. Комплексная работа с текстом. Урок русского языка в 9 классе.
. Комплексная работа с текстом. Урок русского языка в 9 классе.
Урок - комплексная работа с текстом в рамках подготовки учащихся к итоговой аттестации. Урок - комплексная работа с текстом в рамках подготовки учащихся к итоговой аттестации. Урок - комплексная работа с текстом в рамках подготовки учащихся к итоговой аттестации. Урок - комплексная работа с текстом в рамках подготовки учащихся к итоговой аттестации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
А.Б.Малюшкин «Учебные таблицы по русскому языку 5-11 кл.»;
Памятка «Способы сжатия текста»;
Словари различных видов
Методы: поисковый; репродуктивный
Формы работы: фронтальная; индивидуальная; работа в парах.
Предполагаемый результат: понимание темы и идеи текста; создание тестовых вопросов на основе данного текста; подготовка к работе по сжатию текста;
ХОД УРОКА
1.Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
- Что такое текст?
- Назовите признаки текста.
- Какие типы речи мы знаем? Их признаки?
- Какие стили речи мы знаем? Их признаки? ( допустимо в случае необходимости пользоваться пособием А.Б.Малюшкина)
- Что такое тема текста? Идея текста?
III. Постановка цели и задач урока.Мотивация учебной деятельности
Сегодня на уроке мы, пользуясь уже имеющимися знаниями, обратимся к работе с текстом, продолжая подготовку к итоговой аттестации
IV.Работа по теме урока
Мы работаем мы сегодня с отрывком из романа Паоло Коэльо «Дьвол и сеньорита Прим»
(дать информацию о тексте)
- Приготовьте тексты. (Текст проецируется и на экран и имеется у каждого учащегося)
Во время чтения текста подумайте над вопросами ( проецируются на экран):
- Определите жанр текста.
- В каком предложении текста заключена его основная мысль? Сформулируйте ее.
- Какие приемы сжатия текста можно использовать, работая над сжатым изложением по нему?
- Найдите предложение с грамматической ошибкой.
2. Художественное чтение текста ( заранее подготовленный ученик)
V.Комплексная работа с текстом
1. Фронтальная работа.
- Исправить найденную ошибку (предл.2)
- Итак, к какому жанру можно отнести данный текст? (притча)
- Каковы особенности этого жанра?
- Определите тип речи данного текста. Докажите это.
- В какой форме изложено содержание текста? (диалог)
- Что такое диалог? Какое значение имеет диалогическая форма изложения?
- Назовите героев данного текста . Какие особенности речи каждого из них вы заметили?
- Смог ли наш … при чтении передать эти особенности? Каким образом?
-К какому стилю речи относится текст?
- Какие языковые средства использует писатель , рассказывая о событиях?(А3)
- Найдите в тексте слова, которые, на ваш взгляд, являются необщеупотребительными. Что это за слова? Подберите к ним стилистически нейтральные синонимы (после того, как эти слова назвали дети, проверка через проектор): Покинул, участь, портал, нещадно, страдают, нестерпимо, ветхий, вволю…
- Какое задание (аналогичное тесту ГИА) мы выполняли ? (В1)
2. Работа в парах.
2.1 - Найдите в тексте и запишите ключевые слова и словосочетания.
- Сформулируйте основную мысль текста.
- Сравните получившиеся формулировки.
- О чем заставил вас задуматься этот текст? Какие жизненные уроки дает нам автор?
- Какие микротемы можно выделить в этом тексте?
- Какие способы сжатия текста можно использовать при работе над изложением по данному тексту?
2.2. Выполнение работы по сжатию части текста (предл. 1-7)
Чтение получившихся вариантов, оценка, сравнение их. Взаимопроверка.
Сжатие оставшейся части текста (устно; несколько уч-ся; с указанием приема сжатия)
2.3 - Как можно сжать ту часть текста, которая представлена в виде диалога?
- Составление предложения с косвенной речью, объяснение постановки знаков препинания, анализ СПП, построение схемы.
2.4. Работа по созданию теста.
- Вспомните структуру тестов ГИА. Какие разделы науки о языке в них представлены?
- Вставьте пропущенные буквы (комментирование орфограмм)
- Какие орфограммы вы вспомнили, составляя эти задания?
2.5. Пары обмениваются заданиями; выполнение, взаимопроверка ;
выборочная проверка учителем
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.
- Вспомните, какие цели ставили мы в начале урока. Достигнуты ли они?
- Итак, мы достаточно плодотворно поработали: повторили способы сжатия текста, определили опорные слова и словосочетания, микротемы текста, вспомнили основные термины. Выполняя и составляя задания текста, повторяли орфографию и пунктуацию. На следующем уроке мы продолжим работу с этим текстом (по пунктуации).
- Какие советы, рекомендации вы можете дать одноклассникам? На что необходимо обратить особое внимание?
- Кто собой доволен? Почему?
- Домашнее задание (по выбору) : 1. Завершить работу по сжатию текста;
2. Составить тестовые задания по тексту (ч.В)
Работа с текстом
1 Как(то) раз шли по дороге человек, конь и собака. 2Когда пр_ходили мимо огромного дерева, п_пала в него молния и и_п_пелила всех троих.
3Однако человек (не) сразу понял, что уже покинул этот мир, и пр_д_лжал путь вместе с конем и с_бакой - порой и покойникам требуется(не)которое время, чтобы ос_знать перемену своей участи.
4Путь был долог и ш_л в гору, со_нце п_кло ( не)щадно, и все трое и_мучились от жары и жажды. 5И вот за пов_р_том им открылся величестве(нн,н)ый мраморный портал, а за ним – площа_ь, вымоще(н,нн)ая чистым золотом. 6Посер_дине бил фонтан х_лодной и чистой воды. 7Путник н_правился к стражу, охр_нявшему вход.
- 8Здра_ствуй.
- 9Здра_ствуй.
-10 Как называется это пр_крас_ное место?
- 11Это – рай.
- 12Как славно, что мы добрались до рая, нам очень хоч_т_ся пить.
- 13Можеш_ войти и пить, сколько хочеш_.
- 14Но мои конь и с_бака то(же) стр_дают от жажды.
- 15Очень с_ж_лею, - ответил страж. – Но животным сюда нельзя.
16Путник ог_рчился, потому что жажда мучила его (не)стерпимо, но (в )одиночку пить (не) стал, а побл_год_рил стража и пош_л дальше.
17Долго шагали они по склону и совсем выбились из сил, но вот наконец увидели некое пос_ление, об_несе(н,нн)ое пок_сивш_йся и ветхой деревя(н,нн)ой оградой, а за ней – (не)моще(нн,н)ую д_рогу, с об_их ст_рон обсаже(н,нн)ую дерев_ями. 18В тени одного из них лежал, пр_крыв лицо шляпой, какой (то) человек и,(по) всей видимости, спал.
- 19Здра_ствуй, - позд_ровался путник.
20Тот молча скл_нил голову в знак пр_ветствия.
- 21Я, мой конь и моя собака ум_раем от жажды.
- 22Вон за теми к_мнями есть и_точник. Пейте вволю.
23Путник, конь и собака пошли к источнику и ут_лили жажду.
24Потом путник в_рнулся, что(б) побл_год_рить того человека.
- 25Пр_ходите, всегда будем рады, - отвечал тот.
- 26А (не) скажеш_ ли ты, как называ_т_ся это место?
- 27Рай.
- 28Рай?! 29А страж у мраморного портала сказал нам, что рай – там.
-30 Нет, там не рай. 31Там – ад.
-32 (От)чего же вы (не) запр_тите им называт_ся чужим именем! – ра_т-рялся от (не)ожида(н,нн)ости путник. – Эти ложные сведения могут вызвать страшную путаницу!
- 33(Н_)чуть (н_) бывало; на самом деле они оказ_вают нам большую услугу. 34У них остаются все те, кто оказ_ва_т_ся способен пр_дать своих лучших друзей.