kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

. Комплексная работа с текстом. Урок русского языка в 9 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - комплексная работа с текстом в рамках подготовки учащихся к итоговой аттестации. Урок - комплексная работа с текстом в рамках подготовки учащихся к итоговой аттестации. Урок - комплексная работа с текстом в рамках подготовки учащихся к итоговой аттестации. Урок - комплексная работа с текстом в рамках подготовки учащихся к итоговой аттестации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«. Комплексная работа с текстом. Урок русского языка в 9 классе. »

Урок русского языка в 9 классе

Тема: Комплексная работа с текстом при подготовке к итоговой аттестации

Цели урока:

  • Продолжить работу по систематизации и применению знаний о тексте;

  • Отработать умение излагать в сжатой форме мысли в соответствии с темой и заданной структурой текста;

  • Продолжать формирование умения использовать различные методы компрессии текста;

  • Отрабатывать умение подбирать синтаксические синонимы;

  • Проверить качество усвоения материала и сформированность синтаксических умений;

  • Проверить знания и умения учащихся по орфографии и пунктуации

  • Развивать логическое мышление и языковое чутье.

  • Развивать критическое мышление через чтение художественного текста.

  • Воспитывать умение внимательно слышать и слушать другое мнение.

Оборудование: мультимедийный проектор; доска ; раздаточный материал;

А.Б.Малюшкин «Учебные таблицы по русскому языку 5-11 кл.»;

Памятка «Способы сжатия текста»;

Словари различных видов

Методы: поисковый; репродуктивный

Формы работы: фронтальная; индивидуальная; работа в парах.

Предполагаемый результат: понимание темы и идеи текста; создание тестовых вопросов на основе данного текста; подготовка к работе по сжатию текста;





















ХОД УРОКА

1.Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

- Что такое текст?

- Назовите признаки текста.

- Какие типы речи мы знаем? Их признаки?

- Какие стили речи мы знаем? Их признаки? ( допустимо в случае необходимости пользоваться пособием А.Б.Малюшкина)

- Что такое тема текста? Идея текста?



III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Сегодня на уроке мы, пользуясь уже имеющимися знаниями, обратимся к работе с текстом, продолжая подготовку к итоговой аттестации



IV. Работа по теме урока

  1. Мы работаем мы сегодня с отрывком из романа Паоло Коэльо «Дьвол и сеньорита Прим»

(дать информацию о тексте)

- Приготовьте тексты. (Текст проецируется и на экран и имеется у каждого учащегося)

Во время чтения текста подумайте над вопросами ( проецируются на экран):

- Определите жанр текста.

- В каком предложении текста заключена его основная мысль? Сформулируйте ее.

- Какие приемы сжатия текста можно использовать, работая над сжатым изложением по нему?

- Найдите предложение с грамматической ошибкой.

2. Художественное чтение текста ( заранее подготовленный ученик)

V.Комплексная работа с текстом

1. Фронтальная работа.

- Исправить найденную ошибку (предл.2)

- Итак, к какому жанру можно отнести данный текст? (притча)

- Каковы особенности этого жанра?

- Определите тип речи данного текста. Докажите это.

- В какой форме изложено содержание текста? (диалог)

- Что такое диалог? Какое значение имеет диалогическая форма изложения?

- Назовите героев данного текста . Какие особенности речи каждого из них вы заметили?

- Смог ли наш … при чтении передать эти особенности? Каким образом?

-К какому стилю речи относится текст?

- Какие языковые средства использует писатель , рассказывая о событиях?(А3)

- Найдите в тексте слова, которые, на ваш взгляд, являются необщеупотребительными. Что это за слова? Подберите к ним стилистически нейтральные синонимы (после того, как эти слова назвали дети, проверка через проектор): Покинул, участь, портал, нещадно, страдают, нестерпимо, ветхий, вволю…

- Какое задание (аналогичное тесту ГИА) мы выполняли ? (В1)

2. Работа в парах.

2.1 - Найдите в тексте и запишите ключевые слова и словосочетания.

- Сформулируйте основную мысль текста.

- Сравните получившиеся формулировки.

- О чем заставил вас задуматься этот текст? Какие жизненные уроки дает нам автор?

- Какие микротемы можно выделить в этом тексте?

- Какие способы сжатия текста можно использовать при работе над изложением по данному тексту?

2.2. Выполнение работы по сжатию части текста (предл. 1-7)

Чтение получившихся вариантов, оценка, сравнение их. Взаимопроверка.

Сжатие оставшейся части текста (устно; несколько уч-ся; с указанием приема сжатия)



2.3 - Как можно сжать ту часть текста, которая представлена в виде диалога?

- Составление предложения с косвенной речью, объяснение постановки знаков препинания, анализ СПП, построение схемы.





2.4. Работа по созданию теста.

- Вспомните структуру тестов ГИА. Какие разделы науки о языке в них представлены?

- Вставьте пропущенные буквы (комментирование орфограмм)

- Составление заданий , аналогичных заданиям теста ГИА : А4, А5, А6, А7

- Какие орфограммы вы вспомнили, составляя эти задания?

2.5. Пары обмениваются заданиями; выполнение, взаимопроверка ;

выборочная проверка учителем



VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.

- Вспомните, какие цели ставили мы в начале урока. Достигнуты ли они?

- Итак, мы достаточно плодотворно поработали: повторили способы сжатия текста, определили опорные слова и словосочетания, микротемы текста, вспомнили основные термины. Выполняя и составляя задания текста, повторяли орфографию и пунктуацию. На следующем уроке мы продолжим работу с этим текстом (по пунктуации).

- Какие советы, рекомендации вы можете дать одноклассникам? На что необходимо обратить особое внимание?

- Кто собой доволен? Почему?

- Домашнее задание (по выбору) : 1. Завершить работу по сжатию текста;

2. Составить тестовые задания по тексту (ч.В)





Работа с текстом

1 Как(то) раз шли по дороге человек, конь и собака. 2Когда пр_ходили мимо огромного дерева, п_пала в него молния и и_п_пелила всех троих.

3Однако человек (не) сразу понял, что уже покинул этот мир, и пр_д_лжал путь вместе с конем и с_бакой - порой и покойникам требуется(не)которое время, чтобы ос_знать перемену своей участи.

4Путь был долог и ш_л в гору, со_нце п_кло ( не)щадно, и все трое и_мучились от жары и жажды. 5И вот за пов_р_том им открылся величестве(нн,н)ый мраморный портал, а за ним – площа_ь, вымоще(н,нн)ая чистым золотом. 6Посер_дине бил фонтан х_лодной и чистой воды. 7Путник н_правился к стражу, охр_нявшему вход.

- 8Здра_ствуй.

- 9Здра_ствуй.

-10 Как называется это пр_крас_ное место?

- 11Это – рай.

- 12Как славно, что мы добрались до рая, нам очень хоч_т_ся пить.

- 13Можеш_ войти и пить, сколько хочеш_.

- 14Но мои конь и с_бака то(же) стр_дают от жажды.

- 15Очень с_ж_лею, - ответил страж. – Но животным сюда нельзя.

16Путник ог_рчился, потому что жажда мучила его (не)стерпимо, но (в )одиночку пить (не) стал, а побл_год_рил стража и пош_л дальше.

17Долго шагали они по склону и совсем выбились из сил, но вот наконец увидели некое пос_ление, об_несе(н,нн)ое пок_сивш_йся и ветхой деревя(н,нн)ой оградой, а за ней – (не)моще(нн,н)ую д_рогу, с об_их ст_рон обсаже(н,нн)ую дерев_ями. 18В тени одного из них лежал, пр_крыв лицо шляпой, какой (то) человек и,(по) всей видимости, спал.

- 19Здра_ствуй, - позд_ровался путник.

20Тот молча скл_нил голову в знак пр_ветствия.

- 21Я, мой конь и моя собака ум_раем от жажды.

- 22Вон за теми к_мнями есть и_точник. Пейте вволю.

23Путник, конь и собака пошли к источнику и ут_лили жажду.

24Потом путник в_рнулся, что(б) побл_год_рить того человека.

- 25Пр_ходите, всегда будем рады, - отвечал тот.

- 26А (не) скажеш_ ли ты, как называ_т_ся это место?

- 27Рай.

- 28Рай?! 29А страж у мраморного портала сказал нам, что рай – там.

-30 Нет, там не рай. 31Там – ад.

-32 (От)чего же вы (не) запр_тите им называт_ся чужим именем! – ра_т-рялся от (не)ожида(н,нн)ости путник. – Эти ложные сведения могут вызвать страшную путаницу!

- 33(Н_)чуть (н_) бывало; на самом деле они оказ_вают нам большую услугу. 34У них остаются все те, кто оказ_ва_т_ся способен пр_дать своих лучших друзей.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
. Комплексная работа с текстом. Урок русского языка в 9 классе.

Автор: Александрова Татьяна Ивановна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104977

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Разработка открытого урока по русскому языку в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(95) "razrabotka-otkrytogho-uroka-po-russkomu-iazyku-v-9-klassie-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "198520"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428415528"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Организация современного урока русского языка  в условиях перехода к ФГОС (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(101) "orghanizatsiia-sovriemiennogho-uroka-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-pieriekhoda-k-fgos-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "134715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416773542"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Комплексная работа над словарным словом "берёза" "
    ["seo_title"] => string(50) "komplieksnaia-rabota-nad-slovarnym-slovom-bierioza"
    ["file_id"] => string(6) "175236"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424253020"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Роль игры на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(51) "rol-ighry-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "135413"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416919016"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства