I Орг.момент IIФормулирование темы урока и постановка задач. III Целенаправленное повторение ранее пройденного материала как средство подготовки к восприятию новых знаний. IV Изучение нового материала V Первичное закрепление изученного. VI Задание на дом, подведение итогов урока. | Приветствует детей. Сообщает тему. Проводит беседу, задает вопросы, подводит итоги. Работа со словами, различие слов между собой. Учитель просит вспомнить правило о глаголах. Выполнение упражнения, просит прочитать вслух слова и ответить на вопросы, Просит посмотреть и разобрать правило Просит запом нить стихотворение про глаголы-исключения Проводит физминутку Работа с памяткой и с упражнением 261 Предлагает упражнение на закрепление 262 Проверка упражнения Проводит рефлексию, дает д.з, подведение итогов | - Здравствуйте, ребята! Напоминаю, меня зовут Виктория Сергеевна. Присаживайтесь! Рефлексия: -Перед началом нашего занятия давайте узнаем ваше настроение на начало занятия. (карточки с рефлексией) - Ребята нарисуйте веселый смайлик, если у вас хорошее настроение, если у вас ни хорошее и ни плохое то нарисуйте нейтральный смайлик, если ваше настроение плохое нарисуйте грустный смайлик. Все отметили свое настроение? - Молодцы! Давайте приступим к работе. -Начнём мы со словарной работы. Посмотрите на Слайд 1(Словарная работа) (Путешествие, серебро, сверкать, газета, корзина, костёр, пальто) На слайде написаны слова с пропущенной орфограммой, вы должны их записать к себе в тетрадочку и вписать вместо пропусков нужную букву, кто первый справиться с работой поднимает руку. Не забываем подчеркивать орфограмму. -Итак, кто хочет выйти к доске и объяснит, как он написал слова? 1) Путешествие (ударение падает на 3 слог) 2)Серебро (ударение падает на 3 слог) 3) Сверкать (ударение падает на 2 слог) 4)Газета (ударение падает на 2 слог) 5) Корзина (ударение падает на 2 слог) 6) Костёр (ударение падает 2 слог) 7)Пальто (ударение падает на 2 слог) -Эти орфограммы можно проверить? (нет) -Правильно, это все словарные слова, их нужно просто запомнить, где какая буква правильно пишется. Актуализация знаний: -Сегодняшняя тема связанна у нас с глаголами. -Что вы уже знаете о глаголах? Что такое глагол? (самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? И является в предложениях сказуемым) -Как изменяется глагол? (по временам) -как определить время? ( по вопросу, что дедал? Что делает? что будет делать?) -Как называется изменение глагола по лицам и числам? (спряжение) -Молодцы! -Ребят, а как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием? ( по неопределенной форме глагола) -Есть глаголы, которые не подчиняются этому правилу. Это глаголы-исключения, это и будет сегодняшняя тема нашего занятия. -Сегодня мы научимся с вами определять и находить глаголы исключения, а так же по выбору способа учиться определять у этих глаголов спряжение. -Теперь переходим к работе с учебником -Открываем стр 85 упражнение 260 -Прочитайте задание. -Какое задание нам дается в этом упражнении? (Провести наблюдение над особой группой глаголов. Списать все эти глаголы и выделить глагольный суффикс перед –ть) 1) Смотреть, слышать , видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать. -Какие вы выделили суффиксы ( е, а) -Судя по этим глагольным суффиксам, какого спряжения должны быть эти глаголы? (1, потому что перед ть не стоит суффикс и) 2) Брить, стелить. -Какие вы суффикс выделили? (и) - По этим глагольным суффиксам, можно, сказать, что они какого спряжения? (2, потому что перед ть стоит суффикс и) -Сейчас мы проверим, так ли это, но прежде давайте вспомним, какие глаголы свойственны глаголам 1 спр, а какие 2 спр? 2 слайд -Давайте посмотрим на слайд, и по примеру двух слов читать и пилить, вспомним как правильно узнать спр у глагола. -Давайте просклоняем эти глаголы по лицам и числам. -Сначала глагол читать, а после глагол пилить. -Обратите внимание на глагол читать 1 спр, какой стоит суффикс (а) -А в слове Пилить? (суффикс и) -Вспомнили? (да) -Вернемся к нашему заданию. Проспрегаем глагол из 1-ой и 2-ой группы по табличке, которая дана ниже т.е по числу и лицу. Например: Глагол из 1-ой группы Смотреть (Ед.число: 1-е лицо смотрю, 2-е лицо смотришь, 3-е лицо смотрит; Мн.число: 1-е лицо смотрим, 2-е лицо смотрите, 3-е лицо смотрят) -Теперь возьмём глагол 2-ой группы: Стелить (Ед.число: 1-е лицо стелю, 2-е лицо стелешь, 3-е лицо стелет; Мн.число: 1-е лицо стелем, 2-е лицо стелете, 3-е лицо стелют) -Теперь выделите личные окончания у этих глаголов. -О чём они говорят? Какого спряжения глагол смотреть? ( 2 спр) -А глагол стелить, какого спряжения? (1 спр.) -Почему эти 13 глаголов называются исключениями? (Они не подчиняются правилу определения спряжения по глагольному суффиксу перед –ть) Раб.со стихотворением -Чтобы лучше запомнить эти глаголы, можно использовать и конечно же выучить данное нам ниже стихотворение из этих глаголов -Смотреть, все слышать, видеть, Зависеть, ненавидеть, Вертеть, держать, дышать, Терпеть, обидеть, гнать.+ 2 глагола брить, стелить -Ребят, а глаголы слушать и слышать различаются между собой? (да) -Что означает глагол слушать? (внимательно) -Что означает глагол слышать? (анатомо-физиологическое сво-во человека слышать ушами) - Конечно, стоит запомнить, что глагол слышать относится к группе глаголов - исключений, он 2-го спряжения, а глагол слушать к исключениям не относится, он 1 - го спряжения Прочитайте друг другу это стихотворение в паре. Физминутка( Видео) -Давайте посмотрим на памятку на стр 87 «Как определить спряжение глагола» -Прочитайте эту памятку. Прочитайте 1 пункт памятки. 1. Если личное окончание глагола ударное, спряжение определяется сразу по ударному гласному: Берешь - 1 спр., молчишь - 2 спр. -Приведите примеры таких глаголов? ( 2. У глаголов - исключений спряжение определяется сразу: брить, стелить - 1 спр, а другие 11 гл. - 2 спр. Орфограмму обозначаем так : бреет( окончание ет), ставим в неопределенную форму глагол (брить-суффикс и искл.1 спр) - Прочитайте 3-й пункт. Когда необходимо глагол ставить в неопределенную форму? (когда спряжение глаголов с безударным окончанием, и мы определяем по суффиксу в неопределенной форме,- и это 2 спр, др.суффиксы 1 спр. Орфограмму обозначаем так: например борется(ударение падает на 1 слог, окончание ет, получается безударное окончание , определяем по суффиксу в неопределенной форме (бороться суффикс о 1 спр.) -Давайте посмотрим на слайд, вы видите схему суффиксов в неопределенной форме Слайд 3. -Делаем вывод, что если личное окончание глагола ударное, то мы сможем сразу определить спряжение по ударному гласному, а если не ударное, то мы определяем по суффиксу в неопределённой форме. И ещё то что у глаголов-исключений спр. определяем сразу брить, стелить 1спр, а 11 др. глаголов 2 спр. используя этот алгоритм, сейчас вы будете выполнять упражнение 261 -Прочитайте задание, -Давайте, вместе выполним это задание. 1. Ходит (ударение падает на первый слог, безударное окончание, значит определяем по суффиксу в неопределенной форме. Ходить, суффикс и 2 спр) 2. Приводит (ударение падает на 2 слог, окончание безударное, значит ставим суффикс в неопределённую форму глагола приводить суффикс и 2 спр) 3.Переворачивают (Ударение падает на 4 слог, окончание безударное, значит определяем по суффиксу в неопределённой форме переворачивать суффикс а 1 спр) 4.Слушают (ударение падает на 1 слог это слово относиться к гл искл 2 спр) 5.Оттягивают (Ударение падает на 2 слог, окончание безударное, значит определяем по суффиксу в неопределённой форме оттягивать суффикс а спр1) 6.Смотрят (ударение падает на 1 слог, это слово искл. 2 спр) 7.Посапывают (ударение падает на 2 слог, окончание безударное значит суффикс ставим в неопределенную форму посапывать суффикс а 1 спр) 8. Говорят (ударение падает на 3 слог, окончание ударное, значит мы можем сразу определить спр. суффикс ят 1 спр) -Теперь последнее наше упражнение под номером 262 - -Давайте прочитаем выразительно это стихотворение. -Сколько здесь предложений? -А по чему мы определяли? ( по знакам в конце предложения) -Какая картина встает перед глазами слушая это стихотворение? -Какое словесно-изобразительное средство используется? (олицетворение) Прочитайте задание. Всем понятно его выполнять? , можно использовать так же памятку, с которой мы недавно работали по спряжениям. -Давайте вместе попробуем 2-3 глагола, а потом вы будете самостоятельно выполнять. Образец рассуждения: Подходит. 1) Ставлю ударение: подходит. Окончание безударное. 2) Это не глагол-исключение. 3) Ставлю глагол в неопределённую форму – подходить. Перед -ть суффикс -и-, значит II спряжение. 2. Слышит: Ставлю 1) ударение слышит падает на 1 слог, окончание безударное. 2) глагол-исключение 3)ставлю глагол в неопределённую форму, если это требуется, но в данном случае это глагол 2 спр. Искл) 3.Смотрит: 1) Ставлю ударение: смотрит. Окончание безударное. 2) Это глагол-исключение. 3) Значит II спряжение. Искл. 4.Видит Видит. 1) Ставлю ударение: видит. Окончание безударное. 2) Это глагол-исключение. 3) Значит II спряжение. Искл. 5.Носится Носится. 1) Ставлю ударение: носится. Окончание безударное. 2) Это не глагол-исключение. 3) Ставлю глагол в неопределённую форму – носиться. Перед -ть суффикс -и-, значит II спряжение. 6.Плещет Плещет. 1) Ставлю ударение: плещет. Окончание безударное. 2) Это не глагол-исключение. 3) Ставлю глагол в неопределённую форму – плескать. Перед -ть суффикс -а-, значит I спряжение. 7.Хлещет Хлещет. 1) Ставлю ударение: Хлещет. Окончание безударное. 2) Это не глагол-исключение. 3) Ставлю глагол в неопределённую форму – хлестать Перед -ть суффикс -а-, значит I спряжение. 8.Мутит Мутит. 1) Ставлю ударение: мутит. Окончание безударное. 2) Это не глагол-исключение. 3) Ставлю глагол в неопределённую форму –мутить Перед -ть суффикс -и-, значит II спряжение. 9.Бьётся Бьётся. 1) Ставлю ударение: подходит. Окончание ударное. 2) Это не глагол-исключение. 3) Значит I спряжение. Рефлексия: Молодцы, а теперь давайте отмети наше настроение на конец нашего занятия (карточки с рефлексией) - Ребята нарисуйте веселый смайлик, если у вас хорошее настроение, если у вас ни хорошее и ни плохое то нарисуйте нейтральный смайлик, если ваше настроение плохое нарисуйте грустный смайлик. Все отметили свое настроение? Итог урока -Итак ребят, что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Д/З: Стр 107 упр № 3 | Приветствуют учителя Слушают учителя. Пытаются сформулировать тему урока. Внимательно слушают, отвечают на вопросы, озвучивают итоги. Внимательно читают, прислушиваются к себе, отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют упражнение 260 Продолжают высказывание, формулируют правило. Работа со стихотворением записывают слова в тетрадь. Выполняют физминутку Рассматривают алгоритм и работают над упражнением 261 Проверка выполнения упражнения Работа с упражнением 262 Проверяют правильность выполнения упражнения Отвечают на вопросы, выполняют рефлексию, записывают д.з | | 1-а, 3-а 1-а,2-г,3-г 1-а, 2-а,3-б,в 2-а, б, 3- б,в 1-а,б,в 1-а, 2-а, в, 3-б, в 1-а,б, 2-а,в,3 –а,б,в 2-а, б, д, 3- б,в,г 2-а,в,е 3-б,в,г 1-а, 2-а, в 3-а,б,в 1-в,2-б, г 3б,в,г 1-б, 2-а,3- б,в |