kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Одна и две буквы Н в наречиях на –о и –е"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта тема для детей часто представляет сложность. Конспект будет полезен учителям-филологам.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Одна и две буквы Н в наречиях на –о и –е"»

Класс: 7

Урок:

Дата:

Тема урока: Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е

Цель урока:

  1. знакомство с алгоритмом н и нн в наречиях на –о и –е в сопоставлении с правописанием н и нн в прилагательных и причастиях;

  2. пунктуация: повторить знаки препинания при деепричастных оборотах, стоящих рядом с союзом и, знаки препинания в сложном предложении;

  3. развитие речи: обогащение словарного запаса, работа с синонимами;

  4. отработка мыслительных операций: анализа, сравнения, умение делать выводы и обобщать.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: ТСО, раздаточный материал, рисунок, схема, плакат для рефлексии.

    1. Актуализация. Расшифровать картинку, подобрать к фразеологизму синонимы (тщетно, напрасно, зря, бесполезно).

Словами какой части речи являются названные синонимы?

II. Записывается под диктовку и анализируется предложение

Неожиданно кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов. (В. Солоухин.)

Задания:

— Объясните устно и обозначьте графически условия постановки знаков препинания.

Учащиеся выделяют две грамматические основы: лес кончился, яркость ударила; говорят, что предложение сложное (сложносочиненное), строят схему [=-], и [=-]. Проводится проверка построения схемы (изображение на экране).

Затем находят деепричастный оборот, подробно рассказывая, как они это делают (ставим вопрос что сделав? или что делая?, ищем зависимые слова). Обращаю внимание учеников на то, что союз оказался между запятыми.

Как образовано наречие неожиданно?

Записываем: неожиданно неожиданный.

- Сколько н в наречии, образованном от прилагательного с нн?

Записываем: сильно сильный.

- Сколько н в наречии, образованном от прилагательного с н?

Объяснение учителя: это не случайность, а закономерность для наречий на -о, -е, образованных от прилагательного: предла­гаю учащимся сформулировать правило о правописании н, нн в наречиях, сверить свою формулировку с учебником.

III. Работа со словами, приготовленными до урока на листах (экране). Учащиеся вставляют пропущенные буквы, объясняют условия выбора орфограммы и записывают рядом образованное от данного прилагательного наречие, обозначают орфограмму «Н, нн в наречиях на -о, -е». Класс выполняет работу в тетрадях.

Искусстве..ый

медле..ый
серебря..ый
стекляый
кожа…ый

скром..ый

испуга..ый

традицио. .ый

идеаль. .ый

благодуш..ый

несураз. .ый


Выполненную работу сверяем с образцом (раздаются листы):

Искусственный (искусственно)

медленный (медленно)
серебряный
стеклянный
кожаный

скромный (скромно)

испуганный (испуганно)

традиционный (традиционно)

идеальный (идеально)

благодушный (благодушно)

несуразный (несуразно)


- Почему не ото всех прилагательных вы смогли образовать наречия? (Образуются от качественных, обозначают образ действия — как совершается действие.)

IV. Вопрос учителя:

- Что нужно знать, чтобы правильно выбрать написание в наречии н и нн?

1.Знать, что наречие образовано от прилагательного с по­мощью суффиксов -о и -е.

2. Знать, сколько н пишется в том прилагательном, от кото­рого образовано наречие.

Предлагаю вспомнить таблицу «Н и нн в именах прилагательных» (высвечивается на экран):


НН

Н

1) -енн-, -онн-

исключение: ветреный

2) н + н



искл.

3)стеклянный оловянный деревянный


-ан-, -ян-

4)

-ин-


5)

-ен-, -н- (в прилагательных, обра­зованных от глаголов несовершен­ного вида: соленый)


3. Отличать наречие от краткого причастия.

V. Сколько н пишется в кратком при­частии {письмо отправлено), сравнить два предло­жения:

сущ. каково?

1) Море взволновано бурей.

гл. как?

2) Оратор говорил взволнованно.

— Как определить, какой частью речи являются одинаково звучащие слова в первом и втором предложении? (1) Ставим воп­рос, 2) определяем их синтаксическую роль, 3) смотрим, от ка­кой части речи зависит: говорил как? взволнованно (образ дейст­вия, зависит от глагола) — наречие; море каково? что с ним происходит? взволновано (сказуемое зависит от имени существительного) — краткое причастие.

- Составьте короткие предложения со словами рассеяно - рассеянно, испугано — испуганно, организовано организованно. (Мальчик слушал рассеянно. Зерно рассеяно по полю. Ре­бенок взглянул испуганно на незнакомого человека.Дитя испугано собакой. Собрание прошло очень организованно. — Оно организовано семиклассниками.)

Предупреждаю, что есть еще одна трудность; бывает так, что слово является сказуемым, отвечает на вопрос к а к о в о? к а к о в а?, но пишется с нн.

— Когда же так бывает?

Объясняется правописание н и нн. Рассуждают так: смотрел как? рассеянно — это обстоятель­ство, выраженное наречием, которое образовано от прилагатель­ного рассеянный, т. е. невнимательный, пишем нн, зависит от глагола;

девочка какова? рассеянна — это сказуемое, связано с именем существительным, но это не краткое причастие, а крат­кое прилагательное, так как у него нет значения признака по действию, есть значение качества — невнимательна, а в крат­ком прилагательном пишется столько же н, сколько и в полном.

Предлагаю рассмотреть таблицу (заранее заготовлена на листах):



Обстоятельство

как?

наречие


н или нн


(относится к глаголу)

Сказуемое


каков?


Краткое краткое

причастие прилагательное

н нн


(относится к существительному)


(прямое (переносное

значение) значение)


VI. Обобщение по уроку.

VII. Подведение итогов. Разгадывание ребуса. Комментарий оценок.

VIII. Домашнее задание: составить 3 пары предложений со словами: огорчено – огорчённо, совершенно – совершено, удивлено – удивлённо.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Одна и две буквы Н в наречиях на –о и –е"

Автор: Марчук Инна Сергеевна

Дата: 10.02.2019

Номер свидетельства: 499257

Похожие файлы

object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Гласные буквы о-а в суффиксах на конце наречий" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-glasnyie-bukvy-o-a-v-suffiksakh-na-kontsie-nariechii"
    ["file_id"] => string(6) "124353"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414687811"
  }
}
object(ArrayObject)#892 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока по русскому языку"Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е." "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-odna-i-dvie-bukvy-n-v-nariechiiakh-na-o-i-ie"
    ["file_id"] => string(6) "138493"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417542353"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства