Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Правописание наречий. Дефис в наречиях".»
Урок русского языка в 7 классе
Тема: Правописание наречий. Дефис в наречиях
Цели урока:
Образовательные: повторение написания прилагательных, местоимений с дефисом; знакомство учащихся с условиями написания дефиса между частями слова в наречиях; формирование навыка написания дефиса между частями слова в наречиях.уметь отличать наречия от омонимичных частей речи.
Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие речи - конструирование предложений по схемам.
Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Тип урока – урок объяснения нового материала.
Оборудование: компьютер, презентация, тесты
Методы: частично-поисковый, словесно-наглядный, проблемный при открытии нового материала.
Приёмы: работа с учебником, таблицей, карточками, самостоятельная работа, самоконтроль.
Учитель: Добрый день! Ребята, у вас на партах лежат смайлики. Возьми, пожалуйста , тот смайлик, который выражает ваше настроение сейчас на уроке.
Итак , я поняла , что у вас хорошее настроение. Я надеюсь, оно останется с вами до конца урока. Прошу вас сесть за парты и настроиться на работу.
Мы с вами изучаем очень интересную часть речи. Это наречие. Эпиграфом нашего урока будут слова М.Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной и выразительной».(Слайд № 1)
Учитель: Давайте вспомним все, что мы знаем о наречии, для этого выполним небольшое задание. Я буду зачитывать утверждение, если вы согласны с данным утверждением, то поставьте крестик, если не согласны – поставьте 0 (аргументируйте свой выбор). Проверка по слайду №2)
Наречие имеют 6 разрядов по значению? (+: образ и способ действия, меры и степени, места, времени, причины, цели).
Наречие места отвечает на вопросы когда, как долго? (0: где, куда, откуда?).
Учитель: Давайте проверим, какой код у вас получился .Обменяйтесь тетрадками.(слайд №3). +0+0+000+0.
Учитель: Молодцы! Вы помните, как должны оценить работу, при наличии 1-2 ошибок – «4», при наличии 3-4 ошибок – «3», 5 и более – «2».
ΙΙΙ. Этап целеполагания. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний и умений»
Учитель: Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с темой «Наречие», а именно правописанием наречий. А какой раздел языкознания занимается изучением правописания слов? ( -Орфография).
- Догадались ли вы, как пишется последнее слово? Почему вы так решили?(слайд №4)
ΙѴ. Изучение и объяснение нового материала.
1)Учитель: Написание данных слов подчиняется определенным правилам, а именно правописание через дефис имен существительных, имен прилагательных, местоимений. Как вы думаете, а какую тему мы будем изучать?
-Дефис между частями слова в наречиях.
Открываем тетради, записываем число, тему урока.
- Что сегодня мы должны узнать на уроке? Какие цели должны поставить перед собой?
- Узнать, когда наречия пишутся через дефис, то есть условия дефисного написания наречий, научиться находить наречия в тексте и писать их правильно (слайд №5).
2) Посмотрите, понаблюдайте (слайд №6). Новая тема.
Когда-то
Во-первых
По-новому
По-волчьи
Еле-еле
Где-либо
Во-вторых
По-моему
По-немецки
Чуть-чуть
Где-нибудь
В-пятых
По-твоему
По-дружески
Мало-помалу
Кое-где
В-седьмых
По-прежнему
По-московски
Точь-в-точь
Вопросы:
- Как пишутся эти наречия?
-Давайте ещё раз обратимся к наречиям из таблицы, прочитаем, произнесем вслух.
-Есть ли у вас варианты ответов, когда наречия пишутся через дефис? При помощи чего они образованы? Каким способом они образованы? (-То, -либо, -нибудь. Кое-).
Эти части слова уже встречались при изучении неопределенных местоимений. Они пишутся через дефис.
3). Объяснение новой темы. ( На экране таблица) (Слайды №7,8,9)
Дефис в наречиях
где – то,
/\когда – нибудь
/\ суффиксальный
где – либо способ
/\
откуда – то
¬
кое – где
¬ приставочный
кое – куда способ
где – то,
¬ /\ во – первых ( от первый ) ¬ /\ в – третьих (от третий)
¬ /\
по - вашему (от ваш)
¬ /\ одет по- зимнему (от зимний)
¬ /\ по – новому (от новый)
¬ /\ поступил по – товарищески (от товарищеский )
приставочно – суффиксальный способ
близко – близко повтор слов
еле – еле
видимо – невидимо
мало – помалу - повтор того же корня, осложненного
приставками и суффиксами
нежданно – негаданно повтор синонимов
Отдельно записываем наречия точь-в-точь, бок о бок.
Итак, сделаем вывод. Когда в наречиях пишется дефис?(Слайд №10)
V. Этап коррекции. Работа со словарными словами.
Учитель: Обратите внимание, на с.120 помещены правила о слитном и дефисном написании наречий . ( 2 минутки для ознакомления и записи в тетрадки словарных слов). Обратите внимание на эти слова, запишите их в тетрадь.
Еле-еле
Точь-в-точь
Чуть -чуть
Мало-помалу
Давным-давно
Волей-неволей
Видимо-невидимо
бок о бок
шиворот-навыворот
Учитель:Правописание каких наречий можно объяснить? ( Давным – давно, волей- неволей, видимо – невидимо, мало – помалу, шиворот-навыворот, а запомнить надо правописание наречий бок о бок и точь-в-точь)
Учитель рассказывает об этимологии слова точь- в точь
Происхождение слова точь-в-точь То́чь-в-то́чь. Искон. Сращение словосочетания точь в точь «точка в точку».(от слова точка)По школьному этимологическому словарю каждая группа ребят находит значения слов.
1группа -еле-еле, 2 группа -чуть-чуть, 3 группа -шиворот- навыворот.
Значение слов шиворот- навыворот (зачитывает один из учеников, начиная словами «А знаете ли вы, что…..»
В настоящее время эти слова означают – наоборот, наизнанку. А было время, когда они связывались с позорным наказанием.
Пойманного вора или другого преступника одевали в вывороченную одежду и в таком виде вели к ответу. Шиворот-навыворот означало – одежда, вывороченная наизнанку в наказание. Впоследствии шиворот-навыворот стало означать: сделать или сказать наоборот, противоположное тому, что надо, перепутать.
VΙ . Закрепление нового материала
Задание 1. Работа по упражнению № 291(устно). Учащиеся по образцу образуют наречия от данных слов и объясняют их правописание .
VΙΙ. Физкультминутка. Видеоролик с пандой.
Задание 2. Выполнить упражнение № 292.
Учитель: Наречия с приставками надо отличать от похожих сочетаний предлогов с разными частями речи. Запишем предложения: (слайд №14)
Солнце светит по-зимнему.
По зимнему небу плывут облака.
Учитель: Эти слова отличаются друг от друга в произношении? (нет!).
А чем отличаются данные слова в значении и написании? (наречие обозначает признак действия, а прилагательное обозначает признак предмета, отвечают на разные вопросы и, соответственно, пишутся по-разному).
В русском языке такие слова называются омофоны -так называемые фонетические омонимы (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению),
- Так зачем же мы все-таки ставим вопрос? (Для определения части речи.)(Слайд №15)
1.НАРЕЧИЕ ( 1)относится к глаголу или наречию 2) не изменяется)
2. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ( 1)относится к существительному , 2) изменяется по родам, числам, падежам)
Задание 3.Работа у доски. ( 2 ученика работают у доски , другие записывают в тетрадки)
Списать предложения, раскрыть скобки.
1.(По) прежнему шел сильный дождь.
2.Охотники пошли (по) прежнему пути.
3.Мы идём (по) зимнему лесу и любуемся его красотой.
4.Ещё (по) зимнему холодно.
Проверка (слайд №17)
1.По – прежнему шел сильный дождь. (Шел как? по-прежнему)
2.Охотники пошли по прежнему пути. (По пути какому? прежнему)
3. Мы идём по зимнему лесу и любуемся его красотой.(По лесу какому? зимнему)
4.Ещё по -зимнему холодно.(Холодно как? по-зимнему)
Задание 4. Работа в парах по карточкам « Объяснялки»