Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия нового знания (второй урок в разделе «Глагол»)
Цель урока: расширить знания учащихся о глаголе, познакомить с понятием «инфинитив», показать грамматические особенности неопределенной формы глагола
- создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности;
- содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.
- содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании.
- сформировать умение строить речевые высказывания, контролировать и оценивать результаты деятельности.
Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. | - Здравствуйте, ребята. С каким настроением вы пришли сегодня на урок русского языка - покажите (показывают смайлики) - Давайте прочитаем вместе установку на урок (Слайд1): «Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Работайте внимательно. Все делайте старательно. Ведь каждый хочет получать Только лишь отметку … (пять!)» - Откройте тетради, запишите число, «классная работа». Тему запишем позднее. - В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность: ставить себе отметки в лист самооценки. | Метод стимулирования к обучению, проблемно-поисковый метод. | Фронтальная | Создает эмоциональный настрой на работу. Учитель комментирует. | Приветствуют учителя. Включаются в деловой ритм. Слушают учителя. Демонстрируют готовность к работе. Читают установку. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | - С чего начнем наше познание нового? (с повторения) - Какой раздел вы начали изучать на предыдущем уроке? («Глагол»). - А повторять мы будем, отвечая на мои вопросы («Верные – неверные утверждения»). Итак, прошу вас разделиться на три группы по рядам и занять места. Посмотрим, какая команда ответит правильно. 1) Глагол – это самостоятельная часть речи. 2) Глагол обозначает признак предмета. 3) Глагол отвечает на вопросы что делать? Что сделать? 4)Глагол в предложении бывает сказуемым. 5)Глагол имеет три спряжения. 6) Глагол имеет два вида: совершенный и несовершенный.
- Молодцы, быстро справились! Какие понятия вы повторили? (самостоятельная часть речи, спряжение, вид и др.) - Зачем нам нужно знать грамматические признаки глагола? Как вы будете использовать эти знания? - А теперь оцените свою познавательную деятельность при выполнении задания «Верные- неверные утверждения» (см. Приложение 2 - лист самооценки) А теперь обратите внимание на слова, записанные на слайде . Поставьте ударение. Какими частями речи являются все эти слова? На какую тему эти задания? ЗвонИт бездЕльничал НачалсЯ БаловАться лиловЕть КАшлянуть («Орфоэпическая минутка») На экране проецируется правильный ответ. (Можно предложить детям сверить свои ответы с орфоэпическим словарем) Ребята, а вы можете определить у этих глаголов время, лицо, число? (см. Приложение 3 - лист самооценки)
| Наблюдение, работа с текстом, самооценка. | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | Учитель активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток знаний. Организует погружение в проблему, учебное взаимодействие учеников в группе. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Воспринимают на слух информацию, отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. Строят высказывание. Высказывают свои мысли, предположения. Формулируют тему, записывают ее в тетрадь. Проводят работу с орфоэпическим словарем. |
Выявление места и причины затруднения | Обсуждение затруднений | Вы смогли определить время у всех глаголов? А почему вы не смогли этого сделать? Вы не смогли определить время, лицо и число у этих глаголов, потому что это глаголы в неопределенной форме. Или инфинитив. Какова тема сегодняшнего урока? Как вы думаете, почему инфинитив называют неопределенной формой глагола? Как вы считаете, каким членом предложения может быть инфинитив? Назовите окончания инфинитива. Приведите примеры
| Наблюдение. | Фронтальная. | Выявляет пробелы в знаниях. | Обдумывают результаты проделанной работы и осознают, что знаний недостаточно для выполнения задания. Обдумывают ответы на вопросы. Предлагают варианты. |
Построение проекта выхода из затруднения | построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять, как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | - Как вы думаете, ребята, каковы цели нашего урока сегодня? - Ребята, давайте найдем способы, которые помогут нам свободно распознавать инфинитив. Для этого необходимо составить кластер на тему: «Инфинитив». Нужную информацию вы можете найти в тексте учебника стр.54. Будем работать в парах. Составление кластера, оформление его на листочках и озвучивание своих действий. (см. Приложение 4 - лист самооценки)
| Наблюдение. | Фронтальная, в парах | Подводит учащихся к цели урока. Совместно с учащимися ищет способы нахождения инфинитива в тексте, помогает составлять кластер. | Формулируют цели учебной деятельности под руководством учителя, конструируют новый способ действия. Составляют план достижения цели и определяют средства. Участвуют в обсуждении содержания материала. |
Реализация построения проекта | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять. | Откройте учебник на стр.55, найдите упр.376 . Определите, какие из данных глаголов стоят в начальной форме (инфинитиве). Запишите все глаголы в инфинитиве. Причесать, играет, ловит, сорить, промолчала, радоваться, приберечь, смогла, спрячешь, отнести. - Давайте проверим, что у вас получилось. По каким типичным окончаниям можно распознать инфинитив? (-ти, -ть, входит в состав корня -чь) - Оцените свою деятельность
(см. Приложение 5 - лист самооценки)
| Наблюдение, работа с текстом, самооценка. | Индивидуальная, фронтальная. | Направляет учащихся на стадии выполнения и проверки заданий. | Работают над заданием, формулируют собственные мысли, высказывают их, в сотрудничестве с учителем делают выводы. Оценивают свою деятельность. Высказывают свои мысли. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Проговаривание нового знания. | - Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание и умение применять его на практике). Один ученик, прочитав правило, распределил слова по трём группам, но допустил ошибки. Исправьте их и объясните этому ученику, в чём он ошибся.
1. Инфинитив на -ти: ползти, крути, идти, пути, вести. 2. Инфинитив на -ть: кровать, спать, отдыхать, пропасть, съесть. 3. Инфинитив на -чь: толочь, прожечь, мелочь, печь, беречь.
- Выполним это упражнение в парах, комментируя свою работу (см. Приложение 6 - лист самооценки) | Наблюдение, работа с текстом. | Фронтальная, в парах. | Подводит учащихся к следующему шагу. | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. Проговаривают правило вслух. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. | - Вы уверены в своих умениях? (Да). -Как проверить? (Мы можем самостоятельно выполнить задание). - Задание для всех: Спишите текст. Глаголы, данные в скобках, замените глаголами неопределенной формы. Подчеркните глаголы. ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке Самопроверка по эталону на слайде -Поставьте себе отметку. Применение знаний в измененной ситуации. - Что у вас получилось? - Какой вывод можно сделать? - Легко ли было выполнять это задание? (например, не совсем, с некоторыми затруднились) - Оцените свою деятельность. см. Приложение 7 - лист самооценки) | Наблюдение, самостоятельная работа, рефлексия, контроль. | Индивидуальная, фронтальная. | Задаёт наводящие вопросы. Контролирует работу в группе. | Выполняют самостоятельно упражнения. Осуществляют самопроверку. Проверяют себя и оценивают. Анализируют свою деятельность. |
Физкультминутка | Дать учащимся возможность отдохнуть, сменить деятельность. | - Утомились? Отдохнем! Физминутку проведем! Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Все ребятки дружно встали И на месте побежали. А сейчас попрыгаем, Ножками подрыгаем. Прыг да скок, прыг да скок, Улыбнись давай, дружок. Наклоняйся: раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз, Снова вверх да потянись, И пониже наклонись! И за парту вновь садись. | | Фронтальная. | Создает условия для психоэмоциональной разгрузки. | Выполняют упражнения. |
Включение в систему знаний и повторение | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять. | - Что нового вы узнали на уроке? Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? - Достаточно ли мы закрепили новое знание? («да» или «нет») - Давайте проверим. Я предлагаю решить вам лингвистическую задачу. Лингвистическая задача -ть, -ти, -чь, -ТЬ + СЯ , -ЧЬ + СЯ Вея… Сея… Затея…. Пе… Бере… Стере… Ид… Нес.. Плес… Взаимопроверка. -Обменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените (см. Приложение 8 - лист самооценки) Игра «Будь внимателен!» Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы. Зарубить на носу; - запомнить Клевать носом; - дремать Пропустить мимо ушей; - прослушать Вставлять палки в колёса; - мешать Делать из мухи слона; - преувеличивать Обвести вокруг пальца; - обмануть Держать язык за зубами. – молчать.
| Наблюдение, самостоятельная работа, самопроверка. | Фронтальная, индивидуальная. | Даёт задания. Проводит игру. Обсуждает с учащимися результаты. | Решают лингвистическую задачу. Делают выводы. Принимают участие в обучающей игре. Выполняют задание.
|
Рефлексия учебной деятельности | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | - Чему был посвящен урок? - Какую задачу ставили? - Удалось решить поставленную задачу? - Какие затруднения мы испытали? - Что помогло нам их преодолеть? (Новые знания) - Как вы научились выходить из такой ситуации? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу, работу своих товарищей и учебную деятельность класса, используя лист самооценки (см. Приложение ) На уроке я работал (активно / пассивно) Своей работой я (доволен / недоволен) Урок мне показался (коротким / длинным) Мое настроение (стало лучше / стало хуже) Материал на уроке был (понятен / непонятен; интересен / скучен; полезен / бесполезен) Домашнее задание теория параграфа 50, упр.377 (инструктаж по выполнению) | Наблюдение, рефлексия. | Фронтальная, индивидуальная. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Организует выставление отметок за работу на уроке. | Фиксируют изученный материал на уроке, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности с помощью оценочного листа. |