Учитель: Все правильно, молодцы. И сегодня на уроке мы с вами узнаем, как слова-части речи становятся членами предложения. Слова-части речи дружат, они связаны. И каждое предложение – это как будто семья. Ребята, а у вас большая семья? Каких членов семьи вы можете назвать? Ученик: Мама, папа, брат, сестра… Учитель: Замечательно, а теперь давайте вернемся к предложению. Какой мы вывод можем сделать? Ученик: Слова-части речи являются членами предложения. Учитель: Верно. Итак, откройте учебник на странице 32. Сейчас мы с вами прочтем важное сведение в розовой рамке. Соединяясь друг с другом для выражения мысли, вступая для этого в предложение, слова становятся членами предложения. Но каждый член предложения остается словом, которое относится к какой-нибудь части речи. Поэтому о любом члене предложения обычно говорят, какой частью речи он выражен. Теперь мы можем говорить, что каждый член предложения ВЫРАЖЕН какой-либо частью речи. Ученики говорят правильно, какой член выражен какой частью речи. Теперь посмотрите упражнение 411. Давайте прочитаем задание и ответим пока только на первый вопрос. Ученик: Прочитай слова и реши: 1) являются ли они частями речи? Учитель: Ребята, являются ли данные слова частями речи? Ученик: Да. Учитель: Сейчас вы будете выходить к доске, выписывать слово и подписывать часть речи. (Каждое слово определяет разный ученик) Ученик: Снежинки – существительное. Пушистый – прилагательное. Как ты написал это слово? Почему вставил букву «и»? Легкие – прилагательное. Какое проверочное слово ты можешь подобрать? (Легонько) Хлопьями – существительное. Почему ты написал это слово с мягким знаком? Земля – существительное. На – предлог. Опускались – глагол. Учитель: Все верно. Чтобы приступить к следующему шагу нашей работы, нам нужно немного отдохнуть. Теперь проведем физкультминутку. Для начала мы с тобой Крутим только головой. (Вращения головой.) Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.) Напоследок потянулись Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.) А теперь с тобой присели Раз – присели, два – привстали. От разминки мы сильнее! И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.) Учитель: Ну что ж, теперь давайте обратим внимание на слова, которые вы написали на доске. Можно ли их назвать членами предложения? Ученик: Нет. Учитель: Почему? Ученик: Потому что они не связаны, нет предложения. Учитель: Тогда давайте составим из них предложение, запишем его в тетрадь и посчитаем количество слов. Когда закончите писать, поставьте руку на локоток, чтобы видела. Ученики записывают: Пушистые и легкие снежинки хлопьями опускались на землю. (8 слов) Учитель: Ребята, все ли части речи мы можем назвать членами предложения? Давайте об этом узнаем в упражнении 412. Смотрим в учебник. Членами предложения могут быть только слова самостоятельных частей речи. Слова служебных частей входят в предложение, но отдельными его членами не являются. Предлоги, частицы остаются помощниками других слов и составляют с ними один член предложения; союзы помогают всему предложению. Учитель: А теперь посчитайте, сколько же членов в нашем предложении. Ученик: 6 членов. Учитель: Почему же их получилось меньше, чем частей речи? Ученик: Потому что предлог «на» и союз «и» не являются членами предложения. Учитель: Какому слову помогает предлог «на»? Ученик: Слову «землю». Учитель: А союз «и»? Ученик: Всему предложению. Учитель: Хорошо, сейчас я вам буду диктовать предложения, а вы в тетради записывайте, сколько слов в предложении и сколько членов предложения. Пришла зима. (2,2) С севера подул студеный ветер. (5,4) С неба посыпались снежинки. (4,3) Они кружатся в воздухе и падают на землю. (8,5) Учитель: Молодцы. А сейчас вы поработаете в парах. Я раздам на парту вот такой конверт. В конверте вы найдете задание. Задание будет таким – вам дается предложение, все части речи подписаны и указано количество слов и членов предложения. Но все сделано с ошибкой, и вы должны почувствовать себя учителем, исправляя те ошибки. Будьте очень внимательны. У каждой парты разное предложение. Потом все вместе проверим. Проверка Учитель: Вы хорошо поработали, молодцы. Давайте вновь заглянем в учебник. Упражнение 413. Прочтем его. Вспомни твои зимние развлечения. Запиши 8-10 слов разных частей речи для рассказа «Весело зимой!». Пиши слова в начальной форме. Даю вам несколько минут придумать слова. Например: снег, синица, холод, кататься. Теперь составьте и запишите 2 предложения, добавляя нужные слова. И посчитайте, указав цифрами в каждом предложении количество его членов и слов. Учитель: Написали? Очень хорошо. Теперь посмотрите на меня. Наш урок подходит к концу. Давайте же вспомним, о чем мы сегодня говорили? С чем мы сегодня познакомились и что нового узнали. Ученик: Какие бывают части речи; Член предложения выражен какой-либо частью речи; Только самостоятельные части речи являются членами предложения; Предлоги, частицы, союзы являются помощниками в предложении. |