Комплексный анализ текста
(урок русского языка в 9 классе)
Д.С.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
Письмо пятнадцатое «Про зависть»
Цели и задачи урока:
познакомить учащихся с личностью Д.С.Лихачёва, формировать внимательного и вдумчивого читателя,
повторить особенности публицистического стиля речи, закрепить у учащихся понятие «Публицистический стиль речи»;
продолжить работу по комплексному анализу текста, видению смысловой целостности текста; готовить к сдаче ОГЭ, к написанию сочинения-рассуждения по тексту Д.С.Лихачева «Про зависть»;
развивать умения проводить самоанализ на основе личного жизненного опыта, создать условий для развития устной монологической речи, мышления;
способствовать формированию позитивного отношения к окружающим, интереса к публицистике Д.С.Лихачева, подведение учащихся к осмыслению жизненной позиции.
Задачи:
формулирование основной проблемы текста и её комментирование;
определение позиции автора и отражение её в сочинении;
изложение собственного мнения по проблеме с привлечением нескольких аргументов;
обогащение словарного запаса учащихся публицистической лексикой.
Оборудование:
проектор, экран, компьютер, текст Д.С.Лихачева «Про зависть» (Приложение 1), рабочий лист урока (Приложение 2)
Ход урока
Слайд 1- пустой
1. Тема и задачи урока.
Вступительное слово учителя.
Добрый день, ребята, уважаемые коллеги!
Сегодня на нашем уроке речь пойдет о человеке высокой нравственности и морали, выдающемся учёном в области литературоведения, истории русской и мировой культуры.
Он перевел «Слово о полку Игореве», изучал древнерусскую литературу и искусство.
Награждён орденом Святого апостола Андрея Первозванного за вклад в развитие отечественной культуры.
Академик, которого назвали своеобразным символом русской интеллигенции, «совестью нации». Кто этот человек? (Дмитрий Сергеевич Лихачёв)
Откройте, пожалуйста, свои тетради, запишите число, «Классная работа».
Тему урока мы запишем чуть позже, поэтому оставьте пустую строку под тему
Слайд 2 – эпиграф
2. Работа с эпиграфом к уроку.
Эпиграфом к нашему уроку будут слова Дмитрия Сергеевича Лихачёва
Если жить только для себя, то от прожитого не останется и следа.
Если жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.
Д.С. Лихачев
Запишите эти слова в тетрадь не как эпиграф, мы продолжим работу с ними.
Задание:
Слайд 3
Дайте характеристику данным предложениям
Слайд 4
Обращаю ваше внимание , что «Другие» – местоимение, которое выступает в роли существительного. Какое еще слово образовано таким же способом – переходом одной части речи в другую ? (прожитого – от чего?, причастие в существительное)
Слайд 5
(Анафора – повторение оборотов речи или отдельных слов в начале предложений или их отрывках, которые составляют высказывание.
Синтаксический параллелизм (от греческого слова «parallelos» – идущий рядом) – это совершенно однообразное построение нескольких предложений, в которых одинаково выраженные члены располагаются в одной последовательности.)
Антитеза – «для себя»-«для других»
Роль этих языковых средств выразительности - нести художественно-эмоциональную нагрузку. Они создают, как и всякий повтор, ритмическую организацию высказывания, обращают внимание читателя на важную деталь – В ЧЕМ СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ? ЧЕМУ СЛУЖИЛ? Чему отдавал силы?
3. Подготовка к анализу текста.
Сегодня на уроке речь пойдет о книге Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном».
Слайд 6– тема урока
Запишите в тетради на пропущенной строке тему урока.
( Эта книга о добре, красоте, о воспитанности, умении спорить, о любви к чтению, искусству…Она обращение к молодым, кому ещё предстоит учиться жизни. Это сборник мудрости. Она написана для того, чтобы показать, какими моральными и нравственными качествами должен обладать духовно красивый человек. Это художественная публицистика.)
Эта книга Д.С.Лихачёва написана в жанре письма.
Слайд 7
4. Письмо как эпистолярный жанр обладает присущими ему характерными признаками.
Первый из этих признаков – форма непосредственного обращения автора к адресату (читателю, слушателю).
Второй признак – стремление автора побудить адресата к неотложным, активным действиям в связи с предметом выступления.
Виды писем бывают разные.
Первый – открытое письмо. Такого рода публикации характеризуются прежде всего ярко выраженным личностным характером, эмоциональностью, обращением к тем возможностям, которыми обладает адресат, к его поступкам, решениям.
Второй вид публикаций эпистолярного жанра – «Письмо без адреса», оно может быть адресовано уже не одному человеку, а всем гражданам страны.
Основная задача публикации в жанре письма - убедить адресата в правильности позиции автора, в необходимости действовать именно так, как он предлагает.
5. Повторение особенностей публицистического стиля речи: сфера употребления, цель, языковые средства, текстовые особенности.
(повторение сопровождается показом презентации)
Обобщим все нами сказанное
Слайд 8-9
6. Работа с текстом
Итак, обратимся к тексту, который у вас на столах. Письмо пятнадцатое
(Чтение текста учителем или заранее подготовленным учеником).
___________________________
(1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? (2)А если гимнастка? (3)А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?
(4)Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5)Это как в игре – холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!
(6)На последнем вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. (7)Вот то же и с завистью. (8)Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.
(9)Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
(10)Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать. (11)Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. (12)Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. (13)Завидуете – значит, не нашли себя.
Д.С.Лихачёв
Слайд 10
Итак, тема указана в заглавии «Про зависть», причем Д.С. Лихачев использует разговорную предложную форму про. С какой целью?
(Быть ближе к читателю, понятнее ему)
Главная цель писателя – побуждение к действию, в призыве: развивайте свои способности, будьте самим собой, знайте о собственной неповторимости в окружающем мире (каждый человек по-своему ярок и талантлив, прекрасен и неповторим), и вы никогда не будете завидовать.
Обратимся к такому понятию как проблема
Слайд 11 – проблема
ПРОБЛЕМА в литературном произведении - это ВОПРОС, который ставит писатель перед читателем.
Проблема формулируется в виде именного СЛС со связью УПРАВЛЕНИЕ -
(о проблеме зависти),
а также в виде вопросительного предложения
(учащиеся предлагают свои варианты)
(Почему возникает чувство зависти?)
Слайд 12 – разные категории проблем
Как вы думаете
(важная, острая, злободневная, актуальная, серьезная, сложная, опасная)
(Проблемный очерк строится по типу рассуждения)
Докажите. Какой элемент композиции отсутствует?
Слайд 13
Здесь нет тезиса – так бывает текстах, если автор рассуждает об очевидных проблемах. Но есть вступление. С помощью какого синтаксического средства автор вступает в тему? Назовите. (вопросы – но не риторические)
Содержание письма и будет дальнейшей нашей работой. Сейчас вы получаете задания по рядам, работать будете в парах.
7. Работа по рядам
Слайд 14
Дифференцированные задания:
1 ряд – работа над сжатием текста
2 ряд – написание сочинения-рассуждения. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Завидуете – значит, не нашли себя».
3 ряд – работа с тестом
!!! Во время работы учащихся выключить экран (здоровьесберегающий фактор)
8. Проверка выполненных заданий
Слайд 15- задания к тесту ( приложение)
Слайд 16
Ответы к тесту
1. возрастает, обжигающая
2.завязанными, запрятанную
3. чувство ужаса
4. 4
5. параллельная связь
6. обжигающая опасность зависти
7. 9
Слайд 17
9. Д/з 15.3 Как вы понимаете значение слова «ЗАВИСТЬ»?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое зависть?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Слайд 18
9. Используйте пословицы и высказывания выдающихся людей для написания сочинения
В своей домашней работе вы можете использовать пословицы и высказывания выдающихся людей в качестве вступления или вывода
В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
Добрый плачет от радости, а злой от зависти.
Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. (Св. Григорий Богослов)
Зависть – сожаление о чужом благе. (Плутарх)
Слайд 19
10. Итог урока
Заканчивая свои «Письма» молодому поколению, вступающему в жизнь, Лихачёв высказывает удивительную мысль: «В жизни надо иметь служение – служение какому-то делу. Пусть это дело будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен… А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас». Вернемся к нашему эпиграфу: «жить для других»… А зависть помогает жить для других?
…Это и будет предметом вашего сочинения-рассуждения дома
Слайд 20
11. Рефлексия
О ваших впечатлениях, полученных на уроке, выскажитесь, заканчивая эти предложения.
Урок заставил задуматься о …
Сегодняшний урок помог мне научиться…
Полученные на уроке знания пригодятся мне…