kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как части речи становятся членами предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

  • Образовательные.

Познакомить учащихся с новыми правилами о словах-частях речи в предложении, с разницей в количестве слов и членов предложений.

Повторить изученное о слове, о предложении.

Совершенствовать умение решать орфографические задачи сразу по ходу письма.

  • Воспитательные.

Воспитывать любовь к предмету, к родному языку, трудолюбие, аккуратность.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, формировать умение правильно организовывать свою учебную деятельность.

Формировать умение работать в коллективе.

  • Развивающие.

Развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, речь.

Формировать умение рассуждать, делать выводы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как части речи становятся членами предложения»

Учитель начальных классов - Ипатова Анна Юрьевна

Тема: «Как слова – части речи становятся членами предложения?»

Задачи урока:

  • Образовательные.

Познакомить учащихся с новыми правилами о словах-частях речи в предложении, с разницей в количестве слов и членов предложений.

Повторить изученное о слове, о предложении.

Совершенствовать умение решать орфографические задачи сразу по ходу письма.

  • Воспитательные.

Воспитывать любовь к предмету, к родному языку, трудолюбие, аккуратность.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, формировать умение правильно организовывать свою учебную деятельность.

Формировать умение работать в коллективе.

  • Развивающие.

Развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, речь.

Формировать умение рассуждать, делать выводы.


Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемно-поисковый; исследовательский.

Формы познавательной деятельности учащихся: групповая, фронтальная.

Средства обучения: учебник М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко "К тайнам нашего языка. 3 класс", тетрадь, презентация на мультимедиа.

УУД: Личностные: действие смыслообразования, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

Регулятивные: коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Познавательные: построение речевых высказываний в устной и письменной форме; построение способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Этапы

Ход урока

Примечание

I.Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Оксана Юрьевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Проверьте, все ли готово к уроку.

Тетрадь, учебник, ручка, карандаш, ластик, линейка. Все на месте? Очень хорошо. Теперь настроились на работу, слушаем внимательно.

1 мин

II.Актуализация знаний





























Минутка чистописания
























Посмотрите на доску. Что вы видите?

Ученик: Словосочетания.

(Зимний денек, чудесная погода, легкие снежинки, веселый снеговик, играть в снежки, кормушки для птиц.)

Учитель: Хорошо. Составьте предложение с каким-нибудь одним из этих словосочетаний.

Ученик: (Предлагают свои варианты)

Учитель: У вас получились отличные предложения. А теперь давайте запишем одно интересное предложение, очень похожее на ваши.

Итак, открываем тетради и записываем сегодняшнее число. Но, чтобы правильно все написать, послушайте стихотворение и делайте все так, как услышите.


Я тетрадочку открою

И с наклоном положу,

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу. (Показываю)

Сяду прямо, не нагнусь,

За работу я возьмусь.


Молодцы, сидим прямо, ножки вместе, уголок тетради должен смотреть в живот.

Записываем: Шес-то-е фев-ра-ля, точка.
Кла-сс-на-я ра-бо-та, точка
.

А теперь запишем предложение, которое вы видите на доске. Но для начала давайте прочитаем его.

Ученик: Легкие снежинки падают на землю.

Учитель: Записываем: Лег-ки-е сне-жин-ки па-да-ют на зем-лю, точка. Теперь подчеркиваем члены предложения.

Итак, ребята, мы с вами записали предложение.

Из чего состоит предложение?

Ученик: Предложение состоит из слов.

Учитель: Верно. Ребята, а каждое слово – это?

Ученик: какая-либо часть речи.

Учитель: Какие части речи вы знаете?

Ученик: Существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз, частица.

Учитель: А на какие две группы мы можем разделить названные части речи?

Ученик: Самостоятельные и служебные.

Учитель: Какие части речи относятся к самостоятельным?

Ученик: Существительное, прилагательное, глагол, местоимение.

Учитель: А к служебным?

Ученик: Предлог, частица, союз.

Учитель: Отлично, давайте сейчас с вами определим, какими частями речи являются слова в нашем предложении.

Ученик выполняет задание: Легкие – прилагательное, снежинки – существительное, падают – глагол, на – предлог, землю – существительное.

Слайд 1

7 мин




























Слайд 2























Слайд 3


III.Сообщение темы



IV.Изучение нового


















































Физкультминутка





















































V.Первичное закрепление

















VI.Закрепление изученного

Учитель: Все правильно, молодцы. И сегодня на уроке мы с вами узнаем, как слова-части речи становятся членами предложения.

Слова-части речи дружат, они связаны. И каждое предложение – это как будто семья. Ребята, а у вас большая семья? Каких членов семьи вы можете назвать?

Ученик: Мама, папа, брат, сестра…

Учитель: Замечательно, а теперь давайте вернемся к предложению. Какой мы вывод можем сделать?

Ученик: Слова-части речи являются членами предложения.

Учитель: Верно.

Итак, откройте учебник на странице 32. Сейчас мы с вами прочтем важное сведение в розовой рамке.


Соединяясь друг с другом для выражения мысли, вступая для этого в предложение, слова становятся членами предложения.

Но каждый член предложения остается словом, которое относится к какой-нибудь части речи. Поэтому о любом члене предложения обычно говорят, какой частью речи он выражен.


Теперь мы можем говорить, что каждый член предложения ВЫРАЖЕН какой-либо частью речи.

Ученики говорят правильно, какой член выражен какой частью речи.

Теперь посмотрите упражнение 411. Давайте прочитаем задание и ответим пока только на первый вопрос.

Ученик: Прочитай слова и реши:

1) являются ли они частями речи?

Учитель: Ребята, являются ли данные слова частями речи?

Ученик: Да.

Учитель: Сейчас вы будете выходить к доске, выписывать слово и подписывать часть речи.

(Каждое слово определяет разный ученик)

Ученик: Снежинки – существительное.

Пушистый – прилагательное. Как ты написал это слово? Почему вставил букву «и»?

Легкие – прилагательное. Какое проверочное слово ты можешь подобрать? (Легонько)

Хлопьями – существительное. Почему ты написал это слово с мягким знаком?

Земля – существительное.

На – предлог.

Опускались – глагол.

Учитель: Все верно. Чтобы приступить к следующему шагу нашей работы, нам нужно немного отдохнуть. Теперь проведем физкультминутку.


Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны.)

А теперь с тобой присели

Раз – присели, два – привстали.

От разминки мы сильнее!

И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты.)


Учитель: Ну что ж, теперь давайте обратим внимание на слова, которые вы написали на доске. Можно ли их назвать членами предложения?

Ученик: Нет.

Учитель: Почему?

Ученик: Потому что они не связаны, нет предложения.

Учитель: Тогда давайте составим из них предложение, запишем его в тетрадь и посчитаем количество слов. Когда закончите писать, поставьте руку на локоток, чтобы видела.

Ученики записывают: Пушистые и легкие снежинки хлопьями опускались на землю. (8 слов)

Учитель: Ребята, все ли части речи мы можем назвать членами предложения? Давайте об этом узнаем в упражнении 412. Смотрим в учебник.


Членами предложения могут быть только слова самостоятельных частей речи. Слова служебных частей входят в предложение, но отдельными его членами не являются. Предлоги, частицы остаются помощниками других слов и составляют с ними один член предложения; союзы помогают всему предложению.


Учитель: А теперь посчитайте, сколько же членов в нашем предложении.

Ученик: 6 членов.

Учитель: Почему же их получилось меньше, чем частей речи?

Ученик: Потому что предлог «на» и союз «и» не являются членами предложения.

Учитель: Какому слову помогает предлог «на»?

Ученик: Слову «землю».

Учитель: А союз «и»?

Ученик: Всему предложению.


Учитель: Хорошо, сейчас я вам буду диктовать предложения, а вы в тетради записывайте, сколько слов в предложении и сколько членов предложения.


Пришла зима. (2,2) С севера подул студеный ветер. (5,4) С неба посыпались снежинки. (4,3) Они кружатся в воздухе и падают на землю. (8,5)

Учитель: Молодцы. А сейчас вы поработаете в парах. Я раздам на парту вот такой конверт. В конверте вы найдете задание. Задание будет таким – вам дается предложение, все части речи подписаны и указано количество слов и членов предложения. Но все сделано с ошибкой, и вы должны почувствовать себя учителем, исправляя те ошибки. Будьте очень внимательны.

У каждой парты разное предложение. Потом все вместе проверим.

Проверка

Учитель: Вы хорошо поработали, молодцы.

Давайте вновь заглянем в учебник. Упражнение 413. Прочтем его.


Вспомни твои зимние развлечения. Запиши 8-10 слов разных частей речи для рассказа «Весело зимой!». Пиши слова в начальной форме.


Даю вам несколько минут придумать слова. Например: снег, синица, холод, кататься.


Теперь составьте и запишите 2 предложения, добавляя нужные слова. И посчитайте, указав цифрами в каждом предложении количество его членов и слов.


Учитель: Написали? Очень хорошо. Теперь посмотрите на меня. Наш урок подходит к концу. Давайте же вспомним, о чем мы сегодня говорили? С чем мы сегодня познакомились и что нового узнали.

Ученик: Какие бывают части речи;

Член предложения выражен какой-либо частью речи;

Только самостоятельные части речи являются членами предложения;

Предлоги, частицы, союзы являются помощниками в предложении.

Слайд 4

1 мин




8 мин























Стр. 32




Слайд 5

















1 мин




Слайд 6
















4 мин















Стр. 33






















7 мин


















9 мин

VII.Задание на дом

Учитель: Ребята, откройте дневник и запишите домашнее задание – упражнение 414, страница 34.

Спасибо за урок. До свидания.

1 мин




Оформление тетради


Шестое февраля.

Классная работа.

Легкие снежинки падают на землю.

Пушистые и легкие снежинки хлопьями опускались на землю. (8 слов)

(2,2) (5,4) (4,3) (8,5)

+ восемь слов и 2 предложения.



Оформление доски.


Шестое февраля.

Классная работа.

Снежинки – существительное.

Пушистый – прилагательное.

Легкие – прилагательное.

Хлопьями – существительное.

Земля – существительное.

На – предлог.

Опускались – глагол.




Тема, словосочетания,

предложение,

слова с подписанными частями речи,

физминутка






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Как части речи становятся членами предложения

Автор: Ипатова Анна Юрьевна

Дата: 22.01.2017

Номер свидетельства: 382553

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Сценарий урока русского языка в 5 классе по теме "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ""
    ["seo_title"] => string(89) "stsienariiurokarusskoghoiazykav5klassiepotiemiesamostoiatielnyieisluzhiebnyiechastiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "332715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465131654"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Технологическая карта урока "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "133090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416464799"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока русского языка на тему "Имя прилагательное как часть речи" (3 класс) "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "109119"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404134671"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока на тему "Наречие как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-na-tiemu-nariechiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "113321"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409852550"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Имя прилагательное как часть речи "
    ["seo_title"] => string(41) "imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-2"
    ["file_id"] => string(6) "109386"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404458947"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства