kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по ФГОС на правописание причастий. Учитель на этапе закрепления даёт разноуровневые задания, в том числе и творческого характера. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных"»

ТЕМА урока: «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов».

ЦЕЛИ:

1.Ознакомление обучающихся с правильным написанием Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных

прилагательных.

2. Формирование практических умений и навыков семиклассников по

осознанному применению полученных знаний в повседневной практике.


ЗАДАЧИ.

Образовательные:

-знать причины возникновения трудностей при написании Н-НН в причастиях и условия выбора Н-НН в суффиксах причастий;

-знать слова-исключения;

-уметь строить рассуждение по выбору Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных.


Развивающие:

-работать над навыками грамотного письма;

-развивать умения и навыки критического мышления в условиях дифференцированной работы;

-развивать интерес к использованию ИКТ при работе с учебным материалом.


Воспитательные:

-воспитывать ответственность за результаты своего труда и труда своего товарища;

-воспитывать умение работы в коллективе.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, игрушки, конверты с заданиями.


  1. Организационный момент.

Приветствие: Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Учитель по музыкальную композицию: «Послушайте притчу!».

Всё в твоих руках (восточная притча) 

   Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?». Ученик пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, а он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
    Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.

Учитель: «И этот урок вы должны усвоить раз и навсегда, что всё, что происходит в вашей жизни, именно в ваших руках».


2. Создание проблемной ситуации.

Учитель:

-Я принесла с собой коробку, в которой мягкие игрушки.


- Ребята, каждый день во всём мире теряются тысячи предметов, очень нужных и не очень, ценных, дорогих для человека и безделушек. Что можно сделать, чтобы помочь хозЯевам обрести свою «потеряшку»?


Дети дают ответы, в которых чаще всего звучит - дать объявление. Нужно подвести ребят (если это не прозвучало в ответах) к тому, что каждый день давать объявление неудобно, не каждый может его прочитать. Можно открыть бюро – контора, общественная организация, куда будут приносить найденные игрушки, так хозЯева их быстрее найдут.


-Как можно назвать бюро, чтобы сразу было понятно, что находится в нём?

( Бюро потерянных игрушек.)

-Давайте запишем дату сегодняшнего урока:

Тринадцатое марта.

Классная работа.

Вернёмся к названию бюро, посмотрите на слайд.

СЛАЙД 1: БЮРО ПОТЕРЯ(Н-НН)ЫХ ИГРУШЕК.

Вопросы к учащимся.

-Как вы думаете, ребята, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (дети формулируют тему на своём уровне). Уточнить, если не прозвучало, что это Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

-А как вы определили, что мы будем говорить о страдательном причастии прошедшего времени?


-Запишем тему урока.

СЛАЙД 2: ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ.


-А что мы будем делать на уроке? О чём говорить?

СЛАЙД 3: Мы сегодня будем формировать навык правильного написания Н-НН в страдательных причастиях прошедшего времени и в отглагольных прилагательных, а также учить отличать причастия от отглагольных прилагательных.

3.Повторение пройденного материала (творческая мастерская).

-Хорошо. Прежде чем начать изучать новую тему, мы с вами должны повторить типичную тему, только по правописанию прилагательных.

-А сейчас каждой группе я положу на стол по одной игрушке (свинку, обезьяну и собаку), а вы, ребята, с их названиями составите словосочетания со связью согласование (сущ.+прил.) и объясните правописание -н- и –нн- в прилагательных.

У каждой команды на столе разные игрушки. Вы должны подобрать прилагательные.

СЛАЙД 4. Например,1-й, 2-й, 3-й вариант: Каждая команда составит по три словосочетания «Какой бывает лягушка?», а 2-й - «Какой она не бывает?».

Лягушка бывает:

1) зелёная,

3) болотная,

2) земноводная.

Лягушка не бывает:

1) модная,

2) креативная,

3) овсяная.


По одному представителю каждой команды выходят к доске и выполняют задание у доски: составляют словосочетание «Какой игрушка не бывает», объясняют «Правописание –н- и –нн- в прилагательных». Достаточно 3-х прилагательных. Ребята получают за правильный ответ жетоны. Выполняют морфемный разбор 2-х любых прилагательных.

Опрос команды.

Учитель: «Хорошо, мы повторили с вами правописание –н- и –нн- в прилагательных, а сейчас переходим к изучению новой темы «ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ».

4. Объяснение нового материала (работа по теме урока).

При написании причастий ребята зачастую допускают ошибки, в частности, при использовании -Н- и -НН-. 



-Изучим правило на СЛАЙДЕ 5:

Игра «Скажи наоборот».

Учитель зачитывает сначала 1-е правило на правописание –НН- с приставками, кроме не-, а один из представителей команды противоположное правило – с приставкой не-, и так по порядку:

Остальные случаи: -Н- пишется в отглагольных прилагательных, если слово не оканчивается на –ованный, ёванный, -ированный, образовано от глаголов несовершенного вида, не имеющих приставки и зависимых слов.


-Ребята, как вы поняли правило? А условия, при которых мы пишем Н-НН?

В этом правиле много слов-исключений, написание которых нужно запомнить. Они даны вам на листах с алгоритмом. Эти листы лежат перед вами. Возьмите их и обсудите в группах, как работать с алгоритмом. Выберите для себя более доступный и понятный способ запоминания (правило, алгоритм).

Где информация представлена более полно? (алгоритм, больше слов-исключений, есть дополнения к правилу). Обратить внимание обучающихся на те слова, где после приставки НЕ следует другая приставка, которая и является определяющей написание НН.


(АЛГОРИТМ ПРИЛАГАЕТСЯ)


5. Закрепление материала (работа у доски и в группах)

СЛАЙД 6:

А) от каждой группы к доске выходит по одному представителю, работают с упражнением из учебника.

Упр.137 выполняют 2 человека (слова делите пополам, объясняете правописание н и нн);

Упр.138 записать слова и объяснить выбор пропущенных орфограмм.

Работа в группах (1-й,2-й,3-й ряды).

Б) учитель:

-Вернёмся в наше «Бюро потерянных игрушек».

Работаем снова по группам.

Назовём ваши команды по названию игрушек, лежащих у вас на столе.

Задание 1-й группе:

-Когда открывают новый магазин или бюро, то его рекламируют.

Так давайте же, ребята из первой группы прорекламируют нам его с использованием страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Ребята выполняют творческое задание. Оформляют рекламный пост.

Задание 2-й группе:

-Напишите мини-сочинение на тему «Пропавшая игрушка». В бюро игрушек на одной из полок лежала мягкая и пушистая киска, кто-то её потерял. Используя страдательные причастия и отглагольные прилагательные, опишите её, чтобы хозяин быстро её нашёл.

1. Используя план, который лежит у вас в конверте, опишите потерянную игрушку.


2.Сочинение пишите по плану, используя страдательные причастия прошедшего времени, объясните правописание суффиксов причастий –н- или –нн-.

Задание 3-й группе:

-А с вами давайте поиграем: наделим неодушевлённые игрушки живыми свойствами и качествами.

-Как называется этот приём в русском языке?

Ученики:

-Олицетворение.

Учитель:

-А что такое олицетворение?.

Олицетворение – это наделение неодушевлённых предметов живыми свойствами и качествами, даром мысли, способностью чувствовать.

Учитель:

-Вы знаете, ребята, ваше животное, ожидающее своего хозяина в «Бюро потерянных вещей», захотело кушать, оно сидело и тихо плакало в углу, так давайте же мы с вами попробуем его накормить, чтобы успокоить.

Ребятам предлагается ЗАДАНИЕ:

-Что же кушает ваше животное?

Распределите слова в две колонки в зависимости от того, что ест ваше животное, объясните правописание –Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных и обозначьте орфограмму:

-Н-

-Чем вы можете накормить своё животное?

-Чем нельзя кормить ваше животное во избежание проблем?



Задание – заполнить таблицу, распределите страдательные причастия прошедшего времени на две колонки, объяснить правописание н и нн в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных.

Запечённые яблоки (с приставкой), поджаренное мясо (с приставкой), квашеная капуста – отглагольное прил. (без приставки и от глагола несов. вида), вскипячённое молоко (с прист.), мочёные яблоки, испорченный помидор (с прист.), испечённый пирожок (с прист.), варёный суп –отгл. прил. (нет прист.), кипячёная вода, вяленая рыба (нет прист., завис.сл.), жаренная в масле рыба (завис. сл. «в масле» ), маринованные грибы (обр. от глаг. на ова, ёва, ирова), скошенная трава (с прист.), некошеный клевер (отриц. прист. не).


-Проверяем правильность задания.

6. ПРОВЕРКА РАБОТ.

Ребята зачитывают творческие работы (2-3), другие работы (2-3) проверяет учитель по ходу выполнения.

4. ОЦЕНИВАНИЕ

-Ребята, посчитайте количество жетонов, полученных вашей командой, оцените работу вашей группы и степень трудности выполнения задания. Комментарий учителя.



7. РЕФЛЕКСИЯ.


-Ребята, вернёмся к началу урока.

СЛАЙД №1


Теперь вы можете с уверенностью сказать, сколько Н нужно написать в слове ПОТЕРЯННЫХ?

Ответы ребят.

-А почему –НН-?


-Скажите, где в жизни могут пригодиться добытые сегодня на уроке знания? (экзамены, дать объявление, оформить вывеску и другое).


-Что делать, если вы забыли правило, а грамотно написать нужно? (посмотреть в словаре, заменить слово синонимом и другое).


-Давайте подберём синоним к слову ПОТЕРЯННЫХ, но без орфограммы (ЗАБЫТЫХ)


-Легко ли было вам работать на уроке?


  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Теория: пар. 23, написать сочинение-описание на тему «Моя любимая игрушка» с использованием страдательных причастий и отглагольных прил.


УРОК ОКОНЧЕН. ВСЕМ СПАСИБО! ДО СВИДАНИЯ!



АЛГОРИТМ


ПАВОПИСАНИЕ Н-НН В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ И ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ


  1. Посмотри, от какого глагола образовано причастие?

СОВ.вид-----НН

НЕСОВ.вид—Н ( решёННый, !- ранеНый-ранеННый-двувидовой глагол)

СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ

НН Н

даННый обещаННый назваНый (брат)

делаННый штукатуреННый посажёНый (отец)

желаННый считаННый придаНое (невесты)

медлеННый обещаННый

чекаННый жемаННый

свящеННый

  1. Посмотри, есть ли –ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА-

ДА-------НН (балОВАННый, асфальтИРОваННый)

Искл. Кованый, жёваный (Н входит в состав корня)

  1. Посмотри, есть ли приставка, кроме НЕ-, ПОЛУ-


ДА-------НН ( РАЗжёваННый, !-неПРОжёваННый)


НЕТ-----Н, если это не слова: невидаННый, неслыхаННый,

неждаННый, негадаННый,

неожидаННый, нечаяННый


  1. Приставки нет, а есть ли зависимое слово?

* ( в чём?) * (кем?)

ДА-------НН ( жаренные в сметане грибы, кованный мастером сундук )


ВОСПОЛЬЗУЙСЯ: жареНые (несов.в.) грибы - зажареННые ( сов.в., есть приставка) грибы- жареННые в сметане грибы (несов.в., но есть зависимое слово-в сметане)











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Корягина Алла Владимировна

Дата: 29.03.2019

Номер свидетельства: 505263

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "конспект урока по русскому языку "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-odna-i-dvie-bukvy-n-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii"
    ["file_id"] => string(6) "183153"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425742003"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока  по русскому языку в 7 классе по теме:  Морфологический разбор причастия"
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokaporusskomuiazykuv7klassiepotiemiemorfologhichieskiirazborprichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "280610"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453393910"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока  по русскому языку в 7 классе по теме:  Морфологический разбор причастия"
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekturokaporusskomuiazykuv7klassiepotiemiemorfologhichieskiirazborprichastiia1"
    ["file_id"] => string(6) "280611"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453393917"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока  по русскому языку в 7 классе по теме:  Морфологический разбор причастия"
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekturokaporusskomuiazykuv7klassiepotiemiemorfologhichieskiirazborprichastiia2"
    ["file_id"] => string(6) "280612"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453393919"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства