1 | | Целеполагание. (Мотивация деятельности) | Беседа с классом. Приветствие. Работа с презентацией. Слайд 2. Разминка. Учитель подводит учащихся к определению цели предстоящей работы. –Какую изученную тему напоминают нам эти слова?( Основные способы образования слов в русском языке и сложные слова).- Какие слова называются сложными? -Найдите сложные слова?(сладкоежка, шестиклассник). –Как они образованы? (сложением с помощью соединительных гласных « о» и « и»). –Какие вы еще знаете соединительные гласные? (е) | Учащиеся участвуют в беседе, размышляют, предлагают свои варианты, дают аргументированные ответы. | 3 мин. |
3 | | Объяснение нового материала.
Познавательная задача. Постановка проблемного вопроса.
Работа с таблицей
Сообщение-рассказ ученика (индив.)
| Слайды 5-6. Предварительная самостоятельная работа: - Подумайте, чем отличаются слова первого столбика от слов второго? -Как называются слова 1-го столбика, а 2-го?Знаете ли вы, что обозначают слова 2-го столбика? –Как правильно произносить слова 2-го столбика? – Как называются слова 2-го столбика? -Скажите, пожалуйста, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему урока.( правильно произносить сложносокращенные слова, узнаем какие слова называются сложносокращенными, познакомимся с способом образования сложносокращенных слов, грамотно употреблять в устной и письменной речи, определять род сложносокращенных слов, определять лексическое значение сложносокращенных слов) Запишем тему нашего урока: «Сложносокращенные слова». Учителем организована беседа по вопросам, далее учащимся предлагается сделать вывод и подтвердить его примерами -Как вы понимаете: сложносокращенные слова? Объясните, почему сложносокращенные слова получили такое название? - Знаете ли вы, что такое аббревиатура? Эти слова одновременно являются и сложными (т.к. состоят из нескольких основ) и сокращенными (т.к. эти основы используются в усеченном виде). Для русского языка характерны сложносокращенные слова или аббревиатуры. Данные слова образуются с помощью особого типа словообразования- сокращения или аббревиации. Сложение сокращенных слов в результате получилось сложносокращенное слово, или аббревиатура. Чтение определения сложносокращенных слов в учебнике. Слайд 7. - От данных словосочетаний образуйте сложносокращённые слова по образцу. Объяснение по таблице «Образование сложносокращенных слов» Слайд 8. Объяснение учителя . Слайд 9 Как определить род у сложносокращенных слов? При использовании сокращений или аббревиатур есть свои тонкости. В частности, определения рода аббревиатуры и ее последующее склонение. Есть неизменяемые слова, типа МГУ, ГАИ, ООО и т.д., однако имеются и настолько устойчивые сокращения, которые в сознании людей имеют статус целого слова и изменяется соответствующим образом, например: МХАТ ( МХАТа, МХАТу, МХАТовский), комбат ( комбата, комбаты), завуч (завуча,завучи) и т.д. Но при определении рода всех сложносокращенных слов, независимо от способа образования и способности изменяться, но действует одно правило. Род определяется по главному слову в аббревиатуре, полностью совпадая с его родом. Например: ООН- Организация Объединенных наций.(ж.р.) слайд 10 Чтение по учебнику .Давайте зададим вопросы к каждой части текста и составим вопросный план. 1)Что такое сложносокращенные слова? 2) как они образуются? 3) Как записываются? 4) Как определить род сложносокращенных слов? -А сейчас мы послушаем сообщение-рассказ «Когда и для чего появились первые сокращения слов?» -Зачем сокращали слова?( для экономии места и времени) Несмотря на то, что современный русский язык существенно отличается от старославянского языка основная функция сложносокращенных слов осталась прежней – экономия места и времени. Гораздо проще и быстрее написать краткое трехбуквенное сокращение, чем выписать длинное определение или название. | Участвуют в беседе, объясняют, доказывают свою точку зрения. Записывают полученные слова, формулируют вывод. Учащиеся слушают, мыслят, отвечают на вопросы учителя, предлагают свои примеры слов, делают выводы. Учащиеся читают и закрепляют материал по учебнику. | 12 мин 3 мин |
4. | | Закрепление изученного. Орфографическая работа. Практикум. Работа в парах. | Слайд 11 1.Исправь ошибки! Запиши правильно! 2.Предлагается учащимся поработать с заданиями по карточкам. Проведите наблюдения и скажите, какой принцип положен в основу деления слов на группы ,определите род у сложносокращенных слов. А) вуз ,ГУМ, ТЮЗ Б )МГУ,ЭВМ,АЭС В) луноход, пешеход, тяжеловоз Г) ГАИ, НИИ, ОМОН. | записывают слова в тетрадь. Ребята произносят аббревиатуры, соблюдая орфоэп. нормы. Выполняют упражнение с последующей самопроверкой. | 5 мин |