kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по Русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по Русскому языку на тему Причастие

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по Русскому языку»

Урок русского языка в 7 классе


Тема: Причастие как часть речи.

Цель: научиться определять причастия и отличать их от глаголов и прилагательных

Задачи:

  1. Познакомиться с причастиями и важнейшими признаками этой языковой категории;

  2. Развивать мышление, воображение, речь учащихся;

  3. Воспитание познавательной активности, интереса и эмоциональной отзывчивости, культуры к произведениям искусства.

Оборудование: учебник Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Просвещение, 2013 г., карточки.


Ход урока.


  1. Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята! Проверяем готовность к уроку: тетрадь, учебник (дети поднимают вверх названные предметы).

2. Орфоэпическая разминка.

Работа в группах.

- Перед вами лежат карточки. Расставьте ударение в словах (дети расставляют ударение, далее проверка при помощи учителя).


Карточка №1


Тефтели, звонит, банты, торты, цепочка, столяр, кремень, мусоропровод, сироты, средства, договоры, квартал, эксперт, мозаичный, кухонный, сливовый, кралась, наделит, принудить, сверлишь, осведомишься, балуясь, донельзя, добела, завидно, исчерпать, закупорить, сверлит.


- Какие слова вызвали наибольшее затруднение?


3. Актуализация ранее изученного.

- Какие стили литературного языка вам известны? Опишите каждый из них.

- Что такое диалог?

- Назовите виды диалогов.

- Каковы правила оформления диалогов и прямой речи?

- В чём их отличие?


4. Формулировка темы и цели урока.

- Посмотрите на доску (на доске записаны словосочетания – летящий мяч, умная девочка, любящий отец, белеющий снег, крадущийся тигр). Как вы думаете, какое словосочетание лишнее? К какой части речи относится зависимое слово в каждом словосочетании?

- Верно! Лишним является словосочетание «умная девочка», но объяснения этому мы найти пока не можем. Давайте разгадаем ребус и узнаем, о какой части речи будем говорить на уроке.

- Молодцы! Сформулируйте тему урока.

- Исходя из всего вышесказанного, сформулируйте цель нашего урока.


5. Объяснение нового материала.

- Посмотрите на яблоко в моей руке. Дайте ему характеристику. Какое оно? (красное, круглое, вкусное, спелое, яркое). А если я подброшу его в воздух. Каким оно станет? (летящее).

- Верно! Т.е. мы можем говорить о том, что этот признак (летящее) проявился у яблока только в определённый момент, при выполнении предметом какого-либо действия. Яблоко ведь не всегда летящее.

- Можно говорить о том, что причастие является родственным каким частям речи? (прилагательному и глаголу).

- Давайте попробуем сформулировать определение причастия (причастие – это признак предмета, проявляющийся во времени по его действию; причастие отвечает на вопросы прилагательного – какой? Какая? Какое? Какие?).

- От глагола причастие отличить легко. Но от прилагательного крайне сложно.

Давайте обозначим признаки, помогающие отличать причастие от прилагательного:


а) прилагательное можно заменить синонимом, тогда как причастие – сочетанием слов который + глаг., от которого оно образовано, в н. в. или пр. в. Например, редкий лес- негустой лес, редеющий лес – лес, который редеет.

б) прилагательное и причастие можно различать по морфемному признаку – прилагательные имеют суффиксы –уч-, -юч-, причастия –ащ-, -ящ-. Летучий- летящий.


Работа с учебником.


- Стр. 32, чтение теоретического материала, обсуждение с учащимися.

- Упр. 72 (дискуссия с учащимися).


6. Закрепление изученного.


- Выполнение упр. 73 (в группах с последующей проверкой).

- Выполнение упр. 74 (самостоятельная работа).

- Обратите внимание на карточки №2 (один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях).


Карточка №2


Выписать в одну колонку словосочетания «прилагательные + существительные», а в другую – «причастия + существительные». Составить три предложения со словосочетаниями «прилагательное + существительное» и знаками препинания при союзах.


Нежный взгляд, серая мыш(?), разрезанный пирог, вымытые полы, чистый пол, танцующие дети, пр..смешная история, пропавший щеноч..к, ар..стованный пр..ступник, кожа..ая куртка, сломанный стул, зашитая дырка, городской парк, звери..ые следы, поющие птицы, (ярко)красные розы, сорванные розы, выкрашенные волосы, подстреленная птица, стреляющий воин, уд..вительный рассказ, листве(н-нн)ый лес, ч..рный кот, почерневшие камни, подстриженные волосы, открытая дверь, серебря(н-нн)ая цепочка, построенный дом, пр..школьная те(р-рр)итория.


Синтаксический разбор предложения


Девочка шла мимо закрывающегося магазина.

- Скажите, какой вывод можно сделать из этой работы? (Причастие в предложении является определением).


Проверочная работа


- Мы достаточно много говорили о причастии, поэтому необходимо проверить, насколько хорошо вы поняли материал.


1. Найдите словосочетания «причастие + существительное»

А. Краснеющая рябина

Б. Любимый урок

В. Ругающаяся женщина

Г. Синий платок


2. Найдите словосочетания «причастие + существительное»

А. Острый нож

Б. Близкий друг

В. Кружащийся лист

Г. Бегающий мальчик


3. Найдите словосочетания «причастие + существительное»

А. Прыгающий мальчик

Б. Простой карандаш

В. Простирающаяся равнина

Г. Спеющая ягода.

1 (А, В), 2 (В, Г), 3 (А, В, Г).


7. Подведение итогов урока.

- С какой частью речи мы познакомились на сегодняшнем уроке?

- Расскажите о причастии, используя свои примеры.


8. Рефлексия.

- Возьмите листы самоанализа. Впишите недостающие слова в представленные фразы.


Сегодня на уроке я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

9. Выставление оценок.

10. Домашнее задание.

- Стр. 33, упр. 77, определить вид и время причастий.

Обсуждение домашнего задания вместе с учащимися.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока по Русскому языку

Автор: Ванюкова Ольга Евгеньевна

Дата: 16.04.2023

Номер свидетельства: 629679

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "план-конспект урока  русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И". "
    ["seo_title"] => string(108) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-s-pomoshch-iu-bukv-ie-io-iu-ia-i"
    ["file_id"] => string(6) "148997"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419918060"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства