Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по теме «Частицы, их роль в предложении» 7 класс»
Конспект открытого урока по теме «Частицы, их роль в предложении» 7 класс
1. Приветствие
Здравствуйте, ребята! Сегодня на наш урок пришли гости. Давайте поприветствуем гостей и друг друга.
2. Этап актуализации
Слайд 1.
Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его прочитаем.
«Не стыдно не знать,
Стыдно не учиться»
- Как вы понимаете данное высказывание?
- Вы с ним согласны?
- Так давайте сегодняшний наш урок мы проведём под этим девизом.
Итак, не будем терять время и перейдём к работе.
- Мы с вами продолжаем изучение такого раздела науки о языке как морфология. Давайте вспомним, что она изучает?
Разгадаем кроссворд. – 2 слайд. (самостоятельно)
Но для этого нам нужно вспомнить названия и определения уже известных частей речи.
1. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяющая в себе свойства прилагательного и глагола.
2. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? или чей?
3. Служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного.
4. Самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счете и отвечает на вопросы сколько? который? (какой?)
5. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действий или признаков и отвечает на вопросы как? куда? когда? где? почему?
6. Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
п
р
и
Ч
а
с
т
и
е
п
р
и
л
а
г
А
т
е
л
ь
н
о
е
С
о
ю
з
ч
и
с
л
и
Т
е
л
ь
н
о
е
н
а
р
е
ч
И
е
Ц
г
л
А
г
о
л
- Проверим, что получилось.
Теперь мы уже может назвать загаданное слово, но не известна еще одна буква. Ее отсутствие, думаю, не вызовет у вас затруднений. Ответьте на вопрос, с какой частью речи мы начинаем знакомиться? (Частица.)
- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Слайд 3.- запись
3 Потребность
Я хочу предложить вам поработать с текстом и найти в нем частицы. –
4 слайд
Вот начался спорый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.
А мелкий грибной дождь не звенит, лишь шепчет что-то своё, усыпительное.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». А кому же плакать такими сияющими слезами горя или радости? Именно сказочной красавице царевне.
(По К. Паустовскому)
4. Проблема:
-Удалось вам сделать это? Почему?(недостаточно знаний по теме «Частицы»)
5. Мотивация:
- Скажите, ребята, зачем нужно знать сведения о частицах? Для чего вы это будете делать?( чтобы получить знания, получить хорошие отметки….)
6. Этап формирования образа желаемого результата
- Можем ли мы сейчас рассказать о частицах? ( нет.)
- Ребята, скажите, как лучше зафиксировать наши новые знания по теме ?
( кластер )
Составим кластер к понятию « Частица как часть речи».и разработаем критерии к нему
1К- удобство в использовании
2К-Ёмкость и компактность
3К- полнота изложения материала
7. Целеполагание ( слайд 5)
Любое задание выполняется с определенной целью.
- Какая ваша цель? Чему вы хотите научиться на уроке? – запись
8. Планирование действий
- Как мы это будем делать, чтобы достичь цели ? Что нам поможет?
-На прошлых уроках вы получили уже знания о служебных частях речи
Составим кластер к понятию « Частица как часть речи».
1.Служебная часть речи.
2.Образовалось от слова «часть».
3. Не имеет грамматического значения
4. Не изменяется
5.Не является членом предложения.
Слайд5
Скажите, возникли ли у вас вопросы? А есть ли в материале новая для вас информация?
2) Дополните кластер новой информацией.
-вносят различные оттенки значения и служат для образования форм слова.
Для того чтобы понять, какое значение имеют частицы в нашей речи, обратимся к истории
… расскажет вам историю, которая произошла в конце XVIII века при царствовании Павла I.
В канцелярии Преображенского полка молодой писарь второпях допустил нелепое написание: вместо «Подпоручики же Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…»написал «Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…»). У него получилось лишняя фамилия в приказе. Приказ этот был подписан императором Павлом. Так появился в Преображенском полку новый офицер. Командир полка не осмелился доложить об ошибке взбалмошному императору, боясь его гнева. И пришлось ему делать вид, что такой подпоручик служит в полку.
В последствии с этим несуществующим подпоручиком Киже происходят забавные истории: его ссылают в Сибирь, возвращают из ссылки, женят на фрейлине он дослужился до генеральского чина. Когда же Павел хотел вызвать Киже к себе и доверить ему охрану своей царственной особы, то придворные, утаившие истину от императора поспешили сделать так, что генерал Киже «внезапно» заболел и через 3 дня умер.
Как же такая история могла произойти? Предлагаю вам провести расследование этого таинственного дела.
Слайд 6: «Разгадка тайны».
Сравните 2 предложения. В чем между ними разница?
(Писарь образовал новое слово – ки + же = Киже, собственное существительное). Маленькая частица ЖЕ привела к такому большому недоразумению.
Это случилось давно, а в наше время нужны ли частицы в нашей речи? Или, может, они вообще не нужны и не важны?.
Слайд 7. Вернёмся к тексту
Задание:
Попробуйте исключить выделенные слова из текста. Что изменилось? Что они вносят в предложение?
Вот спорый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.
А мелкий грибной дождь не звенит, лишь шепчет что-то своё, усыпительное.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». А кому же плакать такими сияющими слезами горя или радости? Именно сказочной красавице царевне.
- Что изменилось? Что они вносят в предложение?
8 слайд (ВОТ – выражает указание, ИМЕННО – выражает уточнение, НЕ – выражает отрицание, ЛИШЬ – выражает выделение, ограничение)
Слайд 9 Исследовательская работа («Смысловые значения частиц»).
Употребите разные частицы в данном предложении.
Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком.
Давайте сделаем вывод: частицы вносят различные оттенки в предложение. 10 слайд
Для чего еще служат частицы в речи?
(частицы образуют формы слова)
Проверка составления кластера 11 слайд
. Анализ образа желаемого результата.
-Где и как можно использоватькластер?
- Помогли вам он при изучении нового материала?
Запишите в тетради: Что вы узнали на уроке, чему научились, над чем еще стоит поработать? ( одноминутное эссе) (слайд №12)