Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Дефисное и раздельное написание частиц"»
Урок русского языка в 7Г классе по теме
"Раздельное и дефисное написание частиц"
Учебно-методический комплект: учебник "Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2008, М.
Цели урока:
Обучающие: познакомить с написанием частиц, закрепить у учащихся понимание необходимости усвоения данной темы.
Развивающие: развивать речь за счет обогащения словарного запаса, смыслового построения текста, через воображение, фантазию, логическое мышление
Воспитывающие: способствовать нравственному воспитанию, учить видеть прекрасное в обычных предметах, выражать свои чувства
Задачи
- развитие навыков самоконтроля, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике;
- развитие умения анализировать собственный уровень знаний, создание мотивации в учебе путем постановки учебной задачи и поиска способов ее решения.
Оборудование: раздаточный материал для каждого ученика
Ход урока
Организационный момент (настрой на работу).
-Здравствуйте, ребята! Предлагаю вам поздороваться друг с другом, продолжив по очереди фразу: "Здравствуй, я рад(а) тебя сегодня видеть здесь потому что ..."
- Для того, чтобы вы поняли на какой ноте будет проходить наш сегодняшний урок, предлагаю вам послушать песню.
Звучит песня группы Kvatro «Знаете, каким он парнем был». (1 куплет)
- Как вы думаете, о ком эта песня?
- Правильно, эта песня о первом в мире космонавте, нашем с вами соотечественнике, Юрии Алексеевиче Гагарине. Как вы считаете, почему сегодня я решила наш урок посвятить именно ему?
2. Синтаксическая минутка.
На экран выводится слайд
- Прочитайте высказывание Гагарина.
- Какова его главная мысль?
- Давайте запишем второе предложение в тетрадь и выполним его синтаксический разбор. У доски эту работу будет выполнять _________________.
2.1. Работа с текстом (формирование ЧГ)
Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных лётчиков-истребителей по решению Сергея Павловича Королёва, считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них.
Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием.
12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконỳр стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность, его знаменитое «Поехали!».
Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили всё человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им навсегда!
1. Почему кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных летчиков-истребителей? Отметьте ОДИН правильный ответ.
А) Они уже имели опыт полёта в космос.
Б) Именно эти лётчики уже имели опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления.
В) Они много знали о полёте в космос.
Г) Однажды они уже проходи подготовку к полёту в космос.
2. С какого космодрома стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Ю.А. Гагариным на борту? Найдите в тексте название космодрома и запишите свой ответ.
4. Как вы понимаете следующие слова: «Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им навсегда!» Запишите свой ответ.
– Я предлагаю вам встать со своих мест и немного отдохнуть.
В природе есть солнце. Оно светит и всё любит и греет. Давай сотворим солнце в небе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звездочку. Покажите размер этой звездочки. Мысленно направим к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. До каких размеров? Направим лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Показывайте, как растет звездочка. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка стала большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем! (руки в стороны).
Создание образовательной напряженности (подготовка к восприятию нового материалаи систематизации имеющихся знаний на основе сведений, полученных ранее в 5–7 классах).
- Предлагаю вам выполнить следующую работу. На экране слова, которые нужно сгруппировать по частям речи и вписать в таблицу, раскрыв скобки:
(из)за, (чудо)машина, (мало)помалу, кто(либо), (в)течение часа, (юго)западный, (не) у кого, вовсе (не)веселый; (не) друг, а враг; отнюдь (не) весело.
Раздельно
Части речи
Через дефис
Имя существительное
Имя прилагательное
Наречие
Местоимение
Предлог
Частицы
Уточнение образовательного объекта.
- Какие графы остались незаполненными? Как вы думаете почему?
- Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока.
(Учащиеся предлагают, уточняют тему урока.)
Тема урока: “Раздельное и дефисное написание частиц”.
- А зачем нам нужно знать, где в тексте раздельное написание слов, где дефисное?
Не все ли равно, как писать? Как вы думаете? Ребята отвечают.
Демонстрация образовательного продукта
- Я предлагаю вам самостоятельно изучить текст параграфа _________. Сделайте вывод о написании частиц. Давайте составим кластер и запишем его в справочник.
Частицы
Раздельно пишутся: бы, ли (ль), же (ж)
Через дефис пишутся: -то, -либо, -нибудь, -таки,-ка -де, –с.
Закрепление
- Впишите слова с частицами в карточку № 1
Все (таки), подумал(ли), все(же), пошел(бы), расскажите(ка), тот (же), ну(ка), он (де) сказал, слушаю (с).
-К доске для проверки данного задания пойдет _____________________.
Рефлексия
Постановка домашнего задания
Дома необходимо выполнить упр. __________ и, опираясь на схему, знать частицы, которые пишутся слитно и через дефис