Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по Русскому языку»
Урок русского языка в 7 классе
Тема: Причастие как часть речи.
Цель: научиться определять причастия и отличать их от глаголов и прилагательных
Задачи:
Познакомиться с причастиями и важнейшими признаками этой языковой категории;
Развивать мышление, воображение, речь учащихся;
Воспитание познавательной активности, интереса и эмоциональной отзывчивости, культуры к произведениям искусства.
Оборудование: учебник Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Просвещение, 2013 г., карточки.
Ход урока.
Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята! Проверяем готовность к уроку: тетрадь, учебник (дети поднимают вверх названные предметы).
2. Орфоэпическая разминка.
Работа в группах.
- Перед вами лежат карточки. Расставьте ударение в словах (дети расставляют ударение, далее проверка при помощи учителя).
- Какие стили литературного языка вам известны? Опишите каждый из них.
- Что такое диалог?
- Назовите виды диалогов.
- Каковы правила оформления диалогов и прямой речи?
- В чём их отличие?
4. Формулировка темы и цели урока.
- Посмотрите на доску (на доске записаны словосочетания – летящий мяч, умная девочка, любящий отец, белеющий снег, крадущийся тигр). Как вы думаете, какое словосочетание лишнее? К какой части речи относится зависимое слово в каждом словосочетании?
- Верно! Лишним является словосочетание «умная девочка», но объяснения этому мы найти пока не можем. Давайте разгадаем ребус и узнаем, о какой части речи будем говорить на уроке.
- Молодцы! Сформулируйте тему урока.
- Исходя из всего вышесказанного, сформулируйте цель нашего урока.
5. Объяснение нового материала.
- Посмотрите на яблоко в моей руке. Дайте ему характеристику. Какое оно? (красное, круглое, вкусное, спелое, яркое). А если я подброшу его в воздух. Каким оно станет? (летящее).
- Верно! Т.е. мы можем говорить о том, что этот признак (летящее) проявился у яблока только в определённый момент, при выполнении предметом какого-либо действия. Яблоко ведь не всегда летящее.
- Можно говорить о том, что причастие является родственным каким частям речи? (прилагательному и глаголу).
- Давайте попробуем сформулировать определение причастия (причастие – это признак предмета, проявляющийся во времени по его действию; причастие отвечает на вопросы прилагательного – какой? Какая? Какое? Какие?).
- От глагола причастие отличить легко. Но от прилагательного крайне сложно.
Давайте обозначим признаки, помогающие отличать причастие от прилагательного:
а) прилагательное можно заменить синонимом, тогда как причастие – сочетанием слов который + глаг., от которого оно образовано, в н. в. или пр. в. Например, редкий лес- негустой лес, редеющий лес – лес, который редеет.
б) прилагательное и причастие можно различать по морфемному признаку – прилагательные имеют суффиксы –уч-, -юч-, причастия –ащ-, -ящ-. Летучий- летящий.
Работа с учебником.
- Стр. 32, чтение теоретического материала, обсуждение с учащимися.
- Упр. 72 (дискуссия с учащимися).
6. Закрепление изученного.
- Выполнение упр. 73 (в группах с последующей проверкой).
- Выполнение упр. 74 (самостоятельная работа).
- Обратите внимание на карточки №2 (один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях).
Карточка №2
Выписать в одну колонку словосочетания «прилагательные + существительные», а в другую – «причастия + существительные». Составить три предложения со словосочетаниями «прилагательное + существительное» и знаками препинания при союзах.