kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока на тему : "Сложносокращенные слова" 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку»

Конспект урока


ФИО Матвеева Анна Сергеевна



Место работы Колобовская МСОШ



Должность учитель русского языка и литературы



Предмет русский язык



Класс 6



Тема Сложносокращённые слова.



Базовый учебник М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская «Русский язык»



Цель урока: создать условия для формирования языковой и учебно-исследовательской компетенций учащихся через освоение теоретических знаний, практических навыков учащихся и развитие умения работать в группе, что будет способствовать воспитанию таких базовых качеств личности как самостоятельность, коммуникативность, ответственность за результаты своей деятельности.

9. Задачи:

- формирование навыка опознавания, правильного написания сложносокращённых существительных и употребления их в речи;

- развитие познавательной активности учащихся, мышления, культуры речи.

- воспитание самостоятельности, интереса к предмету за счет новой формы представления материала, в целом любви к языку;

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальные, парные.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.





















СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

2

3

4

5

6

1


Целеполагание.

(Мотивация деятельности)

Беседа с классом. Приветствие.

Работа с презентацией. Слайд 2.

Разминка. Учитель подводит учащихся к определению цели предстоящей работы. –Какую изученную тему напоминают нам эти слова?( Основные способы образования слов в русском языке и сложные слова).- Какие слова называются сложными? -Найдите сложные слова?(сладкоежка, шестиклассник). –Как они образованы? (сложением с помощью соединительных гласных « о» и « и»). –Какие вы еще знаете соединительные гласные? (е)

Учащиеся участвуют в беседе, размышляют, предлагают свои варианты, дают аргументированные ответы.

3 мин.

2


Актуализация знаний.(Повторение и углубление ранее изученного материала)

Слайды 3-4.

Работа с таблицей. Образуйте сложные существительные.

Учащиеся участвуют в беседе, размышляют, предлагают свои варианты, дают аргументированные ответы.

3 мин

3


Объяснение нового материала.



Познавательная задача.




Постановка проблемного вопроса.
























Работа с таблицей














































Сообщение-рассказ ученика

(индив.)






Слайды 5-6. Предварительная самостоятельная работа:

- Подумайте, чем отличаются слова первого столбика от слов второго? -Как называются слова 1-го столбика, а 2-го?Знаете ли вы, что обозначают слова 2-го столбика? –Как правильно произносить слова 2-го столбика? – Как называются слова 2-го столбика?


-Скажите, пожалуйста, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему урока.( правильно произносить сложносокращенные слова, узнаем какие слова называются сложносокращенными, познакомимся с способом образования сложносокращенных слов, грамотно употреблять в устной и письменной речи, определять род сложносокращенных слов, определять лексическое значение сложносокращенных слов)


Запишем тему нашего урока: «Сложносокращенные слова».

Учителем организована беседа по вопросам, далее учащимся предлагается сделать вывод и подтвердить его примерами

-Как вы понимаете: сложносокращенные слова? Объясните, почему сложносокращенные слова получили такое название?

- Знаете ли вы, что такое аббревиатура? Эти слова одновременно являются и сложными (т.к. состоят из нескольких основ) и сокращенными (т.к. эти основы используются в усеченном виде). Для русского языка характерны сложносокращенные слова или аббревиатуры. Данные слова образуются с помощью особого типа словообразования- сокращения или аббревиации. Сложение сокращенных слов в результате получилось сложносокращенное слово, или аббревиатура. Чтение определения сложносокращенных слов в учебнике. Слайд 7.

- От данных словосочетаний образуйте сложносокращённые слова по образцу.



Объяснение по таблице

«Образование сложносокращенных слов» Слайд 8. Объяснение учителя . Слайд 9

Как определить род у сложносокращенных слов? При использовании сокращений или аббревиатур есть свои тонкости. В частности, определения рода аббревиатуры и ее последующее склонение. Есть неизменяемые слова, типа МГУ, ГАИ, ООО и т.д., однако имеются и настолько устойчивые сокращения, которые в сознании людей имеют статус целого слова и изменяется соответствующим образом, например: МХАТ ( МХАТа, МХАТу, МХАТовский), комбат ( комбата, комбаты), завуч (завуча,завучи) и т.д. Но при определении рода всех сложносокращенных слов, независимо от способа образования и способности изменяться, но действует одно правило. Род определяется по главному слову в аббревиатуре, полностью совпадая с его родом. Например: ООН- Организация Объединенных наций.(ж.р.) слайд 10


Чтение по учебнику

.Давайте зададим вопросы к каждой части текста и составим вопросный план.

1)Что такое сложносокращенные слова?

2) как они образуются?

3) Как записываются?

4) Как определить род сложносокращенных слов?

-А сейчас мы послушаем сообщение-рассказ

«Когда и для чего появились первые сокращения слов?»

-Зачем сокращали слова?( для экономии места и времени)

Несмотря на то, что современный русский язык существенно отличается от старославянского языка основная функция сложносокращенных слов осталась прежней – экономия места и времени. Гораздо проще и быстрее написать краткое трехбуквенное сокращение, чем выписать длинное определение или название.



Участвуют в беседе, объясняют, доказывают свою точку зрения.


























Записывают полученные слова, формулируют вывод.




Учащиеся слушают, мыслят, отвечают на вопросы учителя, предлагают свои примеры слов, делают выводы.














Учащиеся

читают и закрепляют материал по учебнику.











































12 мин




































3 мин

4.


Закрепление изученного. Орфографическая работа.


Практикум. Работа в парах.


Слайд 11

1.Исправь ошибки! Запиши правильно!

2.Предлагается учащимся поработать с заданиями по карточкам.

Проведите наблюдения и скажите, какой принцип положен в основу деления слов на группы ,определите род у сложносокращенных слов.

А) вуз ,ГУМ, ТЮЗ

Б )МГУ,ЭВМ,АЭС

В) луноход, пешеход, тяжеловоз

Г) ГАИ, НИИ, ОМОН.

записывают слова в тетрадь.

Ребята произносят аббревиатуры, соблюдая

орфоэп. нормы.

Выполняют упражнение с последующей самопроверкой.

5 мин

5.


Первичный контроль знаний.


Слайды 12,13,14

Орфоэпическая минутка.

Слайды 15,16. Прочитайте данные слова. Распределите их на три группы по способу сокращения слов.

Ребята произносят аббревиатуры, соблюдая

орфоэп. нормы.

Выполняют упражнение с последующей самопроверкой.

10 мин

6.


Итоги урока. Рефлексия.

Слайд 17. «Подведём итоги» : прочитайте текст, вставив пропущенные слова.

Итоговая беседа.

-Что повторили на уроке?

-Что узнали нового?

- С каким новым термином познакомились?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, делятся своими впечатлениями от урока.

4мин

7.


Инструктаж домашнего задания

Учитель предлагает дифференцированное задание (на выбор)

Слайд 18. упр. 173,174.

Записывают домашнее задание.

2 мин

8.


Оценивание учеников, выставление оценок.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку

Автор: Матвеева Анна Сергеевна

Дата: 18.03.2019

Номер свидетельства: 503490

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства