Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку»
Тема: Несклоняемые имена существительные
Цели: развивать умение определять падеж имён существительных; повторить понятие несклоняемые имена существительные.
Формируемые УУД:
п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие;
к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Цели:
познакомить учащихся со словами, форма которых не меняется;
отрабатывать умения изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые, работая по алгоритму;
отрабатывать умение отличать слова с нулевым окончанием от неизменяемых слов;
обогащать устную и письменную речь учащихся;
развивать интерес к языку;
Ход урока
1.Организационный момент.(1 мин)
Мы пришли сюда учиться…….. (слайд 1)
- Ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуйте их. Садитесь.
- Сегодня нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу! Ведь улыбка дарит хорошее настроение.
Слайд 2.Ребята, посмотрите на эту чудесную картину. Какое время года изображено на ней? (Зима)
- А вы любите зиму? А за что вы её любите? (За то что можно на улице поиграть в снежки, кататься на санках, лепить снеговиков и т.д.)
Можно ли играть на проезжей части дороги? (Нельзя вас сможет сбить машина).Молодцы, не забывайте об этом ребята. Нужно играть на детской площадке.
Многие поэты и писатели любили русскую зиму и посвящали ей свои произведения.
Давайте прочитаем отрывок из одного стихотворения. (Слайд 3)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
- Кому принадлежат эти строки? (А. С. Пушкину)
- С кем поэт сравнивает зиму? Как он ее называет? (Волшебницей.)
-Действительно, в зимнюю пору происходит много сказочного, волшебного. И самый волшебный праздник – Новый год.
3.Чистописание.(5 мин) (Слайд 4)
-Назовите первую букву слова волшебница.
Напишите красиво заглавную и строчную буквы «В в».
На второй строке напишите слоги с буквой «в»: ви вя ву ве вы ва во
-Подчеркните слоги, в которых буква в обозначает мягкий согласный звук.
А почему они мягкие? (буквы е ,и, я обозначают мягкость предш. Согл.звука)
- Ребята что значит просклонять слово? (изменить слово по падежам)
-Что изменяется при склонении? (окончание)
3. Постановка проблемы.
- А все ли имена существительные склоняются? Чтобы ответить на этот вопрос просклоняйте имена существительные железо, пальто.
Выделите окончание.
4. Решение проблемы. (Слайд 5)
1. Работа на доске.
И.п. железо пальто
Р.п. железа пальто
Д.п. железу пальто
В.п. железо пальто
Т.п. железом пальто
П.п. о железе пальто
-Тамила, изменилось ли слово железо? (да изменились окончания)
- А слово пальто?( не изменилось)т.е. слово осталось как есть
- Как бы вы назвали такие слова? (Предположения детей). Падеж слова пальто нужно определить по вопросу.
- Какой вывод вы бы сделали?
Вывод: Существительные, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму, называются несклоняемыми. (Слайд 6)
5 Формулирование темы урока.
-Назовите тему нашего урока. (Несклоняемые имена существительные) (Слайд 7)
-Цель нашего урока. (Мы узнаем какие существительные называются несклоняемыми, научимся определять их падеж.) (Слайд 8).
Несклоняемые существительные – слова иноязычные. Слов, пришедших к нам из других языков, не мало: около 10 % от всех слов русского языка. Падеж этих слов определяется по вопросу.
Значение каких слов вам не понятно? (кашне –Аза, манто-Ихсан, фойе-Хамзат).
- Чтобы узнать их значение мы обращаемся к толковому словарю. (Слайд 10-11) Ну и как вы уже догадались, все эти слова словарные, поэтому их надо заучивать наизусть.
6.Открытие нового знания. (Слайд 12)
Учитель: ребята, вы читали про Незнайку? Он для вас написал письмо о своем выходном дне. Давайте прочитаем!
Как то рано по-утру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре,
Фильм смотреть о кенгуре
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит, бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Учитель: Исправляем шибки.
6.Первичное закрепление
Прочитайте несклоняемые слова из письма Незнайки
7. Физкультминутка (слайд13)
– Зимой холодно, давайте немножко согреемся и поиграем.
Я буду называть имена существительные.
Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши; если имя существительное относится ко 2-му склонению, вы поднимаете руки вверх; если имя существительное относится к 3-му склонению, то топаете.