kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

формировать коммуникативную компетентность учащихся путём усвоения доступного и необходимого объёма знаний по языку обучения; расширить представление учащихся о близких и противоположных по значению словах; ознакомить с терминами,,синонимы”  и,,антонимы”; способствовать умению подбирать синонимы и антонимы к словам; формировать умение работать в группах; развивать память, мышление, речь учащихся; расширить словарный запас; воспитывать интерес к слову, к языку;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку»

Урок по русскому языку в 3-Б классе

Тема: Слова, близкие по значению(синонимы), слова противоположные по значению (антонимы).

Цель: формировать коммуникативную компетентность учащихся путём усвоения доступного и необходимого объёма знаний по языку обучения; расширить представление учащихся о близких и противоположных по значению словах; ознакомить с терминами ,,синонимы” и ,,антонимы”; способствовать умению подбирать синонимы и антонимы к словам; формировать умение работать в группах; развивать память, мышление, речь учащихся; расширить словарный запас; воспитывать интерес к слову, к языку;

Ход урока

I.Организационный момент

1.Приветствие.

2.Эмоцианальный настрой на урок.

(Дети сидят по группам, по 5 человек)

-Ребята каждой группы, возьмитесь за руки. Подарите улыбку своему соседу слева и справа. Подарите частичку тепла и хорошего настроения.

Сядьте ровно.

-Сегодня нам на уроке понадобятся:

ваши зоркие глазки (моргают глазами)

слышащие ушки (трут руками ушки)

умные головки (вращают шеей)

II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

Слайд №1

-Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в плаванье на этом удивительном корабле по морю под названием ,,Лексика”. Мы побываем на двух очень интересных островах. Плыть будем группами, так как вы сидите. Предлагаю вам выбрать в своей группе капитана.

III.Актуализация опорных знаний

-Чтобы сесть на корабль нам нужно выполнить несколько заданий.

1.Повторение однозначных и многозначных слов.

Слайд №2

-Прочитайте стихотворение на экране.

-Найдите многозначное слово.

-Объясните его лексическое значение.

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

(Многозначное слово: норка. Лексическое значение: животное и жилище)

-Приведите примеры многозначных слов(кран, ручка, ключ, мышка)

-Приведите пример однозначных слов(стол, книга, телевизор)

2.Каллиграфическая минутка

-Откройте свои путеводительные журналы.

  • Запишите число.(Внимание на непроизносимый согласный в слове двадцать)

  • Рр ро ож жь рожь (Объясните лексическое значение слова рожь)

Слайд №3

-Рожь- это хлебное растение. Из ржи выпекают чёрный хлеб.

-На что нужно обратить внимание в этом слове?(На мягкий знак ь. Слова женского рода пишутся с мягким знаком)

-Слово рожь –это словарное слово.

  • Составьте предложение с о словом рожь. (Запись 1 учеником на доске)

-В нашем предложении слово рожь выполняет функцию однозначного или многозначного слова?(Однозначного)

-Употребляется в прямом или переносном значении?(Прямом)

Молодцы, ребята, вы справились с заданиями. Можем отплывать. Сядьте удобно. Желаю всем интересного путешествия!


IV. Восприятие и осознание нового материала.

1.Знакомство со словами близкими по значению.

Слай №4

-Наш корабль причалил к первому острову под названием СИНОНИМЫ.

-Произнесём название острова вместе.

-Запишите название острова .

-На острове Синонимы мы познакомимся с интересными словами. Узнаем для чего они нужны.

Задание №1

Слайд №5

-Прочитайте первую строку слов на экране: Огонь, дым, пламя.

-Найдите лишнее слово.

-Почему слово дым лишнее?

-Верно: Огонь и пламя имеют близкое значение.

-Запишите пару слов огонь и пламя.

-Прочитайте вторую строку слов на экране: Алфавит, азбука, чистописание.

-Найдите лишнее слово.

-Почему слово чистописание лишнее?

-Верно: алфавит и азбука имеют близкое значение.

- Запишите пару слов алфавит и азбука

2.Работа по учебнику. Правило с.74.

-Ребята, слова, которые имеют близкое значение называются Синонимами.

-Откройте страницу учебника 74. Найдите правило.

-Читает учитель 1 часть правила; дети читают самостоятельно.

-Что же такое синонимы?( 3 ученика: Слова, близкие по значению)

Задание №2

-Запишите слово дитя.

-Подберите к нему слова синонимы, близкие по значению.(Читает 1-2 ученика)

Слайд №6

-Посмотрите на экран. Слово дитя удивительное слово, как много у этого слова, близких по значению слов: ребёнок, малыш, крошка, малютка, детёныш.

-Дополни своё слово дитя, недостающими. Запишите через запятую.

Задание №3

Слайд №7

-Исследуем остров дальше.

-Почитайте текст на экране; Читает 1 ученик.

Детёныш сидел на ветке. Детёныш не удержался и свалился на землю. Неподалёку была кошка. Детёныш испугался.

-О ком говорится в тексте?(О птенце)

-Понравился ли вам текст? Почему?

-Первое слово детёныш оставьте, а остальные замените словами синонимами используя запись в тетради.

(Читает 1-2 ученика)

-Теперь текс лучше звучит?

-Для чего нужны синонимы? (Чтобы избежать повторов)

Задание №4

Слайд №8

-Ой, ребята, что случилось с названием острова –Симынони?

-Переставьте слоги так, чтобы получилось правильное название.

-Так что же такое синонимы?(Слова, близкие по значению)

3. Физкультминутка

Слайд №9

4.Знакомство со словами противоположными по значению

Слайд №10

-Наш корабль приплыл ко второму острову под названием АНТОНИМЫ.

-Произнесём название острова вместе.

-Запишите название острова .

-На острове Антонимы мы познакомимся с не менее интересными словами.

Задание №1

Слайд №11

-Прочитайте пары слов; Читает 1 ученик: День-ночь, открыть-закрыть, тяжёлый- лёгкий.

-Что вы можете сказать о этих словах, какое они имеют значение? (Противоположное)

-Запишите слова парами.

5.Работа по учебнику. Правило с.74

-Ребята, слова, которые имеют противоположное значение называются Антонимами.

-На с.74 найдите вторую часть правила. Прочитайте самостоятельно; читает 1 ученик.

-Так какие же слова называются словами антонимами? (Противоположные по значению)

Игра: Самый быстрый

-Предлагаю сыграть в игру самый быстрый. Я назову слово, а вам нужно как можно быстрей назвать антоним к этому слову.

Задание №2

Слайд №12

-Исследуем остров дальше.

-Ребята, как вы думаете, мы часто на уроках встречаем слова –антонимы?

-Сейчас попробуем выяснить на каких же все таки уроках мы встречаем слова –антонимы.

(У каждой группы на парте лежит карточка под №1. У группы одинаковое задание. А между групп разное.)

-Группы вам нужно прочитать запись, вместо точек записать подходящие антонимы. Определить на каком из уроков мы используем их.

Слайд №13

-Капитан, что это за выражения над которыми вы работали? (Пословицы)

-В 1 пословице назови только антонимы.

Ученье свет, а неученье _________.

Ласточка день начинает, а соловей _________.

Труд человека кормит, а ___________портит.

-На каком уроке используем чаще всего пословицы?(Чтение)


Слайд №14

-Капитан, в 1 записи назови только антонимы.

Знак сложение,,+” , знак ____________,,-“

Знак умножение,,*”, знак ___________,,:” (Назови только антонимы)

Знак больше,,”, знак _____________,,

-На каком уроке используем эти антонимы?(Математика)


Слайд №15

-Капитан, в 1 записи назови только антонимы.

Живая природа -________________ природа.

Дикие животные-________________ животные. (Назови только антонимы)

Овощи - _______________.

-На каком уроке используем эти антонимы?(Природа)

Слайд №16

-Капитан, в 1 записи назови только антонимы.

Наклон вправо- наклон_________.

Руки вверх – руки___________.

Старт - ____________.

-На каком уроке используем эти антонимы? (Ф-ра)

Слайд №17

-Капитан, в 1 записи назови только антонимы.

Твёрдый знак ,, Ъ”-___________знак ,, Ь”.

Гласные звуки - ______________звуки.

Синонимы - _________________.

-На каком уроке используем эти антонимы?(Рус.яз)

-Карточку вложите в тетрадь.

V.Рефлексия урока

-Наш корабль возвращается в гавань.

-Чтобы причалить нам нужно выполнить последнее задание.

Задание №1

Слайд №18

-На партах найдите карточку под №2. Рассмотрите.

Карточка № 2

Слова


Синонимы

Антонимы

Труд



Огромный



Болтать




-В первой колонке записаны слова. Во второю колонку вам нужно подобрать записать слова –синонимы. В третью колонку подобрать и записать слова –антонимы.

-Внимание прочитайте синонимы, которые вы подобрали к словам.(Читают по 1 ученику)

-Прочитайте антонимы, которые вы подобрали к словам.(Читают по 1 ученику)


VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

-Ребята, так на каких же двух островах мы сегодня побывали?

-Какие слова называются синонимами?

- Какие слова называются антонимами?

-В море ,,Лексика” ещё множество островов, на которые мы совершим путешествие на других уроках.

-Сгодня молодцы……;хорошо работали….;нужно активнее….

VII.Домашнее задание.

-У вас на партах маленькие кораблики, возьмите себе по одному. Их можно будет вклеить в дневники: пусть они напоминают вам о нашем путешествии и на них ваше домашнее задание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку

Автор: Реуцкая Оксана Николаевна

Дата: 04.11.2018

Номер свидетельства: 483460

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "план-конспект урока  русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И". "
    ["seo_title"] => string(108) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-s-pomoshch-iu-bukv-ie-io-iu-ia-i"
    ["file_id"] => string(6) "148997"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419918060"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства