- Посмотрите внимательно на записанные слова и скажите, какая орфограмма их объединяет? Как она называется?
- А все ли согласные проверяемые?. Подберите проверочные слова к записанным, выделите орфограмму.
- А сейчас к слову лестница запишите однокоренные слова, а ученик 2 найдет в “Словообразовательном словаре” это слово и посмотрит, какие там даны однокоренные слова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Посмотрите внимательно на записанные слова и скажите, какая орфограмма их объединяет? Как она называется?
- А все ли согласные проверяемые?... Подберите проверочные слова к записанным, выделите орфограмму.
- А сейчас к слову лестница запишите однокоренные слова, а ученик 2 найдет в “Словообразовательном словаре” это слово и посмотрит, какие там даны однокоренные слова.
III. Проверка домашнего задания.
1. Словарное слово лестница есть и в предложении, которое вы дома разобрали синтаксически. Сейчас мы проверим разбор этого предложения с помощью сигнальных карточек, а пока:
а) ученик 3 и ученик 4 выйдут к доске и вставят пропущенные буквы в слова из домашнего упражнения 247:
уд.вительный
нож.
красн.й
резинов.й
чудес.ых
фу.больный;
кожан.й
б) ученик 5 запишет слова с обозначенными квадратными скобками гласными звуками
(кр[а]сн[ы]м, б[ы], к [а]к).
Проверка синтаксического разбора предложения с помощью сигнальных карточек.
На чердак вела крутая лестница.
- Какую характеристику предложения вы написали?
2. Фронтальный опрос.
- Что ученик 5 выделил квадратными скобками?.. Из чего состоят гласные звуки? Так как же на письме указываются звуки, чтобы отличить их от букв?
IV. Изучение нового материала.
Любознайка:
- Так какую же новую тему мы будем изучать?
- А ты попытайся сама ответить на этот вопрос. На какие группы делятся все звуки?.. Какие мы уже изучили?.. Значит, сегодня изучаем,,,
Любознайка:
- Согласные!
Верно. Запишите в тетрадь новую тему урока: “Согласные звуки”.
Вам надо научиться отличать их от гласных и познакомиться с образованием согласных звуков.
Любознайка:
- Если в русском языке 6 согласных звуков, то сколько гласных?
- 36!
Любознайка:
- О! Это много! Больше, чем гласных! Мы знаем, что когда произносим гласный звук, то воздух проходит через рот свободно.
Например: а, о, у. А как образуются согласные звуки?
- Давайте вместе это выясним. Произнесите за мной: м, п, р, х, к, л. Что вы можете сказать? (Воздух во рту встречает препятствия, и от этого получается шум.) Значит, в каждом согласном есть шум.
- А теперь всмотритесь в “лесенку звучности” и вы найдете там все 36 согласных звуков.
Шумные глухие согласные: п, п, ф, ф, к, к, т, т, с, с, ш, ш, х,х,, ц, ч.
- Ни один из них не “перепутаете” с другими, потому что каждый согласный имеет признаки, которые отличают его от остальных 35 звуков.
Любознайка:
- Понимаю. Это – как в классе. Учеников много, но они не похожи друг на друга. И учитель легко узнает каждого. Интересно, сколько же у согласных звуков признаков, которыми они могут различаться?
- Прежде всего, как мы уже знаем, согласные бывают шумными, а шумные – звонкими и глухими (об этом подробнее будем говорить на следующем уроке). Еще выделяется отдельный признак: согласные, которые называются сонорными. Это такие согласные, где голос преобладает над шумом. Давайте произнесем их хором.
- Эти звуки, как и согласные, можно “тянуть”, а при желании даже петь.
Любознайка:
- Даже петь согласные звуки? Можно я попробую?
- Конечно!
Любознайка:
Вечерний звон-н-н,
Вечерний звон-н-н,
Как много дум-м-м,
Наводит он-н-н.
- Здорово! Получается! Так, значит, согласные звуки бывают сонорными и шумными, а шумные – звонкими и глухими, т.е. они отличаются тем, насколько в образовании согласных участвуют голос и шум. И все? Больше ничем не отличаются друг от друга.
- Нет, почему же. Есть еще отличия. Например, различаются по месту образования шума: бывают грубыми и язычными.
губные – м, м, б, б, ф, ф, п, п.
- Больше язычных. Но есть переднеязычные: д, т, н, з, с…, есть заднеязычные: г, к, х.
Любознайка:
- Как сложно, но интересно!
- Другие отличия мы узнаем на следующих уроках. А сейчас еще добавлю, что звук Р называют дрожащим.
Любознайка:
- А почему?
- Произнесите его и скажите, почему его так называют? (Язык дрожит)
Любознайка:
- Наверное, этот звук по способу образования самый трудный, не случайно многие дети его не выговаривают. Вместо “трава” говорят “тлава”, “ворона” - “волона”.
- Правильно. Садись, Любознайка, на место и послушай с другими ребятами отрывок из рассказа Драгунского “Заколдованная буква”.
(Читается отрывок из рассказа из книги Драгунского “Заколдованная буква”.)
- Дети заменили трудный для них [ш] зв. [с], [ф], [х], а не какими-то другими. Чем же эти звуки похожи на [ш]? (По способу образования: глух., присвистывают).
Работа с учебником.
- Прочитайте материал на стр.109.
- Что вы еще добавите к прочитанному?
V. Закрепление изученного материала.
1. Запись: балка – палка; Назовите разные согласные звуки в
сон – тон; данных парах слов.
мы – вы;
2. Работа с рисунками учебника (упр.251).
- Назовите слова, обозначающие нарисованные предметы. Благодаря каким гласным и согласным мы различаем по смыслу 1 и 2 слова?... 3 и 4?
- Подберите свою пару слов. (Угол - уголь).
3. Характеристика звуков.
Загадки – шутки:
1) Что находится в начале книги? (к – согл., шум., заднеяз.).
2) Что у зайца позади, а у цапли впереди (ц – согл., шум., переднеяз.).
3) Что стоит посередине земли? (м – согл., сон., губн.).
4. Скороговорки.
- Скороговорки помогают овладеть произношением некоторых звуков, в медленном темпе, затем – в обычном, потом – в ускоренном темпе, стараясь не допускать ни одной ошибки.
(На партах лежат карточки со скороговорками).
Индивидуально: прочитать ребус – скороговорку:
ре
ве
дво
тра
Запишите по памяти эту скороговорку.
5. – А сейчас прочитаем стихи О. Селовинского.
Пара баранов
- Читая это стихотворение, мы как будто в самом
Била
деле слышим барабанную дробь. Этот поэт
Бурю.
достигает повторения звуков б и р.
Пара баранов
Била
Бой.
- Как называется такой прием? (Звукоподражанием).
- Запишите это стихотворение по памяти.
6. Звуковые повторы.
- Дома нужно было выучить четверостишия, в которых можно установить какой характер носит звукоподражание, с помощь. повтора каких согласных это достигается, надо было изобразить эти согласные.
а)
Полночною порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шумят камыши. К.Бальмонт
([ш] напоминает шуршание камыша).
б)
Две сороки стрекочут, сидя на дубе: - Скоро ли, старая, бурю встречать? - Не стара я, сестрица, не стара! Желудь сорвался с дуба и сердито пробубнил: - Буду бить вас обеих, белобоких! Буду бить белобоких! Донченко.
(Повторение [с], [т], [р], [к] напоминает стрекотание сорок, а повторение [б] – звук падения желудя на землю).
в)
Ветер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Буря близко. В берег бьется Чуждый чарам черный челн. К.Бальмонт.
(Вой ветра – [а], удары волн о берег - [б], [р], шуршание волн [ч]).
г)
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Ф.И.Тютчев.
(Р, б, гр. – раскаты грома).
д)
Сухие листья, сухие листья Под тусклым взором кружат, шуршат. Кружась, что шепчут, что говорят? В. Брюсов.
([c], [х], [ш] – шелест листьев) .
7. Резерв времени: упр.257.
VI. Итог урока.
- На какие группы делятся звуки? Как образуются согласные звуки? Какие признаки они имеют?