- Ребята, а что особенного в слове семь? (ь – на конце слова)
- Сколько букв в слове? (4)
- Сколько звуков? (3)
- Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой Ь.
НА ДОСКЕ ПЛАКАТ С БУКВОЙ Ь.
Учитель:- Мои гномы-шалунишки
Поиграть они хотят.
Никогда им не встречалось,
Столько умненьких ребят.
- Поиграем с гномами?
3. Работа по теме урока.
Учитель: - Отправляемся к первому гному Читайка.
ВЫСТАВЛЯЮ КАРТИНКУ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПЕРВОГО ГНОМА.
Стихотворение про мягкий знак прочтет Мирон Груздев:
Белка хвостик изогнула,
У пенечка отдохнула,
Распушила хвост,
Да так –
Стал похож на мягкий знак.
- Гном предлагает вам задание в учебнике на странице 11.
Учитель: - Встречайте гнома Буквоежку.
ВЫСТАВЛЯЮ КАРТИНКУ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВТОРОГО ГНОМА.
Что за ужас, что за хлам?
Везде буквы по углам.
Давайте в доме уберем
Из букв мы слово соберем.
БУКВЫ П, Н, Е, Е, Ь, Н, О, Ь - РАЗБРОСАНЫ НА ДОСКЕ.
( 2 ребят собирают слова: пень, ноль)
Учитель: - Какие слова составили? (пень, ноль)
- Запишем в тетрадь слова и сделаем звуковой анализ.
СЛЕЖУ ЗА ПОСАДКОЙ ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ ПИСЬМА.
Учитель: - Ребята, а вот и гномик Говорун.
ВЫСТАВЛЯЮ КАРТИНКУ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ТРЕТЬЕГО ГНОМА.
Учитель: - Он слишком много говорит, поэтому слушайте внимательно задание, которое он предлогает.
- Прочитаю стихотворение. Будьте внимательны, тогда услышите интересные слова.
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нильзя никак.
Без него не написать
30, 20, 10, 5.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть напишем ест.
Станут пенками пеньки.
Уголками – угольки.
Банка в баньку превратиться.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
- Какая роль мягкого знака в словах?
(согласный звук перед ним произносится мягко)
- Молодцы, справились с заданием.
5. Физкультминутка.
Учитель: - Вижу, сильно вы устали
Позову Весельчака
Проведет он физминутку
Всем понравится она.
ВЫСТАВЛЯЮ КАРТИНКУ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЧЕТВЕРТОГО
ГНОМА.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке пробежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем,
И домой пешком пойдем.
6. Продолжение работы по теме урока.
Учитель: - А вот и гномик Любознайка.
ВЫСТАВЛЯЮ КАРТИНКУ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПЯТОГО ГНОМА.
Я, однажды на прогулке,
Повстречал животных тьму.
Где здесь птицы, где здесь звери?
Ничего я не пойму.
ВЫСТАВЛЯЮ КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЖИВОТНЫХ: СНЕГИРЬ, ГУСЬ, ЛОСЬ, РЫСЬ И ТАБЛИЧКИ СО СЛОВАМИ: СНЕГИРЬ, ГУСЬ, ЛОСЬ, РЫСЬ.
Учитель: - В уголочке кто сидит?
Тихо что-то говорит?
Да это же гномик Тихоня.
Он никак не может составить предложения из слов. Помогите ему.