kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплексный анализ текста (подготовка к ЕГЭ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексный анализ текста позволяет хорошо подготовиться к сдаче ЕГЭ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста (подготовка к ЕГЭ)»

МБОУ « Серединская средняя общеобразовательная школа»





Урок русского языка в 11 классе

« Комплексный анализ текста»



Использованные технологии:

1.Личностно-ориентированное развивающее обучение

2.Компьютерные технологии

3. Технология проблемного обучения

4.Проектная деятельность

5. Развивающее обучение с направленностью на развитие творческих качеств личности







Учитель : Чевычалова О.А.





2011-2012г

































Урок русского языка в 11 классе

Тема урока: « Комплексный анализ текста»

Цели урока:

Образовательные:

- повторение и обобщение навыков по орфографии;

-повторение и обобщение навыков по пунктуации;

-подготовка к сдаче ЕГЭ

- работа с текстом

Развивающие:

-развитие навыков работы с текстом художественного произведения;

- развитие учения формулировать проблемы, предлагать пути решения проблемы

Воспитательные:

- формирование толерантности;

-развитие национального самосознания;

-привитие главных человеческих ценностей;

-воспитание патриотизма;

Тип урока: обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Этапы урока:

  1. Организационный момент

  2. Сообщение темы урока

  3. Введение в тему

  4. Актуализация темы ( зрительное восприятие материала)

  5. Работа по заданиям А28-30

  6. Выполнение тестов

  7. Организация наблюдения над материалом.

  8. Формулировка проблемы

  9. Работа с текстом

  10. Подведение итогов урока

  11. Домашнее задание





Ход урока

  1. Организационный момент

А Вступительное слово учителя

Б Тема урока

В Знакомство с учащимися

На экране эпиграфы



«Защита родины есть защита и своего достоинства»

Н.К.Рерих

«Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою» Н.М. Карамзин



«Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…» А.П. Платонов



Слово учителя

Экран ( битва за Москву)

Дорогие ребята! Сегодня мы будем говорить о войне. В этом году мы отмечаем семидесятилетие битвы под Москвой. Невероятные примеры мужества и героизма проявили советские солдаты.

Экран военный эпизод

Вспомните: «их было только 28, а за спиной была Москва». Стала крылатой фраза: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва»Нелегка была дорога к победе. Память об этих событиях набатом стучит в наших сердцах, повелевая бережно хранить мир , завоёванный ценой человеческих жизней.

Ребята, вы живёте на подмосковной земле и всегда должны помнить о том, как советские солдаты, простые русские парни невероятными усилиями преградили путь к Москве. Жестокие бои шли в Волоколамске. Волоколамск – город воинской славы. И сегодня мы послушаем отрывок из работы нашей ученицы, которая была представлена на районной краеведческой конференции «Город-воин». Позднякова Александра готовила материал о городе Волоколамске.

Сообщение Поздняковой Александры;

( Материал о Волоколамске)

Экран ( поиск)

Мне отрадно заметить , что ребята из этого класса являются членами патриотического клуба «Феникс». Они принимали участие в поисковых экспедициях, их усилиями найдены останки советских солдат, пополняется фонд школьного музея Боевой славы.

Экран ( у вечного огня)( Фото Марины)

Их теперь не обнять,

Не пожать им ладонь,

Но восстал из земли негасимый огонь-

Скорбный огонь, гордый огонь, светлый огонь.

Это павших сердца отдают до конца своё яркое пламя живущим.

Неугасима память поколений, и пока мы помним о них , мы живы, как народ.

Презентация «Я ангелом летал»



Перед вами текст В. Тендрякова. У нас есть прекрасная возможность познакомиться с этим писателем сегодня на уроке



Сообщение Петровой Оксаны о писателе с презентацией

Чтение текста А. Позднякова

Задания

Тесты

Работа с текстом

Задание на дом































Картина о войне

(1)То была первая тихая ночь в разбитом городе. (2) Поднялась тихая луна над руинами, над заснеженными пепелищами.(3)И никак не верилось, что уже нет нужды пугаться тишины, затопившей до краёв многострадальный город.(4)Это не затишье, здесь наступил мир - глубокий. Глубокий тыл, пушки гремят где-то за сотни километров отсюда.

(5) И в эту –то ночь неподалёку от подвала, где размещался их штаб полка, занялся пожар.

( 6)Вчера никто бы не обратил на него внимания – бои идут. Земля горит, - но сейчас пожар нарушал мир, все кинулись к нему.

(7) Горел немецкий госпиталь, четырёхэтажное деревянное здание.

(8) Горел вместе с ранеными.( 9)Ослепительно золотые , трепещущие стены обжигали на расстоянии, теснили толпу.(10) Она, обмершая, завороженная, подавленно наблюдала, как внутри, за окнами, в раскалённых недрах, время от времени что-то обваливается - тёмные куски.

( 11)И каждый раз, как это случалось, по толпе из конца в конец проносился вздох горестный и сдавленный – то падали вместе с койками немецкие раненые из лежачих, что не могли подняться и выбраться.

(12) А многие успели выбраться. (13)Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.

(14) Вплотную, плечо в плечо с Аркадием Кирилловичем стоял немец, голова и половина лица скрыты бинтом, торчит лишь острый нос и тихо тлеет обречённым ужасом единственный глаз. (15) Он , в болотного цвета тесном хлопчатобумажном мундирчике с узкими погончиками, мелко дрожит от страха и холода.(16) Его дрожь невольно передаётся Аркадию Кирилловичу, упрятанному в тёплый полушубок.

(17)Он оторвался от сияющего пожарища, стал оглядываться – кирпично раскалённые лица, русские и немецкие вперемешку. (18)У всех одинаково тлеющие глаза, как глаз соседа, одинаковое выражение боли покорной беспомощности. ( 19) Свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой.

(20) В эти секунды Аркадий Кириллович понял простое: ни вывихи истории, ни ожесточённые идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия – ничто не вытравит в людях человеческое. (21)Его можно подавить, но не уничтожить. Под спудом в каждом нерастраченные запасы доброты – открыть их, дать им вырваться наружу! (23) И тогда… (24) Вывихи истории – народы, убивающие друг друга, реки крови. Сметённые с лица земли города, растоптанные поля…(25)Но историю-то творит не господь Бог – её делают люди! Выпустить на свободу из человека человеческое – не значит ли обуздать беспощадную историю?

(27) Жарко золотились стены дома, багровый дым нёс искры к холодной луне. Окутывал её. (28) Толпа в бессилье наблюдала.(29) И дрожал возле плеча немец с обмотанной головой, с тлеющим из-под бинтов единственным глазом.(30) Аркадий Кириллович стянул в темноте с себя полушубок, накинул на плечи дрожащего немца.

(31)Аркадий Кириллович не доглядел трагедию до конца, позже узнал – какой-то немец на костылях с криком кинулся из толпы в огонь, его бросился спасать солдат- татарин. ( 32) Горящие стены обрушились, похоронили обоих.

(33)В каждом нерастраченные запасы человечности.

(34)Бывший гвардии капитан стал учителем. (35) Аркадий Кириллович ни на минуту не забывал перемешанную толпу бывших врагов перед горящим госпиталем. Толпу, охваченную общим страданием. (36) И безызвестного солдата, кинувшегося спасать недавнего врага, тоже вспомнил. ( 37 Он верил – каждый из его учеников станет запалом, взрывающим вокруг себя лёд недоброжелательства и равнодушия, освобождающим нравственные силы. ( 38) Историю делают люди.

( По В. Тендрякову)























Какой эпиграф вы взяли бы для данного текста?





А 28. Какое утверждение соответствует содержанию текста?



  1. Во время сражений с фашистами, особенно таких

кровопролитных ,как битва под Москвой, ни о какой человечности не могло быть и речи.

  1. Ожесточённые идеи сбесившихся маньяков способны вытравить в людях всё человеческое, сделать их непримиримыми врагами.

  2. Русские солдаты были безучастными зрителями разыгравшейся трагедии – пожара в немецком госпитале.

  3. Никакие силы не способны уничтожить в людях запасы человечности, сострадания.

Ответ:_______________________________________-

А 29. Какой ( -ие) тип(ы) речи представлен (-ы) в предложениях 7 -26?

1) повествование и рассуждение

2) описание

3) все типы речи

4 ) описание и рассуждение

А 30. Укажите предложение , в котором использованы контекстные антонимы

1)1

2) 14

3) 17

4) 35

Предлагаю вам поработать с тестами. Это позволит нам повторить орфогафию и синтаксис и поможет в дальнейшем справиться с сочинением.

Раздаются разноуровневые тесты

  1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня

  1. уд..вительный, заж..гает, забл..стал

  2. равнина, долина, вершина

  3. п..лисадник, ок..паться, прост…рается

  4. г..ловоломка, машиностр..ение, напр…жённый

Ответ: ______________________-

  1. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1)…доровье, ра..дарить. и..бежать

2) пр..чудливый. пр..хотливый, пр..небрегать

3) без..глый, без..скусный,с..змала

4) под..обрать, пр..медление, з..стрелил

Ответ:______________

3.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А гор..вать

Б плесн..веть

В никел..вый

Г находч..вый

1) АБГ

2) АБВ

3) БВГ

4) АВГ

Ответ:_______________

4. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

  1. (Не)возможно быть трусом в условиях ( не) воли.

  2. Щуря ( не)привыкшие к солнцу глаза и (не) веря в освобождение, люди выходили из подвала.

  3. (Не)сколько часов назад такое событие показалось бы (не)вероятным.

  4. Помощи ждать было( не)(от)куда, и солдаты( не )верили в своё освобождение Ответ: _____________________

5.В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) (В)первые дни зимы (в)след за сильными ветрами начались мощные снегопады.

2)(В)следствие того, что не было тёплой одежды и снарядов, партизаны не могли прорвать кольцо, а так( же) послать за помощью

3) Что(бы) наши разведчики не заблудились в темноте, мы пошли им навстречу.

4)(В) течение часа солдаты отвлекали фашистов, и ( во) время перестрелки смогли уйти в укрытие.

Ответ:_____________________

6.Вкаком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Бывшая партизанка, Ольга Григорьевна, хрупкая женщина с точё(.1.) ным профилем, была дважды контуже (2)а, ране(3)а, но никогда не покидала её убеждё(4)ость в том, что невозможно отсиживаться в тылу, пока фашисты топчут русскую землю.

  1. 1,3

  2. 1,2,3

  3. 2,3

  4. 1,4

Ответ:_________________





7.Из предложения 11 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Ответ: _________________



8. Описывая трагедию , разыгравшуюся в немецком госпитале, В Тендряков использует такой синтаксический приём, как ______________( предложения 7-8), а _____ ____( « ослепительнозолотые, трепещущие стены» в предложении 9 помогают читателю представить картину происходящего

Вы неплохо справились с тестами, а теперь нам необходимо перейти к самому тексту.

















































Работа с текстом

  1. Вступление Когда читаешь этот текст, представляешь себе

( думаешь, чувствуешь. Испытываешь, понимаешь)

2.Тема-автор обращается к актуальной теме- теме…

- этот текст о…

Основные проблемы

1. -Автора интересует вопрос

-Автор касается следующих вопросов

-В этом тексте поднимается проблема



2 Комментарий

1 На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое производит впечатление на читателя?

С каким настроением пишет автор( грустная ирония. Сарказм, печаль, радость)

Что автор подчёркивает? Что из этого следует?

Нужно комментировать проблему, выявить авторское отношение к ней



Авторская позиция – главная идея текста –основная мысль текста

1- вот главная мысль текста

- автор уверен в том,

- цель автора текста – убедить читателя в том, что

-автор убедительно доказывает, что

2 Согласие/ несогласие

- Я согласен с

- Нельзя не согласиться

-Хочется опровергнуть

-я принимаю точку зрения автора



Собственная позиция

1- с автором можно поспорить

- автор прав в том, что…., однако его мысль вызывает сомнение

А) первый аргумент-доказательство1 Аргумент ( что смотрел, слышал, чувствовал, узнал, читал, чему был свидетелем)


Б) второй аргумент- доказательство

2 К какому выводу пришёл


ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ВЫВОД) - Таким образом

- можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное..

План к сочинению

  1. Вступление

А)Содержит сведения об авторе

Б)Своё впечатление об отрывке

  1. Основная часть -

  1. Тема текста

  2. Проблема, над которой размышляет автор

  3. Комментарий

  4. Авторская позиция

  5. Согласен или не согласен с автором

  6. Своя позиция

  7. 1 аргумент

  8. 2 аргумент

3 . Заключение

Ваше отношение , ваше собственное мнение . ВЫВОД.



















Вступление



  1. Если вы знаете что-то об авторе, можно написать несколько слов.



  1. Можно рассказать о своих чувствах, мыслях, ассоциациях, которые вызвало первое прочтение текста



Клише



а)Когда читаешь этот текст, представляешь себе

( думаешь, чувствуешь. Испытываешь, понимаешь)



б)Наверное, каждый из нас когда-то

( задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)























Основная часть



Тема текста



1 Выделить ключевые слова

( слова , относящиеся к одной теме)



Графически организуем текст

(Вокруг ключевого слова записываем слова , словосочетания, выражающие идеи, факты. Образы, подходящие для данной темы)



Клише, которые помогут ввести в тему:

- вот тема, к которой обращается автор текста

- эта статья о

-автор обращается к актуальной теме- теме

- этот текст о





















ПРОБЛЕМА ТЕКСТА - вопрос, над которым задумывается автор



Клише

-Автора интересует вопрос

-Автор касается следующих вопросов

-В этом тексте поднимается проблема

-Нет сомнения в том, что главные усилия автора направлены

-В современном мире проблема… представляет особую актуальность

-Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста

-Автор затрагивает проблему

-Чрезвычайно актуальна в последние годы проблема

-Над этим вопросом задумывается автор текста







В тексте может быть несколько проблем, достаточно выбрать хотя бы одну и с ней работать















Комментарий проблемы (К2)



  1. Почему эта проблема интересна?

Степень актуальности в наше время

2.Типична ли ситуация, изображённая автором

На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое производит впечатление на читателя?

С каким настроением пишет автор( грустная ирония. Сарказм, печаль, радость)

Что автор подчёркивает? Что из этого следует?

Нужно комментировать проблему, выявить авторское отношение к ней

Позиция автора и его отношение к проблеме ( К3)

- вот главная мысль текста

- автор уверен в том,

- цель автора текста – убедить читателя в том, что

-автор убедительно доказывает, что

Согласие несогласие

- Я согласен с

- Нельзя не согласиться

-Хочется опровергнуть

-я принимаю точку зрения автора







Формулировка собственной позиции

- с автором можно поспорить

- автор прав в том, что…., однако его мысль вызывает сомнение



Необходимо привести 2 аргумента (К11)

Аргумент – доказательство, использовать всё, что можно

1 Аргумент ( что смотрел, слышал, чувствовал, узнал, читал, чему был свидетелем)

2 К какому выводу пришёл

Клише

- во-первых

- во – вторых

-допустим

-предположим

-итак

Заключение

Вывод

- Таким образом

- можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное









Подведение итогов урока











Предлагаются темы сочинения:

  1. «Московская битва»

  2. « Русские солдаты»

  3. «Давайте, люди, никогда об этом не забудем»

  4. Проблемы человечности на войне в рассказе В. Тендрякова













Домашнее задание: написать сочинение на тему «Давайте, люди, никогда об этом не забудем»

















Вступление

1 сведения об авторе

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-_

Основная часть

_ТЕМА Этот текст о _____________________________________________________________________

Проблема

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Комментарий

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Авторская позиция

___Автор убедительно доказывает__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Согласие/ несогласие

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Собственная позиция

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1 аргумент

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 аргумент

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:_________________________________________________

_______________________________________________________











































  1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня

  1. уд..вительный, заж..гает, забл..стал

  2. равнина, долина, вершина

  3. п..лисадник, ок..паться, прост…рается

  4. г..ловоломка, машиностр..ение, напр…жённый

Ответ: ______________________-

  1. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1)…доровье, ра..дарить. и..бежать

2) пр..чудливый. пр..хотливый, пр..небрегать

3) без..глый, без..скусный,с..змала

4) под..обрать, пр..медление, з..стрелил

Ответ:______________

3.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А гор..вать

Б плесн..веть

В никел..вый

Г находч..вый

1) АБГ

2) АБВ

3) БВГ

4) АВГ

Ответ:_______________

4. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

  1. (Не)возможно быть трусом в условиях ( не) воли.

  2. Щуря ( не)привыкшие к солнцу глаза и (не) веря в освобождение, люди выходили из подвала.

  3. (Не)сколько часов назад такое событие показалось бы (не)вероятным.

  4. Помощи ждать было( не)(от)куда, и солдаты( не )верили в своё освобождение Ответ: _____________________

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Комплексный анализ текста (подготовка к ЕГЭ)

Автор: Чевычалова Ольга Александровна

Дата: 04.10.2016

Номер свидетельства: 347440

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ. "
    ["seo_title"] => string(46) "komplieksnyi-analiz-tieksta-podghotovka-k-iege"
    ["file_id"] => string(6) "107949"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403512935"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "конспект урока и презентация по теме "Комплексный анализ текста  В. Поляничко" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-po-tiemie-komplieksnyi-analiz-tieksta-v-polianichko"
    ["file_id"] => string(6) "130803"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415989393"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) ". Комплексный анализ текста.  Подготовка к написанию сочинения (ЕГЭ часть С) по рассказу В. Астафьева  «Хвостик» (Цикл «Затеси») "
    ["seo_title"] => string(126) "komplieksnyi-analiz-tieksta-podghotovka-k-napisaniiu-sochinieniia-iege-chast-s-po-rasskazu-v-astaf-ieva-khvostik-tsikl-zatiesi"
    ["file_id"] => string(6) "127058"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415266134"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Методика комплексного анализа текста на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(63) "mietodika-komplieksnogho-analiza-tieksta-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "149696"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420290319"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока по подготовке к ЕГЭ "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-po-podghotovkie-k-iege-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "127943"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415388636"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства