Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Дополнение"»
Тема урока: Дополнение Класс: 8 предмет: русский язык
Цель урока: обобщить знания о дополнении;
Задачи урока:
- развивать умения различать прямое и косвенное дополнения,
- учить находить дополнения в предложении,
- научить различать подлежащее и прямое дополнение. Основные понятия: Дополнение прямое и косвенное
Ход урока
1. Организационный момент - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим изучать один из разделов науки о языке: синтаксис, а именно, члены предложения.
2. Актуализация и пробное учебное действие - Беседа по вопросам: 1. Какие члены предложения вы знаете? Охарактеризуйте каждый из них.
2. Что такое грамматическая основа? Почему она так называется? - Синтаксический разбор предложения: Нарву цветов и подарю букет той девушке, которую люблю (Н. Рубцов)
3. Выявление места и причины затруднения - Назовите второстепенные члены предложения в предложении. Найдите дополнения в предложении. Охарактеризуйте их.
- Как выдумаете, все ли вы знаете о дополнении? 4. Целеполагание
-Хотите расширить знания о дополнении? Какие вопросы поставим перед собой? 1. Какими частями речи может быть выражено дополнение? 2. Какие бывают дополнения? - Ответы на вопросы мы будем искать в теории п. 177 (уч. В.В. Бабайцевой) - Итак, тема урока: Дополнение.
Физминутка (выполняет один из обучающихся показательно)
5. Фронтальная работа
- Класс готовит ответы на вопросы:
- 1 ряд: Какими частями речи может быть выражено дополнение? - 2 ряд: На какие вопросы отвечает дополнение? (На вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём?) - 3 ряд: Какими частями речи может быть выражено дополнение? (Чаще всего – существительными и местоимениями, но могут быть выражены и словами других частей речи в значении существительного)
Вывод: дополнение чаще выражается именем существительным и местоимением, но могут быть выражены и другими частями речи.
Вопрос классу: Найдите ответ на вопрос: Какие бывают дополнения?
Вывод: дополнения бывают прямые и косвенные. Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который направлено действие, и выражаются именем существительным в винительном падеже без предлога или в родительном падеже без предлога при отрицании. Остальные дополнения косвенные.
Работа над правилом. - Прочитайте предложение: Хороший снежок урожай сбережет. - Найдите в предложении подлежащее и дополнение. Легко ли это сделать? - Запишите предложение с таким порядком слов: 1) подлежащее; 2) сказуемое; 5) дополнение. - Играет ли порядок слов смыслоразличительную роль? (Да, подлежащее должно стоять на первом месте, но не всегда. Нужно обращать внимание на смысл предложения). 6. Первичное закрепление с комментированием Упр. 164. Произведите разбор по членам предложения. Найдите дополнения, укажите по образцу, чем они выражены, являются прямыми или косвенными. Работа со словарями.
Упр. 165 Запишите предложения, найдите составы подлежащего, укажите второстепенные члены предложения. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой Упр. 168. Выпишите предложения, в которых дополнения выражены неопределенной формой глагола. Упр. 170. Завершите предложения прямыми дополнениями. 8. Рефлексия - Что нового узнали на уроке? - Что было трудно на уроке? 9. Домашнее задание. §177, упражнение 166 (устно), упр. 169. Выставление оценок