|   1   |         |    Целеполагание.  (Мотивация деятельности)   |    Беседа с классом. Приветствие.  Работа с презентацией. Слайд 2.  Разминка. Учитель подводит учащихся к определению цели предстоящей работы. –Какую изученную тему напоминают нам эти слова?( Основные способы образования слов в русском языке и сложные слова).- Какие слова называются сложными? -Найдите сложные слова?(сладкоежка, шестиклассник). –Как они образованы? (сложением с помощью соединительных гласных « о» и « и»). –Какие вы еще знаете соединительные гласные? (е)   |    Учащиеся участвуют в беседе, размышляют, предлагают свои варианты, дают аргументированные ответы.   |    3 мин.   |  
  |   3   |         |     Объяснение нового материала.   
      Познавательная задача.               Постановка проблемного вопроса.   
                                                                                            Работа с таблицей                               
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      Сообщение-рассказ ученика   (индив.)   
                  |    Слайды 5-6. Предварительная самостоятельная работа:    - Подумайте, чем отличаются слова первого столбика от слов второго? -Как называются слова 1-го столбика, а 2-го?Знаете ли вы, что обозначают слова 2-го столбика? –Как правильно произносить слова 2-го столбика? – Как называются слова 2-го столбика?      -Скажите, пожалуйста, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему урока.( правильно произносить сложносокращенные слова, узнаем какие слова называются сложносокращенными, познакомимся с способом образования сложносокращенных слов, грамотно употреблять в устной и письменной речи, определять род сложносокращенных слов, определять лексическое значение сложносокращенных слов)      Запишем тему нашего урока: «Сложносокращенные слова».  Учителем организована беседа по вопросам, далее учащимся предлагается сделать вывод и подтвердить его примерами  -Как вы понимаете: сложносокращенные слова? Объясните, почему сложносокращенные слова получили такое название?  - Знаете ли вы, что такое аббревиатура? Эти слова одновременно являются и сложными (т.к. состоят из нескольких основ) и сокращенными (т.к. эти основы используются в усеченном виде). Для русского языка характерны сложносокращенные слова или аббревиатуры. Данные слова образуются с помощью особого типа словообразования- сокращения или аббревиации. Сложение сокращенных слов в результате получилось сложносокращенное слово, или аббревиатура. Чтение определения сложносокращенных слов в учебнике. Слайд 7.  - От данных словосочетаний образуйте сложносокращённые слова по образцу.            Объяснение по таблице  «Образование сложносокращенных слов» Слайд 8. Объяснение учителя . Слайд 9    Как определить род у сложносокращенных слов? При использовании сокращений или аббревиатур есть свои тонкости. В частности, определения рода аббревиатуры и ее последующее склонение. Есть неизменяемые слова, типа МГУ, ГАИ, ООО и т.д., однако имеются и настолько устойчивые сокращения, которые в сознании людей имеют статус целого слова и изменяется соответствующим образом, например: МХАТ ( МХАТа, МХАТу, МХАТовский), комбат ( комбата, комбаты), завуч (завуча,завучи) и т.д. Но при определении рода всех сложносокращенных слов, независимо от способа образования и способности изменяться, но действует одно правило. Род определяется по главному слову в аббревиатуре, полностью совпадая с его родом. Например: ООН- Организация Объединенных наций.(ж.р.) слайд 10      Чтение по учебнику    .Давайте зададим вопросы к каждой части текста и составим вопросный план.  1)Что такое сложносокращенные слова?  2) как они образуются?  3) Как записываются?  4) Как определить род сложносокращенных слов?  -А сейчас мы послушаем сообщение-рассказ    «Когда и для чего появились первые сокращения слов?»  -Зачем сокращали слова?( для экономии места и времени)    Несмотря на то, что современный русский язык существенно отличается от старославянского языка основная функция сложносокращенных слов осталась прежней – экономия места и времени. Гораздо проще и быстрее написать краткое трехбуквенное сокращение, чем выписать длинное определение или название.           |    Участвуют в беседе, объясняют, доказывают свою точку зрения.                                                                                                        Записывают полученные слова, формулируют вывод.              Учащиеся слушают, мыслят, отвечают на вопросы учителя, предлагают свои примеры слов, делают выводы.                                                      Учащиеся     читают и закрепляют материал по учебнику.                                                                                                                                         |                                        12 мин                                                                                                                                              3 мин   |  
  |   4.   |         |    Закрепление изученного. Орфографическая работа.        Практикум. Работа в парах.       |    Слайд 11  1.Исправь ошибки! Запиши правильно!    2.Предлагается учащимся поработать с заданиями по карточкам.  Проведите наблюдения и скажите, какой принцип положен в основу деления слов на группы ,определите род у сложносокращенных слов.  А) вуз ,ГУМ, ТЮЗ  Б )МГУ,ЭВМ,АЭС  В) луноход, пешеход, тяжеловоз  Г) ГАИ, НИИ, ОМОН.   |    записывают слова в тетрадь.  Ребята произносят аббревиатуры, соблюдая    орфоэп. нормы.    Выполняют упражнение с последующей самопроверкой.     |    5 мин   |