Просмотр содержимого документа
«« Комплексный анализ текста» (подготовка к ОГЭ по русскому языку). 9 класс.»
Тема урока: « Комплексный анализ текста» (подготовка к ОГЭ по русскому языку). 9 класс.
Цели урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю; совершенствование навыков правописания.
РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, тем,что после изучения всех тем мы переходим к обобщению и подготовке к сдаче экзаменов.. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, - все повторить ,вспомнить ранее изученное ,т.е. хорошо подготовиться к сдаче ГИА. Какие умения помогут это сделать? Конечно, это и умение написать сжатое изложение, и сочинение в жанре рассуждения, и орфографическая и пунктуационная грамотность. А сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста, что вам и предстоит сегодня сделать. Ключевыми на уроке будут следующие понятия:
Текст,Тема текста,Проблема текста,Стиль текста,Тип речи
Основные орфограммы (правописание безударных гласных, чередующихся гласных, приставок)и пунктограммы
Ваше домашнее задание к уроку – повторить эти ключевые понятия, а так же основные орфограммы и пунктограммы. Проверка домашнего задания будет осуществляться на уроке по мере выполнения заданий.
А в качестве эпиграфа к уроку предлагаю всем нам известные слова Н.В.Гоголя: « Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его». И ещё хочется прочитать замечательное высказывание Марины Цветаевой: « А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество».
Хотелось бы, чтобы на сегодняшнем уроке вы тоже почувствовали себя творцами.
2. Слово учителя о В.М.Пескове.
Работать сегодня мы будем с текстом В.Пескова. И в ближайшие 40 минут он будет находиться под нашим «лингвистическим микроскопом».
Василий Михайлович Песков родился в 1930 году в Воронежской области; писатель, журналист, путешественник и ведущий телевизионной программы «В мире животных» с 1975 по 1990 год. Свои книги он посвящает героическим судьбам людей, родной природе. Песков радуется всему окружающему: встрече с человеком, вечерней зорьке, птице в зелёном лесу. Никто и ничто не ускользнёт от внимательного взора художника, всё рождает в нём волну преданности, признательности и любви к простым людям, родному краю.
3. Представление текста «Бескорыстие».
Перед вами рассказ В.М.Пескова, познакомимся с текстом. (Чтение текста вслух учителем).
4. Работа с текстом: комплексный анализ.
Докажите, что данный отрывок является текстом. Что такое текст?( Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.)
( Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность.)
2.Определите тему текста(Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится). (Об одной из лучших человеческих черт – бескорыстии.)
Бескорыстие – отсутствие корысти, жадности к имуществу, нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе.
- Подберите синонимы к слову бескорыстный (благородный, великодушный).-слова одинаковые по написанию и произн.но разные по лексич.значению.
- Найдите в тексте антоним к этому слову (Корысть).
- Бескорыстие – это когда человек делает доброе дело незаметно, не ради признания и наград. Как хорошо об этом сказано у Риммы Казаковой: «Как часто вся награда за труды – сознание исполненного долга».
Десятки тысяч доноров безвозмездно отдают свою кровь, чтобы спасти жизни незнакомых им людей.
Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.
3). Итак, перед нами рассуждение о человеческом бескорыстии. В каких словах заключена главная мысль этого рассуждения? ( …хороших людей больше, чем плохих. И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего).
- Почему автор так подробно описывает случай из детства? (Он получил яркий жизненный урок).
- Какой нитью связывает Песков это повествование о детстве с рассуждением о подвигах людей в годы войны? (Уверенностью в том, что хороших людей больше).
- В чём красота бескорыстия? Найдите в тексте предложение, содержащее в себе этот вывод. (Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.)
4). К какому стилю речи относится текст?. (Публицистический.
Во-первых, текст рассказывает о прекрасной человеческой черте – о бескорыстии, т.е. поднимает важную для нас проблему.
Во-вторых, в тексте ярко выражена авторская позиция. Автор на ярких примерах убеждает нас в том, что хороших, бескорыстных людей больше, чем плохих.
В-третьих, в тексте используются как нейтральные слова (книжка, умывальник, просидел), так и торжественные (бескорыстие, нравственность, бескорыстное служение Родине, измождённый блокадой). Так происходит потому, что автор рассказывает о разных сторонах жизни народа: о серьёзных и значительных и о бытовых, обычных.
- Какова сфера употребления публицистического стиля? ( Это общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах.
- Какие стилевые черты публицистического стиля вы можете назвать? ( логичность, образность, эмоциональность, призывность, страстность, общедоступность).
5). Какой тип речи представлен в этом тексте? (Повествование с элементами рассуждения)
( Во-первых, здесь сообщается о событии из жизни писателя, на первый план выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета. Это характерно для повествования.
Во-вторых, в нём доказывается, объясняется мысль о том, что хорошо, когда человек делает доброе дело незаметно, не ради почестей. А это характерно для текста-рассуждения).
6). А сейчас перейдём к выполнению заданий по тексту. См.приложение
1). Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
а) Хороших людей больше, чем плохих;
б) Корыстный человек свою жизнь ценит превыше всего;
в) Люди совершают героические поступки не ради почестей и наград;
г) Наша победа в минувшей войне добыта силой оружия.
Найдите в тексте предложение, подтверждающее ваш выбор(56).
2) Среди предложений 15 – 25 найдите сложноподчинённое предложение. (15).
- Запишите его в тетрадь, составьте схему, определите тип придаточных.
(Обстоятельственное, времени) Схему на доске (Изъяснительное)
(Когда мы сели в вагон дачного поезда), [все сразу заметили], (какое сокровище я везу).
- Как называется такое подчинение? (параллельное).
- Какие ещё типы подчинения вы знаете? (Однородное, последовательное).
3). Среди предложений 31 – 37 найдите предложение с обособленным обстоятельством.(36)
- Чем выражено обособленное обстоятельство? ( Деепричастным оборотом).
7). Запись текста и работа с ним.
- Выпишите из предложений с 51 по 53 слова с пропущенными орфограммами ,объясните написание.
- Какие орфографические правила вспомнили, вставляя пропущенные буквы?
8). Назовите сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями. Какие знаки препинания поставили? Почему? (52) ( обособленные определения, вторая часть имеет значение пояснения).
- Назовите грамматическую основу из второй части предложения. (Другие умирают).
- Чем выражено подлежащее? ( Местоимением в роли существительного).
9). Объясните пунктуацию 53 предложения (обособленное распространённое приложение, стоящее в конце предложения, выраженное именем собственным).
10). Укажите ошибочное суждение: А-
а) В слове ЖИТЬ первый звук твёрдый;
б) В слове ДВАДЦАТЬ мягкость согласного [ т ] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
в) В слове ПРОСИДЕЛ гласная И является проверяемой.
г) В слове ДРУГИЕ букв столько же, сколько звуков.
11). Выполняем задание теста А
1-в. – Из предложений 22 – 41 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного ( исчезла, испуганно, раздеваясь, развернули).
2-в. – Из предложений 46 – 50 выпишите слово, в котором правописание –НН- и –Н- определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, имеющих при себе приставку или зависимое слово, пишется –НН-» (подтверждённая).
1-в. - Укажите способ связи в словосочетании память о людях (предложение 48) (управление), замените его синонимичным словосочетанием со связью согласования (людская память).
2-в. – Укажите способ связи в словосочетании человеческий облик (предложение51), (согласование), замените его синонимичным словосочетанием со связью управления (облик человека).
12). Повторение «Изобразительно-выразительные средства языка».
А теперь поговорим о изобразительно-выразительных средствах, которые использовал автор в тексте. Выполним следующее задание: вставьте на место пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка:
« В своём рассуждении В.Песков прибегает к различным средствам выразительности, среди которых есть синтаксические, такие как: __________ ( предложения 39 – 45) и _________ (предложения 59 – 62). А разговор с отцом автор оформляет в виде _________ (предложения 31 – 34).
Гипербола - это
Парцелляция
Фразеологизм
Диалог
Цитирование
Ряды однородных членов (Парцелляция-это такое членение предложений,при кот.содержание высказывания реализуется не в отдной ,а в нескольких речевых единицах.Характерно отрывистое произнесение таких предложений)
5. Итог урока.
- Удалось ли нам добиться цели урока?
- Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки.
- Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на практике.
Продолжили подготовку к итоговой аттестации в новой форме.
6. Домашнее задание: упр. 240. Оценки
Завершая урок, хочу прочитать вам стихотворение Марка Лисянского, которое перекликается с содержанием текста, по которому мы работали.
БЕСКОРЫСТИЕ.
Какое это счастье поделиться Сокровищами собственной души, Кто жизнью обделен,— воздать сторицей, Друзьям отдать последние гроши.
Преподносить любимой незабудки, Слать песни, словно вести в города, И, не теряя ни одной минутки, Спешить туда, где горе и беда.
Дороже бескорыстие на свете, Чем золото, и сталь, и серебро... Не жди добра, чтоб на добро ответить, А сам неси во все концы добро.
Дарить и отдавать—какое счастье, Жить, ничего от мира не тая, Не думая о том, что соучастье В чужой судьбе - обязанность твоя.
- Помните этот призыв, чтобы никогда в душе не поселилось чувство вины перед близкими и родными.