правильно писать заимствованные слова, уместно употреблять их в речи.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Актуализация изученного на основе проверки домашнего задания. | 1. Проверка упр. 264 со сменой ролей: один ученик читает фразеологизм, называет имя другого ученика, который объясняет значение этого фразеологизма. Отвечающий читает любой из понравившихся фразеологизмов, адресуя его следующему ученику, и т.д. Взаимопроверка письменной части домашнего задания. 2. Прослушивание 1–2 сообщений «Что я знаю о фразеологизмах» (упр. 262), устное рецензирование. 3. Прослушивание сказок о лентяе и труженике с использованием фразеологизмов . | Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию. |
III. Постановка основного вопроса урока. | 1. Переход к теме урока. – Фразеологизмы, которыми мы с вами занимались, – это выражения, живущие в языке, как правило, не одно столетие в совершенно неизменном виде. Как вы думаете, а происходят ли вообще изменения в составе русского языка? С чем они могут быть связаны? (Ученики предлагают свои версии изменений в языке и их причины.) 2. Работа в рубрике «Определяем проблему урока». Материал для наблюдений лучше вывести на слайд с помощью компьютера или воспользоваться презентацией. Учитель во время беседы опирается на задания и вопросы, предложенные в учебнике. Методическая рекомендация. Ученикам ещё из начальной школы знакомы некоторые термины греческого происхождения, включающие корни -фон- и -пол-, поэтому задание не представляет большой сложности. Важно увидеть закономерность, по которой можно относить слова к тому или иному языку. Проблемный вопрос должен носить обобщающий характер: из каких языков заимствуются слова и по каким признакам это можно определить? 3. Наблюдение по учебнику (упр. 275) за фонетическими, грамматическими и структурными особенностями выделенных слов. Ученики делают предположение о происхождении выделенных слов, приводя доступные им аргументы (неизменяемое слово фойе, два немецких слова в составе слова бутерброд и др.). | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. |
IV. Открытие новых знаний. | 1. Изучающее чтение текста о заимствованиях в русском языке (упр. 273). Сравнение полученной информации со своими предварительными выводами. 2. Чтение текстов в рамках. Обобщающая беседа на понимание содержания: – Назовите ключевые слова урока. – Чем отличаются заимствованные и освоенные слова? – Приведите пример заимствованного слова, а затем заимствованного освоенного слова (музыка – музыкант, бутерброд – бутербродное). 3. Изучающее чтение текста (упр. 273, 276) о заимствованиях из разных языков в разные эпохи. Ученики работают по заданиям к тексту в группах (парах): составляют план текста, называют этапы. Примерный вариант плана: 1) Слова из старославянского языка (с IX в.). 2) Слова из финского, тюркского, греческого языков (XI–XIV вв.). 3) Слова из немецкого, французского, польского языков (XVIII– XX вв.) 4. Совершенствуются навыки работы с толковым словарём или словарём иностранных слов по извлечению информации о значении и особенностях слов. Работа в группах по четыре человека над одним из слов по плану: 1) Значение слова. 2) Из какого языка заимствовано. 3) Особенности слова (произношение, изменение). 4) Однокоренные слова. Затем каждая группа представляет результаты своей работы, делает вывод. | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из словарей. 2. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим). 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять план). Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (работа в группах, парах). |
V. Развитие учебноязыковых и речевых умений. | Работа над гуппой слов. Развивать умение выявлять тематические группы заимствованных слов. Можно провести работу в группах. Результаты сравниваются. Из французского языка: искусство (театр), музыкальные инструменты, блюда, военное дело. Из итальянского языка: музыка. Из немецкого языка: производство, военное дело. Из английского: морское дело, спорт, блюда (еда). Выполняется письменно, особое внимание обращается на правописание слов с орфограммами-непроверяемыми буквами гласных в корне. Словарно-орфографическая работа со словами в рамках: фойе, вестибюль, дизайн, дизайнер, каникулы, балет, театр, партер, сувенир, экспонат. Дети самостоятельно придумывают задание для словарной работы. Упр. 275 – развивается умение объяснять значение заимствованных слов через синонимы, правильно писать заимствованные слова. Проводится также в группах (можно использовать толковые словари или словари иностранных слов). Взаимопроверка орфографической записи слов с подчёркиванием орфограмм. Коллективное обсуждение. | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. 2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 3. Извлекать информацию из словарей разных типов. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (работать в группах). 3. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль. |
VI. Итог урока. | – По каким признакам можно «узнать» заимствованные слова? Тематические группы: музыка, искусство (живопись, театр), спорт, военное дело, блюда; корни (поли, фон), несклоняемые слова (фойе, шоссе, рагу, пюре, жюри, сопрано), сочетания гласных в середине слова (фойе, репертуар, рояль, виолончель, браунинг, чемпион). – Запишите эти признаки как ключевые слова. (Тематические группы, корни слов (-поли-, -фон-), несклоняемые слова, сочетания гласных.) – Из каких языков и когда возникли в русском языке заимствования? – Что удалось на уроке, было самым интересным? – Какие трудности встретились? – Что помешало при выполнении задания? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? – Дайте самооценку своей работы (по желанию, т.к. изучался новый материал). | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы. |
VII. Домашнее задание. | 1. Найти в учебниках по разным предметам (географии, истории, литературе, математике) заимствованные слова. Проверить себя по словарю. 2. Подготовиться к словарному диктанту (по материалам упр. 273–275). | |