kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Правописание наречий. Дефис в наречиях".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен конспект урока по теме "Правописание наречий. Дефис в наречиях".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Правописание наречий. Дефис в наречиях".»

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Правописание наречий. Дефис в наречиях

   Цели урока:

        Образовательные:  повторение написания прилагательных, местоимений с дефисом; знакомство учащихся с условиями написания дефиса между частями слова в наречиях; формирование навыка написания дефиса между частями слова в наречиях.уметь отличать наречия от омонимичных частей речи.

        Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие речи -  конструирование предложений по схемам.

  Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

     Тип урока – урок объяснения нового материала.

Оборудование: компьютер, презентация, тесты

Методы: частично-поисковый, словесно-наглядный, проблемный при открытии нового материала.

Приёмы: работа с учебником, таблицей, карточками, самостоятельная работа, самоконтроль.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, дифференцированная.


Ход урока

1.Этап мотивации. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Учитель: Добрый день! Ребята, у вас на партах лежат смайлики. Возьми, пожалуйста , тот смайлик, который выражает ваше настроение сейчас на уроке.

Итак , я поняла , что у вас хорошее настроение. Я надеюсь, оно останется с вами до конца урока. Прошу вас сесть за парты и настроиться на работу.

Мы с вами изучаем очень интересную часть речи. Это наречие. Эпиграфом нашего урока будут слова М.Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной и выразительной».(Слайд № 1)

Чтение наизусть стихотворения (подготовленный ученик)

Наш язык и скромен и богат,

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Вспомните наречие «светло» –

И увидишь: солнышко взошло.

Если скажешь ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно,

Если скажешь «ароматно» ты.

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»,

Пред тобою – сразу вся Россия!

Иногда бывает вам желательно

Действие иль признак пояснить.

Это значит: нужно обязательно

Вам наречие на помощь пригласить.


ΙΙ Актуализация опорных знаний. «Игра крестики - нолики»

Учитель: Давайте вспомним все, что мы знаем о наречии, для этого выполним небольшое задание. Я буду зачитывать утверждение, если вы согласны с данным утверждением, то поставьте крестик, если не согласны – поставьте 0 (аргументируйте свой выбор). Проверка по слайду №2)

        1. Наречие – самостоятельная часть речи? (+).

        2. Наречие обозначает предмет? ( 0-наречие обозначает признак действия).

        3. В предложении наречие является обстоятельством? (+).

        4. Наречие отвечает на вопросы: какой, какая, какие? (нет: где, куда, откуда, как).

        5. Наречие относится к глаголу? (+).

        6. Наречие изменяемая часть речи? (0).

        7. У наречия есть окончание? (0).

        8. Наречие склоняется? (0).

        9. Наречие имеют 6 разрядов по значению? (+: образ и способ действия, меры и степени, места, времени, причины, цели).

        10. Наречие места отвечает на вопросы когда, как долго? (0: где, куда, откуда?).

Учитель: Давайте проверим, какой код у вас получился .Обменяйтесь тетрадками.(слайд №3). +0+0+000+0.

Учитель: Молодцы! Вы помните, как должны оценить работу, при наличии 1-2 ошибок – «4», при наличии 3-4 ошибок – «3», 5 и более – «2».

ΙΙΙ. Этап целеполагания. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний и умений»

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с темой «Наречие», а именно правописанием наречий. А какой раздел языкознания занимается изучением правописания слов? ( -Орфография).

Учитель: А теперьсловарная работа. (У доски)

Нежно-голубой, юго-запад, пол-арбуза, кое-кто,русско-английский, диван-кровать, яркие-яркие гирлянды, горько-соленый огурец, ярко-бурые листья, кто-подарит, кто-нибудь увидит, ушёл куда-то.

- Догадались ли вы, как пишется последнее слово? Почему вы так решили?(слайд №4)

ΙѴ. Изучение и объяснение нового материала.

1)Учитель: Написание данных слов подчиняется определенным правилам, а именно правописание через дефис имен существительных, имен прилагательных, местоимений. Как вы думаете, а какую тему мы будем изучать?

-Дефис между частями слова в наречиях.

Открываем тетради, записываем число, тему урока.

- Что сегодня мы должны узнать на уроке? Какие цели должны поставить перед собой?

- Узнать, когда наречия пишутся через дефис, то есть условия дефисного написания наречий, научиться находить наречия в тексте и писать их правильно (слайд №5).

2) Посмотрите, понаблюдайте (слайд №6). Новая тема.


Когда-то


Во-первых

По-новому

По-волчьи

Еле-еле

Где-либо


Во-вторых

По-моему

По-немецки

Чуть-чуть

Где-нибудь


В-пятых

По-твоему

По-дружески

Мало-помалу

Кое-где


В-седьмых

По-прежнему

По-московски

Точь-в-точь

Вопросы:

- Как пишутся эти наречия?

-Давайте ещё раз обратимся к наречиям из таблицы, прочитаем, произнесем вслух.

-Есть ли у вас варианты ответов, когда наречия пишутся через дефис? При помощи чего они образованы? Каким способом они образованы? (-То, -либо, -нибудь. Кое-).

Эти части слова уже встречались при изучении неопределенных местоимений. Они пишутся через дефис.

3). Объяснение новой темы. ( На экране таблица) (Слайды №7,8,9)

Дефис в наречиях

где – то,

/\когда – нибудь

/\ суффиксальный

где – либо способ

/\

откуда – то


¬

кое – где

¬ приставочный

кое – куда способ


где – то,

¬ /\
во – первых ( от первый )
¬ /\
в – третьих (от третий)

¬ /\

по - вашему (от ваш)

¬ /\
одет по- зимнему (от зимний)

¬ /\
по – новому (от новый)

¬ /\
поступил по – товарищески (от товарищеский )

приставочно – суффиксальный способ

близко – близко повтор слов

еле – еле

видимо – невидимо

мало – помалу - повтор того же корня, осложненного

приставками и суффиксами

нежданно – негаданно повтор синонимов

Отдельно записываем наречия точь-в-точь, бок о бок.

Итак, сделаем вывод. Когда в наречиях пишется дефис?(Слайд №10)

V. Этап коррекции. Работа со словарными словами.

Учитель: Обратите внимание, на с.120 помещены правила о слитном и дефисном написании наречий . ( 2 минутки для ознакомления и записи в тетрадки словарных слов). Обратите внимание на эти слова, запишите их в тетрадь.

Еле-еле

Точь-в-точь

Чуть -чуть

Мало-помалу

Давным-давно

Волей-неволей

Видимо-невидимо

бок о бок

шиворот-навыворот

Учитель:Правописание каких наречий можно объяснить? ( Давным – давно, волей- неволей, видимо – невидимо, мало – помалу, шиворот-навыворот, а запомнить надо правописание наречий бок о бок и точь-в-точь)


Учитель рассказывает об этимологии слова точь- в точь


Происхождение слова точь-в-точь То́чь-в-то́чь. Искон. Сращение словосочетания точь в точь «точка в точку».(от слова точка)По школьному этимологическому словарю каждая группа ребят находит значения слов.

1группа -еле-еле, 2 группа -чуть-чуть, 3 группа -шиворот- навыворот.

Значение слов шиворот- навыворот (зачитывает один из учеников, начиная словами «А знаете ли вы, что…..»

В настоящее время эти слова означают – наоборот, наизнанку. А было время, когда они связывались с позорным наказанием.

Пойманного вора или другого преступника одевали в вывороченную одежду и в таком виде вели к ответу. Шиворот-навыворот означало – одежда, вывороченная наизнанку в наказание. Впоследствии шиворот-навыворот стало означать: сделать или сказать наоборот, противоположное тому, что надо, перепутать.

VΙ . Закрепление нового материала

Задание 1. Работа по упражнению № 291(устно). Учащиеся по образцу образуют наречия от данных слов и объясняют их правописание .

VΙΙ. Физкультминутка. Видеоролик с пандой.

Задание 2. Выполнить упражнение № 292.

Учитель: Наречия с приставками надо отличать от похожих сочетаний предлогов с разными частями речи. Запишем предложения: (слайд №14)

Солнце светит по-зимнему.

По зимнему небу плывут облака.


Учитель: Эти слова отличаются друг от друга в произношении? (нет!).

А чем отличаются данные слова в значении и написании? (наречие обозначает признак действия, а прилагательное обозначает признак предмета, отвечают на разные вопросы и, соответственно, пишутся по-разному).

В русском языке такие слова называются омофоны -так называемые фонетические омонимы (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению),

- Так зачем же мы все-таки ставим вопрос? (Для определения части речи.)(Слайд №15)

1.НАРЕЧИЕ ( 1)относится к глаголу или наречию 2) не изменяется)

2. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ( 1)относится к существительному , 2) изменяется по родам, числам, падежам)

Задание 3.Работа у доски. ( 2 ученика работают у доски , другие записывают в тетрадки)

Списать предложения, раскрыть скобки.

1.(По) прежнему шел сильный дождь.

2.Охотники пошли (по) прежнему пути.

3.Мы идём (по) зимнему лесу и любуемся его красотой.

4.Ещё (по) зимнему холодно.

Проверка (слайд №17)

1.По – прежнему шел сильный дождь. (Шел как? по-прежнему)

2.Охотники пошли по прежнему пути. (По пути какому? прежнему)

3. Мы идём по зимнему лесу и любуемся его красотой.(По лесу какому? зимнему)

4.Ещё по -зимнему холодно.(Холодно как? по-зимнему)


Задание 4. Работа в парах по карточкам « Объяснялки»


Тосковать (по) настоящему делу, отдохнуть (по) настоящему, исчезнуть (по) немногу, идти (по) осеннему лесу, (по) весеннему солнечная погода, приветствовать (по) дружески, пригревало (по) настоящему, мяукать (по) кошачьи.


(По) зимнему пути, одеться (по) летнему, говорить (по) английски, (по) настоящему испугаться, идти (по) весеннему парку, (по) праздничному яркие флаги, (по) вчерашнему прогнозу погоды, плакать (по) ребячьи, мычать (по) телячьи. 

- взаимопроверка в парах (друг другу объясняют правописание слов). Вывод.

Задание 5. ТЕСТ

1.(ПО) ВОЛЧЬИ ВЫТЬ 2.ЖИТЬ (ПО) ПРЕЖНЕМУ 3.(ПО) НОВОМУ ЗАКОНУ 4.(ВО) ПЕРВЫХ, ПОДУМАЙ 5.(ПО)ЛУЧШЕ УЗНАТЬ 6.(ПО) БЫСТРЕЕ УЙТИ 7.ПЕТЬ (ПО) ВЕСЕННЕМУ 8.СВЕТИТ (ПО) ЛЕТНЕМУ 9.ИДТИ (ПО) ВОЛЧЬМУ СЛЕДУ 10.ОДЕТЬСЯ (ПО) НОВОМУ

Проверка ДЕФИС – 1, 2, 4, 7, 8, 10

Задание 6. Найдите четвертое «лишнее»:

Где(то), кто(нибудь), куда(нибудь), зачем(то).

Взглянуть (по)новому, быть (по)моему, (по)зимнему лесу, (по)дружески похлопать.

Еле-еле, мало-помалу, милый-премилый, подобру-поздорову.

VIΙΙ. Этап рефлексии . Подведение итогов.

Сегодня на уроке…..

Мне было…..

Я узнал(а)…….

Учитель:

  1. С какой орфограммой вы познакомились сегодня на уроке (дефис в наречиях)

  2. Когда наречия мы пишем через дефис?

Цели достигнуты? (на все вопросы дети отвечают утвердительно).

  1. Повторили орфограмму дефис в словах разных частей речи?

  2. Познакомились с условиями написания наречия через дефис?

  3. Умеем определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях?

  4. Умеем отличать наречия от других частей речи?

ΙX Домашнее задание. Выучить правила (стр.120), выполнить упр.294 (1,3)

Учитель объявляет оценки за урок.Ребята, покажите , пожалуйста, какое у вас настроение сейчас. Возьмите смайлики. Урок окончен.До свидания!














































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Правописание наречий. Дефис в наречиях".

Автор: Комарова Лариса Александровна

Дата: 05.06.2023

Номер свидетельства: 633179

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока и презентация на тему "Правописание наречий" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-na-tiemu-pravopisaniie-nariechii"
    ["file_id"] => string(6) "145430"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418916489"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Дефисное написание наречий""
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-diefisnoie-napisaniie-nariechii"
    ["file_id"] => string(6) "276081"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452677244"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Дефисное  и  раздельное  написание  частиц.Конспект  урока."
    ["seo_title"] => string(61) "diefisnoie-i-razdiel-noie-napisaniie-chastits-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "264387"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449690704"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства