формировать коммуникативную компетентность учащихся путём усвоения доступного и необходимого объёма знаний по языку обучения; расширить представление учащихся о близких и противоположных по значению словах; ознакомить с терминами,,синонимы” и,,антонимы”; способствовать умению подбирать синонимы и антонимы к словам; формировать умение работать в группах; развивать память, мышление, речь учащихся; расширить словарный запас; воспитывать интерес к слову, к языку;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку»
Урок по русскому языку в 3-Б классе
Тема: Слова, близкие по значению(синонимы), слова противоположные по значению (антонимы).
Цель: формировать коммуникативную компетентность учащихся путём усвоения доступного и необходимого объёма знаний по языку обучения; расширить представление учащихся о близких и противоположных по значению словах; ознакомить с терминами ,,синонимы” и ,,антонимы”; способствовать умению подбирать синонимы и антонимы к словам; формировать умение работать в группах; развивать память, мышление, речь учащихся; расширить словарный запас; воспитывать интерес к слову, к языку;
Ход урока
I.Организационный момент
1.Приветствие.
2.Эмоцианальный настрой на урок.
(Дети сидят по группам, по 5 человек)
-Ребята каждой группы, возьмитесь за руки. Подарите улыбку своему соседу слева и справа. Подарите частичку тепла и хорошего настроения.
Сядьте ровно.
-Сегодня нам на уроке понадобятся:
ваши зоркие глазки (моргают глазами)
слышащие ушки (трут руками ушки)
умные головки (вращают шеей)
II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.
Слайд №1
-Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в плаванье на этом удивительном корабле по морю под названием ,,Лексика”. Мы побываем на двух очень интересных островах. Плыть будем группами, так как вы сидите. Предлагаю вам выбрать в своей группе капитана.
III.Актуализация опорных знаний
-Чтобы сесть на корабль нам нужно выполнить несколько заданий.
1.Повторение однозначных и многозначных слов.
Слайд №2
-Прочитайте стихотворение на экране.
-Найдите многозначное слово.
-Объясните его лексическое значение.
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
(Многозначное слово: норка. Лексическое значение: животное и жилище)
-Приведите пример однозначных слов(стол, книга, телевизор)
2.Каллиграфическая минутка
-Откройте свои путеводительные журналы.
Запишите число.(Внимание на непроизносимый согласный в слове двадцать)
Рр ро ож жь рожь (Объясните лексическое значение слова рожь)
Слайд №3
-Рожь- это хлебное растение. Из ржи выпекают чёрный хлеб.
-На что нужно обратить внимание в этом слове?(На мягкий знак ь. Слова женского рода пишутся с мягким знаком)
-Слово рожь –это словарное слово.
Составьте предложение с о словом рожь. (Запись 1 учеником на доске)
-В нашем предложении слово рожь выполняет функцию однозначного или многозначного слова?(Однозначного)
-Употребляется в прямом или переносном значении?(Прямом)
Молодцы, ребята, вы справились с заданиями. Можем отплывать. Сядьте удобно. Желаю всем интересного путешествия!
IV. Восприятие и осознание нового материала.
1.Знакомство со словами близкими по значению.
Слай №4
-Наш корабль причалил к первому острову под названием СИНОНИМЫ.
-Произнесём название острова вместе.
-Запишите название острова .
-На острове Синонимы мы познакомимся с интересными словами. Узнаем для чего они нужны.
Задание №1
Слайд №5
-Прочитайте первую строку слов на экране: Огонь, дым, пламя.
-Найдите лишнее слово.
-Почему слово дым лишнее?
-Верно: Огонь и пламя имеют близкое значение.
-Запишите пару слов огонь и пламя.
-Прочитайте вторую строку слов на экране: Алфавит, азбука, чистописание.
-Найдите лишнее слово.
-Почему слово чистописание лишнее?
-Верно: алфавит и азбука имеют близкое значение.
- Запишите пару слов алфавит и азбука
2.Работа по учебнику. Правило с.74.
-Ребята, слова, которые имеют близкое значение называются Синонимами.
-Откройте страницу учебника 74. Найдите правило.
-Читает учитель 1 часть правила; дети читают самостоятельно.
-Что же такое синонимы?( 3 ученика: Слова, близкие по значению)
Задание №2
-Запишите слово дитя.
-Подберите к нему слова синонимы, близкие по значению.(Читает 1-2 ученика)
Слайд №6
-Посмотрите на экран. Слово дитя удивительное слово, как много у этого слова, близких по значению слов: ребёнок, малыш, крошка, малютка, детёныш.
-Дополни своё слово дитя, недостающими. Запишите через запятую.
Задание №3
Слайд №7
-Исследуем остров дальше.
-Почитайте текст на экране; Читает 1 ученик.
Детёныш сидел на ветке. Детёныш не удержался и свалился на землю. Неподалёку была кошка. Детёныш испугался.
-О ком говорится в тексте?(О птенце)
-Понравился ли вам текст? Почему?
-Первое слово детёныш оставьте, а остальные замените словами синонимами используя запись в тетради.
(Читает 1-2 ученика)
-Теперь текс лучше звучит?
-Для чего нужны синонимы? (Чтобы избежать повторов)
Задание №4
Слайд №8
-Ой, ребята, что случилось с названием острова –Симынони?
-Переставьте слоги так, чтобы получилось правильное название.
-Так что же такое синонимы?(Слова, близкие по значению)
3. Физкультминутка
Слайд №9
4.Знакомство со словами противоположными по значению
Слайд №10
-Наш корабль приплыл ко второму острову под названием АНТОНИМЫ.
-Произнесём название острова вместе.
-Запишите название острова .
-На острове Антонимы мы познакомимся с не менее интересными словами.
Задание №1
Слайд №11
-Прочитайте пары слов; Читает 1 ученик: День-ночь, открыть-закрыть, тяжёлый- лёгкий.
-Что вы можете сказать о этих словах, какое они имеют значение? (Противоположное)
-Запишите слова парами.
5.Работа по учебнику. Правило с.74
-Ребята, слова, которые имеют противоположное значение называются Антонимами.
-На с.74 найдите вторую часть правила. Прочитайте самостоятельно; читает 1 ученик.
-Так какие же слова называются словами антонимами? (Противоположные по значению)
Игра: Самый быстрый
-Предлагаю сыграть в игру самый быстрый. Я назову слово, а вам нужно как можно быстрей назвать антоним к этому слову.
Задание №2
Слайд №12
-Исследуем остров дальше.
-Ребята, как вы думаете, мы часто на уроках встречаем слова –антонимы?
-Сейчас попробуем выяснить на каких же все таки уроках мы встречаем слова –антонимы.
(У каждой группы на парте лежит карточка под №1. У группы одинаковое задание. А между групп разное.)
-Группы вам нужно прочитать запись, вместо точек записать подходящие антонимы. Определить на каком из уроков мы используем их.
Слайд №13
-Капитан, что это за выражения над которыми вы работали? (Пословицы)
-В 1 пословице назови только антонимы.
Ученье свет, а неученье _________.
Ласточка день начинает, а соловей _________.
Труд человека кормит, а ___________портит.
-На каком уроке используем чаще всего пословицы?(Чтение)
Слайд №14
-Капитан, в 1 записи назови только антонимы.
Знак сложение,,+” , знак ____________,,-“
Знак умножение,,*”, знак ___________,,:” (Назови только антонимы)
Знак больше,,”, знак _____________,,
-На каком уроке используем эти антонимы?(Математика)
Слайд №15
-Капитан, в 1 записи назови только антонимы.
Живая природа -________________ природа.
Дикие животные-________________ животные. (Назови только антонимы)
Овощи - _______________.
-На каком уроке используем эти антонимы?(Природа)
Слайд №16
-Капитан, в 1 записи назови только антонимы.
Наклон вправо- наклон_________.
Руки вверх – руки___________.
Старт - ____________.
-На каком уроке используем эти антонимы? (Ф-ра)
Слайд №17
-Капитан, в 1 записи назови только антонимы.
Твёрдый знак ,, Ъ”-___________знак ,, Ь”.
Гласные звуки - ______________звуки.
Синонимы - _________________.
-На каком уроке используем эти антонимы?(Рус.яз)
-Карточку вложите в тетрадь.
V.Рефлексия урока
-Наш корабль возвращается в гавань.
-Чтобы причалить нам нужно выполнить последнее задание.
Задание №1
Слайд №18
-На партах найдите карточку под №2. Рассмотрите.
Карточка № 2
Слова
Синонимы
Антонимы
Труд
Огромный
Болтать
-В первой колонке записаны слова. Во второю колонку вам нужно подобрать записать слова –синонимы. В третью колонку подобрать и записать слова –антонимы.
-Внимание прочитайте синонимы, которые вы подобрали к словам.(Читают по 1 ученику)
-Прочитайте антонимы, которые вы подобрали к словам.(Читают по 1 ученику)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
-Ребята, так на каких же двух островах мы сегодня побывали?
-Какие слова называются синонимами?
- Какие слова называются антонимами?
-В море ,,Лексика” ещё множество островов, на которые мы совершим путешествие на других уроках.
-У вас на партах маленькие кораблики, возьмите себе по одному. Их можно будет вклеить в дневники: пусть они напоминают вам о нашем путешествии и на них ваше домашнее задание.