kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка открытого урока по русскому языку в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексный анализ текста

(урок русского языка в 9 классе)

Д.С.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

 Письмо пятнадцатое «Про зависть»

Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с личностью Д.С.Лихачёва, формировать внимательного и вдумчивого читателя,
  • повторить особенности публицистического стиля речи, закрепить у учащихся понятие «Публицистический стиль речи»;
  • продолжить работу по комплексному анализу текста, видению смысловой целостности текста; готовить к сдаче ОГЭ, к написанию сочинения-рассуждения по тексту Д.С.Лихачева «Про зависть»;
  • развивать умения проводить самоанализ на основе личного жизненного опыта, создать условий для развития устной монологической речи, мышления;
  • способствовать формированию позитивного отношения к окружающим, интереса к публицистике Д.С.Лихачева, подведение учащихся к осмыслению жизненной позиции.

Задачи:

  • формулирование основной проблемы текста и её комментирование; 
  • определение позиции автора и отражение её в сочинении; 
  • изложение собственного мнения по проблеме с привлечением нескольких аргументов;
  • обогащение словарного запаса учащихся публицистической лексикой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выполните задания на основе прочитанного текста»


Выполните задания на основе прочитанного текста.

1. Из предложений 6-8 выпишите слова с чередующейся гласной в корне.

2. Из предложений 6-10 выпишите причастия, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Две буквы НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени».

3. Замените словосочетание «ужасное чувство» (предложение 9), построенное на основе согласования, синонимичным со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

4. Укажите количество грамматических основ в предложении 10.

5. Каков способ связи предложений (9-13) в тексте.

6. В предложениях 6-10 найдите и выпишите метафору.

7. Среди предложений 9-13 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.




Выполните задания на основе прочитанного текста.

1. Из предложений 6-8 выпишите слова с чередующейся гласной в корне.

2. Из предложений 6-10 выпишите причастия, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Две буквы НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени».

3. Замените словосочетание «ужасное чувство» (предложение 9), построенное на основе согласования, синонимичным со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

4. Укажите количество грамматических основ в предложении 10.

5. Каков способ связи предложений (9-13) в тексте.

6. В предложениях 6-10 найдите и выпишите метафору.

7. Среди предложений 9-13 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.




Просмотр содержимого документа
«Заготовки для сочинения»



«П.р.», - утверждает _______________, предупреждая читателя о том, что зависть (задача: объяснить смысл высказывания)………………………………….

(в-1: свойственна, характерна, присуща, …) тем, кто (в-1: не доволен, не удовлетворен, …) собственной жизнью. (Задача: объяснить свою позицию)

Автор призывает читателя: « (найти подходящую цитату из текста)».

(Аргументация собственного мнения с опорой на исходный тест)

(в-1: Я согласен, нельзя не согласиться, едва ли мнение ________ будут оспаривать) с мнением автора. (Приведите 2 аргумента из текста)

(Вывод)

Чтобы (в-1: не быть зависимым, не зависеть, избавиться, …) от зависти, нужно научиться (в-2: быть успешным, счастливым, добиваться поставленных целей, жить в согласии с самим собой….), (можно привести подходящую цитату из текста).











«П.р.», - утверждает _______________, предупреждая читателя о том, что зависть (задача: объяснить смысл высказывания)………………………………….

(в-1: свойственна, характерна, присуща, …) тем, кто (в-1: не доволен, не удовлетворен, …) собственной жизнью. (Задача: объяснить свою позицию)

Автор призывает читателя: « (найти подходящую цитату из текста)».

(Аргументация собственного мнения с опорой на исходный тест)

(в-1: Я согласен, нельзя не согласиться, едва ли мнение ________ будут оспаривать) с мнением автора. (Приведите 2 аргумента из текста)

(Вывод)

Чтобы (в-1: не быть зависимым, не зависеть, избавиться, …) от зависти, нужно научиться (в-2: быть успешным, счастливым, добиваться поставленных целей, жить в согласии с самим собой….), (можно привести подходящую цитату из текста).


Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста новое»

Комплексный анализ текста

(урок русского языка в 9 классе)

Д.С.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

Письмо пятнадцатое «Про зависть»


Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с личностью Д.С.Лихачёва, формировать внимательного и вдумчивого читателя,

  • повторить особенности публицистического стиля речи, закрепить у учащихся понятие «Публицистический стиль речи»;

  • продолжить работу по комплексному анализу текста, видению смысловой целостности текста; готовить к сдаче ОГЭ, к написанию сочинения-рассуждения по тексту Д.С.Лихачева «Про зависть»;

  • развивать умения проводить самоанализ на основе личного жизненного опыта, создать условий для развития устной монологической речи, мышления;

  • способствовать формированию позитивного отношения к окружающим, интереса к публицистике Д.С.Лихачева, подведение учащихся к осмыслению жизненной позиции.

Задачи:

  • формулирование основной проблемы текста и её комментирование; 

  • определение позиции автора и отражение её в сочинении; 

  • изложение собственного мнения по проблеме с привлечением нескольких аргументов;

  • обогащение словарного запаса учащихся публицистической лексикой.

Оборудование: 

проектор, экран, компьютер,  текст Д.С.Лихачева «Про зависть» (Приложение 1), рабочий лист урока (Приложение 2)

Ход урока

Слайд 1- пустой

1. Тема и задачи урока.

Вступительное слово учителя.

Добрый день, ребята, уважаемые коллеги!

  • Сегодня на нашем уроке речь пойдет о человеке высокой нравственности и морали, выдающемся учёном в области литературоведения, истории русской и мировой культуры.

  • Он перевел «Слово о полку Игореве», изучал древнерусскую литературу и искусство.

  • Награждён орденом Святого апостола Андрея Первозванного за вклад в развитие отечественной культуры.

  • Академик, которого назвали своеобразным символом русской интеллигенции, «совестью нации». Кто этот человек? (Дмитрий Сергеевич Лихачёв)



Откройте, пожалуйста, свои тетради, запишите число, «Классная работа».

Тему урока мы запишем чуть позже, поэтому оставьте пустую строку под тему



Слайд 2 – эпиграф


2. Работа с эпиграфом к уроку.


Эпиграфом к нашему уроку будут слова Дмитрия Сергеевича Лихачёва

Если жить только для себя, то от прожитого не останется и следа.
Если жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.

Д.С. Лихачев

Запишите эти слова в тетрадь не как эпиграф, мы продолжим работу с ними.


Задание:

  • Расставьте знаки препинания в предложениях, объясните постановку знаков препинания

Слайд 3

Дайте характеристику данным предложениям

  • (1предложение – СПП с придаточным обстоятельственным условия;

  • 2 предложение – СПП с придаточным обстоятельственным условия + с однородными придаточными местоименно-определительными)


  • Найдите в предложениях местоимения, назовите их разряды, подчеркните их как члены предложения.

Слайд 4

Обращаю ваше внимание , что «Другие» – местоимение, которое выступает в роли существительного. Какое еще слово образовано таким же способом – переходом одной части речи в другую ? (прожитого – от чего?, причастие в существительное)


Слайд 5


  • Каковы особенности построения данных предложений? Назовите языковые синтаксические средства выразительности.

(Анафора – повторение оборотов речи или отдельных слов в начале предложений или их отрывках, которые составляют высказывание.

Синтаксический параллелизм (от греческого слова «parallelos» – идущий рядом) – это совершенно однообразное построение нескольких предложений, в которых одинаково выраженные члены располагаются в одной последовательности.)

Антитеза – «для себя»-«для других»

Роль этих языковых средств выразительности - нести художественно-эмоциональную нагрузку. Они создают, как и всякий повтор, ритмическую организацию высказывания, обращают внимание читателя на важную деталь – В ЧЕМ СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ? ЧЕМУ СЛУЖИЛ? Чему отдавал силы?

  • Ключевые слова - жить для других


3. Подготовка к анализу текста.

Сегодня на уроке речь пойдет о книге Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном».

Слайд 6– тема урока

Запишите в тетради на пропущенной строке тему урока.

( Эта книга о добре, красоте, о воспитанности, умении спорить, о любви к чтению, искусству…Она обращение к молодым, кому ещё предстоит учиться жизни. Это сборник мудрости. Она написана для того, чтобы показать, какими моральными  и нравственными качествами должен обладать духовно красивый человек. Это художественная публицистика.)

Эта книга Д.С.Лихачёва написана в жанре письма.


Слайд 7


4. Письмо как эпистолярный жанр обладает присущими ему характерными признаками.

Первый из этих признаков – форма непосредственного обращения автора к адресату (читателю, слушателю).

Второй признак – стремление автора побудить адресата к неотложным, активным действиям в связи с предметом выступления. 

 Виды писем бывают разные.

Первыйоткрытое письмо. Такого рода публикации характеризуются прежде всего ярко выраженным личностным характером, эмоциональностью, обращением к тем возможностям, которыми обладает адресат, к его поступкам, решениям.

Второй вид публикаций эпистолярного жанра – «Письмо без адреса», оно может быть адресовано уже не одному человеку, а всем гражданам страны.

Основная задача публикации в жанре письма - убедить адресата в правильности позиции автора, в необходимости действовать именно так, как он предлагает.


5. Повторение особенностей публицистического стиля речи: сфера употребления, цель, языковые средства, текстовые особенности.

(повторение сопровождается показом презентации)

Обобщим все нами сказанное

Слайд 8-9


6. Работа с текстом 


Итак, обратимся к тексту, который у вас на столах. Письмо пятнадцатое

(Чтение текста учителем или заранее подготовленным учеником).


___________________________

(1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? (2)А если гимнастка? (3)А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?
      (4)Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5)Это как в игре – холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!
     (6)На последнем вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. (7)Вот то же и с завистью. (8)Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.
      (9)Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
      (10)Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать. (11)Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. (12)Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. (13)Завидуете – значит, не нашли себя.

Д.С.Лихачёв 


  • Назовите текст. Определите тему (Ответы учащихся)

Слайд 10

Итак, тема указана в заглавии «Про зависть», причем Д.С. Лихачев использует разговорную предложную форму про. С какой целью?

(Быть ближе к читателю, понятнее ему)

  • Можно ли письмо назвать открытым? Почему?

Главная цель писателя – побуждение к действию, в призыве: развивайте свои способности, будьте самим собой, знайте о собственной неповторимости в окружающем мире (каждый человек по-своему ярок и талантлив, прекрасен и неповторим), и вы никогда не будете завидовать.

  • Что волнует автора? О какой проблеме он заставил задуматься нас?


Обратимся к такому понятию как проблема


Слайд 11 – проблема


ПРОБЛЕМА в литературном произведении - это ВОПРОС, который ставит писатель перед читателем.

Проблема формулируется в виде именного СЛС со связью УПРАВЛЕНИЕ -

(о проблеме зависти),

а также в виде вопросительного предложения

(учащиеся предлагают свои варианты)

(Почему возникает чувство зависти?)


Слайд 12 – разные категории проблем

Как вы думаете

  • К какой категории можно отнести проблему? (нравственная) 
    – Дадим определение проблемы

(важная, острая, злободневная, актуальная, серьезная, сложная, опасная) 

  • Что можно сказать о типе речи?

(Проблемный очерк строится по типу рассуждения) 
Докажите. Какой элемент композиции отсутствует?


Слайд 13



Здесь нет тезиса – так бывает текстах, если автор рассуждает об очевидных проблемах. Но есть вступление. С помощью какого синтаксического средства автор вступает в тему? Назовите. (вопросы – но не риторические)


Содержание письма и будет дальнейшей нашей работой. Сейчас вы получаете задания по рядам, работать будете в парах.


7. Работа по рядам


Слайд 14

Дифференцированные задания:

1 ряд – работа над сжатием текста

2 ряд – написание сочинения-рассуждения. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Завидуете – значит, не нашли себя».

3 ряд – работа с тестом


!!! Во время работы учащихся выключить экран (здоровьесберегающий фактор)


8. Проверка выполненных заданий


Слайд 15- задания к тесту ( приложение)

Слайд 16


Ответы к тесту

  • 1. возрастает, обжигающая

  • 2.завязанными, запрятанную

  • 3. чувство ужаса

  • 4. 4

  • 5. параллельная связь

  • 6. обжигающая опасность зависти

  • 7. 9

Слайд 17


9. Д/з 15.3 Как вы понимаете значение слова «ЗАВИСТЬ»?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое зависть?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.


Слайд 18

9. Используйте  пословицы и высказывания выдающихся людей для написания сочинения

В своей домашней работе вы можете использовать пословицы и высказывания выдающихся людей в качестве вступления или вывода


  • В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.

  • Добрый плачет от радости, а злой от зависти.

  • Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. (Св. Григорий Богослов)

  • Зависть – сожаление о чужом благе. (Плутарх)

Слайд 19


10. Итог урока

Заканчивая свои «Письма» молодому поколению, вступающему в жизнь, Лихачёв высказывает удивительную мысль: «В жизни надо иметь служение – служение какому-то делу. Пусть это дело будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен… А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас». Вернемся к нашему эпиграфу: «жить для других»… А зависть помогает жить для других?

…Это и будет предметом вашего сочинения-рассуждения дома


Слайд 20


11. Рефлексия


О ваших впечатлениях, полученных на уроке, выскажитесь, заканчивая эти предложения.

  • Урок заставил задуматься о …

  • Сегодняшний урок помог мне научиться…

  • Полученные на уроке знания пригодятся мне…


Просмотр содержимого документа
«Текст Лихачева»

______________________________



(1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? (2)А если гимнастка? (3)А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?
      (4)Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5)Это как в игре – холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!
     (6)На последнем вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. (7)Вот то же и с завистью. (8)Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.
      (9)Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
      (10)Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать. (11)Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. (12)Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. (13)Завидуете – значит, не нашли себя.

Д.С.Лихачёв 









_________________________________



(1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? (2)А если гимнастка? (3)А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?
      (4)Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5)Это как в игре – холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!
     (6)На последнем вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. (7)Вот то же и с завистью. (8)Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.
      (9)Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
      (10)Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать. (11)Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. (12)Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. (13)Завидуете – значит, не нашли себя.

Д.С.Лихачёв 



Домашнее задание


15.3 Как вы понимаете значение слова «ЗАВИСТЬ»?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое зависть?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.




  • В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.

  • Добрый плачет от радости, а злой от зависти.

  • Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. (Св. Григорий Богослов)

  • Зависть – сожаление о чужом благе. (Плутарх)














Домашнее задание


15.3 Как вы понимаете значение слова «ЗАВИСТЬ»?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое зависть?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.




  • В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.

  • Добрый плачет от радости, а злой от зависти.

  • Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. (Св. Григорий Богослов)

  • Зависть – сожаление о чужом благе. (Плутарх)


Просмотр содержимого презентации
«Про зависть-1»

Дмитрий Сергеевич Лихачёв  Если жить только для себя то от прожитого не останется и следа.  Если жить для других то другие сберегут то чему служил чему отдавал силы.   Д.С. Лихачев

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Если жить только для себя то от прожитого не останется и следа. Если жить для других то другие сберегут то чему служил чему отдавал силы. Д.С. Лихачев

Дмитрий Сергеевич Лихачёв  Если жить только для себя , то от прожитого не останется и следа.  Если жить для других , то другие сберегут то , чему служил , чему отдавал силы.   Д.С. Лихачев

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Если жить только для себя , то от прожитого не останется и следа. Если жить для других , то другие сберегут то , чему служил , чему отдавал силы. Д.С. Лихачев

Дмитрий Сергеевич Лихачёв  Если жить только для  себя , то от прожитого не останется и следа.  Если жить для  других , то другие сберегут то ,  чему служил ,  чему отдавал силы.   Д.С. Лихачев

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Если жить только для себя , то от прожитого не останется и следа. Если жить для других , то другие сберегут то , чему служил , чему отдавал силы. Д.С. Лихачев

Дмитрий Сергеевич Лихачёв  Если жить только для себя , то от прожитого не останется и следа.   Если жить для других , то другие сберегут то , чему служил , чему отдавал силы.   Д.С. Лихачев

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Если жить только для себя , то от прожитого не останется и следа. Если жить для других , то другие сберегут то , чему служил , чему отдавал силы. Д.С. Лихачев

Д.С.Лихачёв  «Письма о добром и прекрасном»  Письмо пятнадцатое.   Комплексный анализ текста

Д.С.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» Письмо пятнадцатое.

Комплексный анализ текста

Письмо как эпистолярный жанр Первый признак – форма непосредственного обращения автора к адресату (читателю, слушателю). Второй признак – стремление автора побудить адресата к неотложным, активным действиям в связи с предметом выступления.  Виды писем:

Письмо как эпистолярный жанр

  • Первый признак – форма непосредственного обращения автора к адресату (читателю, слушателю).
  • Второй признак – стремление автора побудить адресата к неотложным, активным действиям в связи с предметом выступления.

Виды писем:

  • открытое письмо
  • «письмо без адреса»
Основные признаки публицистического стиля речи:

Основные признаки публицистического стиля речи:

  • - логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность;
  • - выдвижение важной общественной проблемы, анализ и оценка возможных путей её решения;
  • - ярко выраженная авторская позиция;
  • - достоверность, точность фактов;
  • - общедоступность;
  • - смешение нейтральных и высоких, торжественных слов.
Сфера употребления публицистического стиля речи: общественно-экономические, политические, культурные отношения; Лексические особенности публицистического стиля речи:

Сфера употребления публицистического стиля речи:

  • общественно-экономические, политические, культурные отношения;

Лексические особенности публицистического стиля речи:

  • широкое использование общественно-политической лексики;
  • эмоционально окрашенные слова;
  • частицы, междометия;
  • несложные синтаксические конструкции;
  • риторические вопросы;
  • восклицания.
Д.С Лихачёв Письмо пятнадцатое «Про зависть»

Д.С Лихачёв

Письмо пятнадцатое

«Про зависть»

ПРОБЛЕМА в литературном произведении - это ВОПРОС, который ставит писатель перед читателем.   проблема зависти глав. сл. + завис. сл. (сущ. в Р.п.)  2 . в виде вопросительного предложения Почему возникает чувство зависти? чего? 1.

ПРОБЛЕМА в литературном произведении - это ВОПРОС, который ставит писатель перед читателем.

проблема зависти

глав. сл. + завис. сл. (сущ. в Р.п.)

2 . в виде вопросительного предложения

Почему возникает чувство зависти?

чего?

1.

философская проблема  нравственная проблема  социальная проблема  экологическая проблема и др.
  • философская проблема
  • нравственная проблема
  • социальная проблема
  • экологическая проблема и др.
Композиция текста

Композиция текста

Работа по рядам 1 ряд – работа над сжатием текста 2 ряд – написание сочинения-рассуждения Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Завидуете – значит, не нашли себя».

Работа по рядам

  • 1 ряд – работа над сжатием текста
  • 2 ряд – написание сочинения-рассуждения

Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Завидуете – значит, не нашли себя».

  • 3 ряд – работа с тестом
Выполните задания на основе прочитанного текста.

Выполните задания на основе прочитанного текста.

  • 1. Из предложений 6-8 выпишите слова с чередующейся гласной в корне.
  • 2. Из предложений 6-10 выпишите причастия, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Две буквы НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени».
  • 3. Замените словосочетание «ужасное чувство» (предложение 9), построенное на основе согласования, синонимичным со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
  • 4. Укажите количество грамматических основ в предложении 10.
  • 5. Каков способ связи предложений (9-13) в тексте.
  • 6. В предложениях 6-10 найдите и выпишите метафору.
  • 7. Среди предложений 9-13 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответы

Ответы

  • 1. возрастает, обжигающая
  • 2. завязанными, запрятанную
  • 3. чувство ужаса
  • 4. 4
  • 5. параллельная связь
  • 6. обжигающая опасность зависти
  • 7. 9
Домашнее задание

Домашнее задание

  • 15.3 Как вы понимаете значение слова «ЗАВИСТЬ»?
  • Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое зависть?» , взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Используйте пословицы и высказывания выдающихся людей при написании сочинения

Используйте пословицы и высказывания выдающихся людей при написании сочинения

  • В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
  • Добрый плачет от радости, а злой от зависти.
  • Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. (Св. Григорий Богослов)
  • Зависть – сожаление о чужом благе. (Плутарх)
Дмитрий Сергеевич Лихачёв  Если жить только для себя, то от прожитого не останется и следа.  Если жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.   Д.С. Лихачев

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Если жить только для себя, то от прожитого не останется и следа. Если жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы. Д.С. Лихачев

Рефлексия

Рефлексия

  • Урок заставил задуматься о …
  • Сегодняшний урок помог мне научиться…
  • Полученные на уроке знания пригодятся мне…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Добренькая Елена Геннадьевна

Дата: 07.04.2015

Номер свидетельства: 198520

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) ""Русское чаепитие и сложноподчинённые предложения" "
    ["seo_title"] => string(60) "russkoie-chaiepitiie-i-slozhnopodchinionnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "112513"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408712529"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) ""Русское чаепитие и сложноподчинённые предложения " "
    ["seo_title"] => string(62) "russkoie-chaiepitiie-i-slozhnopodchinionnyie-priedlozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "112514"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408712950"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Разработка урока по английскому языку 8 класс на тему: "Желтая пресса" "
    ["seo_title"] => string(74) "razrabotka-uroka-po-anghliiskomu-iazyku-8-klass-na-tiemu-zhieltaia-priessa"
    ["file_id"] => string(6) "205315"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429861135"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства