Урок русского языка в 6 классе Тема урока: «Какие слова называются местоимениями» Цель урока: Знать: основные признаки местоимения как части. Уметь: определять признаки местоимений, находить местоимения в тексте, определять роль местоимений в тексте; правильно их употреблять в речи. Воспитывать: любовь к русскому языку. Тип урока: усвоения новых знаний Технология: критическое мышление Оборудование: компьютер, раздаточный материал, учебник для 6 класса под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львова ХОД УРОКА 1Психологический настрой. Учитель, войдя в класс: - Здравствуйте, садитесь. После небольшой паузы. - Здравствуйте!- Что особенного тем мы друг другу сказали? Просто "здравствуйте", больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? (В. Солоухин). - Вот что может сделать обыкновенное приветствие: прибавит настроения, счастья, радости - легче будет учиться. Так хочется, чтобы настроение это не испортилось до конца урока. Будем надеяться на это. Эпиграф : Я о себе такого мнения : Огромна роль……………..! Я делу отдаюсь сполна – Я заменяю имена! П. Объяснение новой темы Учитель: Ребята, сегодня мы с вами продолжаем изучать раздел «Морфология». Откройте тетради и запишите число , а тему урока определим чуть позже. Стадия «Вызов» . На доске записаны Части речи (самостоятельные) Части речи 1.Имя существительное 2.Имя прилагательное 3.Имя числительное 4…..????? 5.Глагол (причастие, деепричастие) 6.Наречие - Какая часть речи под номером 4? Работа по эпиграфу к уроку: Я о себе такого мнения : Огромна роль МЕСТОИМЕНИЯ! Я делу отдаюсь сполна – Я заменяю имена! - Для того чтобы хорошо усвоить тему, нам с вами придется поработать. Целеполагание. -А какова будет цель нашего урока? (Учащиеся ставят цели урока) -Чтобы урок был более эффективным, мы с вами сначала определимся, кто на какой ступеньке находится по знаниям о местоимении. (Ребята для себя отмечают 1,2,3 ступень своих знаний по теме урока «Лестница успеха») 1) Что мне известно по данной теме 2)Что узнал (а) Стадия «Осмысление» Учитель: теперь давайте проанализируем выполненную вами работу (опрос учащихся). - А теперь их сравним с тем, что мы нового узнали сегодня о местоимении. Откройте учебники на странице 268, прочитайте текст упражнения 664. Впишите недостающий материал. Ребята, а как вы думаете, какую синтаксическую роль могут выполнять местоимения? ( Подлежащее, определение, дополнение). 2.Практикум (включаем компьютер, песенка Винни-Пуха из мультфильма) Задание 1.Прослушайте песенку Винни-Пуха, сочиненную поэтом Б. Заходером. Найдите местоимения. На днях, не знаю сам зачем, Зашел я в незнакомый дом, Мне захотелось Кое с Кем Потолковать о том, о сем. Я рассказал им, что, когда И почему и отчего, Сказал, откуда и куда, И как, и где, и для чего; Что было раньше, что потом, И кто кого, и что к чему, И что подумали о том, И если нет, то почему! Когда мне не хватало слов, Я добавлял то «ах», то «эх», И «так сказать», и «будь здоров», И «ну и ну», и «просто смех»! Когда ж закончил я рассказ, То Кое-Кто спросил: «И все? Ты говорил тут целый час, А рассказал ни то, ни се!» Задание 2. Прочитайте о разрядах местоимений (стр.271 учебника)Определите разряд местоимений из песенки Винни-Пуха. Задание 3 Учитель: Я сейчас буду читать вам фрагмент из сказки Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес». В этом стихотворении много местоимений, а ваша задача выписать их и определить разряд (1 ученик работает у доски). Я знаю, с ней ты говорил И с ним, конечно, тоже. Она сказала: «Очень мил, Но плавать он не может». Здесь побывали та и тот (Что знают все на свете). Но, если б делу дали ход, Вы были бы в ответе. Работа в группах. | 2)Что узнал (а) | Задания для 1 группы Вставьте вместо пропусков местоимения. 1.Когда в товарищах согласья нет, На лад .... дело не пойдет, И выйдет из .... не дело, только мука. (то, него) 2. Жил-был старик, и было у ….. три сына. Младшего …. Иванушкой-дурачком звали. ( него, все) 3. Пустил стрелу старший брат. Упала …… на боярский двор, и подняла ….. боярская дочь. Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к богатому купцу во двор. Подняла ….. купеческая дочь. (она, ее, ее) 4. В давние времена жил в одном городе портной. Придёт к ….. заказчик, принесёт два аршина сукна и скажет: - Эй, портной! Сшей-ка ….. хороший бешмет. Посмотрит портной: мало сукна на бешмет. А всё-таки не откажется. А заказчик и не поблагодарит …… . (нему, мне, его). Задания для 2 группы Вставьте вместо пропусков местоимения. 1. Жил в одной деревне старик с двумя сыновьями. Пришла …. пора помирать. Позвал …… сыновей и говорит: - Мои дорогие дети, я оставляю ….. наследство. Но не наследством ….. будете богаты. Дороже денег, дороже добра три совета. Будете …. помнить - проживёте в достатке всю жизнь. ( ему, он, вам, вы, их) 2. Когда-то в одном ауле жил-был дровосек. Приехал …. однажды в лес. Рубит дрова, песни поёт. Вдруг из тёмной чащобы вышел к …. навстречу леший. ( он,нему) 3. Тяжело …. было растить и кормить детей, но …. всех …. и вырастил, и выкормил, и обучил. Все …. стали искусными, умелыми и ловкими. (ему, он, их, они) 4. К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, цены не зная .... , Невежда про .... свой толк все к худу клонит. (ей, нее) Задания для 3 группы. Творческие задания. Исправьте текст: замените повторяющиеся имена существительные подходящими местоимениями. Барсук – осторожный зверь. Охотится барсук ночью. Поэтому днем увидеть барсука нелегко. Норы барсука глубокие. Задания для 4группы. Исправьте грамматические ошибки в данных предложениях (на доске). Запишите предложения в исправленном виде. 1.Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него снять шкуру. 2.Гусь среди их был самый старый и степенный. 3.Мы ходили на пруд, где росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок. 4.Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии. -И в конце нашего путешествия я хочу обратить ваше внимание на неограниченные возможности местоимений при составлении различных головоломок. 2.5.Устное упражнение. Работа в парах 1. Какие два местоимения мешают движению на дорогах? 2.Сколько личных местоимений в слове семья? 3. Из какого местоимения, если к нему прибавить «сто», можно испечь пирог? 4.За какое местоимение можно спрятать букву Ц, чтобы получилось животное из породы грызунов? 5. Когда руки бывают чистыми? 3.Стадия «Рефлексия» - Итак, что вы узнали сегодня на уроке? - Остались ли у вас вопросы по данной теме? - Какая часть урока показалась наиболее важной? Почему? - Что было трудным? Почему? - Что нужно сделать, чтобы эти трудности не возникали? Учитель: Итак, кто на какой ступеньке находится по знаниям о местоимениях, после нашего урока?. (Ребята для себя отмечают 1,2,3 ступень своих знаний по теме урока «Лестница успеха») Был(а) на 1, вышла на 2,3 ступень. Домашнее задание: 1Выучить правила (параграф 55,56) 2.Выполнить упр.669, стр.270. | | |