«Изучение индивидуальных особенностей и осуществление дифференцированного подхода к обучению и воспитанию учащихся»
«Изучение индивидуальных особенностей и осуществление дифференцированного подхода к обучению и воспитанию учащихся»
Дифференцированный подход к учащимся можно осуществлять почти на каждом уроке (кроме уроков-лекций), что позволит каждому школьнику работать в своем оптимальном темпе, даст возможность справиться с заданием, повлияет на уверенность в собственных силах, будет способствовать повышению интереса к учебной деятельности, формировать положительные мотивы учения, даст почувствовать радость посильного труда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Изучение индивидуальных особенностей и осуществление дифференцированного подхода к обучению и воспитанию учащихся»»
МБОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»
«Изучение индивидуальных особенностей и осуществление дифференцированного подхода к обучению и воспитанию учащихся»
Разработчик:
учитель высшей категории
русского языка и литературы
МБОУ «Мари-Турекская средняя
общеобразовательная школа»
Хайруллина Т.М.
Пояснительная записка к уроку-зачёту по теме «Наречие»
Урок-зачёт по теме «Наречие» в 7-ом классе проводится после изучения его с целью проверки, закрепления, углубления, обобщения и систематизации знаний учащихся.
Методическое сопровождение к уроку-зачёту по теме «Наречие» в
7-ом классе
Дифференцированный подход к учащимся можно осуществлять почти на каждом уроке (кроме уроков-лекций), что позволит каждому школьнику работать в своем оптимальном темпе, даст возможность справиться с заданием, повлияет на уверенность в собственных силах, будет способствовать повышению интереса к учебной деятельности, формировать положительные мотивы учения, даст почувствовать радость посильного труда. Но все это требует знания возможностей учащихся, регулирования учебной нагрузки, предупреждения перегрузок и, конечно, культуры труда учителя и учащихся.
Приведу пример дифференцированного подхода к учащимся на уроке-зачете по теме «Наречие» в 7-ом классе.
Класс делится на группы. В каждой группе есть сильные, средние и менее подготовленные ученики. На первом этапе урока- контроля учащиеся устно рассказывают друг другу теоретические вопросы зачета. Отвечать начинает сильный. Если в группе 5 человек, то менее подготовленному школьнику один и тот же ответ приходится выслушивать четыре раза. А значит, ученик даже со слабо развитой памятью уже способен будет ответить на эти же вопросы.Оценивают ответ товарища сами учащиеся.
Второй этап урока-практические задания.
Учитель формирует группы из учащихся, уровень развития которых схож, и задания даются соответствующие.Одновременно закрепляются навыки морфологического, синтаксического, фонетического разборов, а также умение находить речевые недочёты в предложениях. Предлагаются и более сложные задания, например, объяснить значение фразеологизмов, в состав которых входят наречия. Работа с поэтическим текстом не только развивает речевые навыки, но и способствует реализации воспитательной цели урока.
Урок-зачет по теме: «Наречие» в форме игры: «Где, куда, когда, откуда, почему, зачем и как».
Цель: 1) Проверить знания уч-ся по данной теме.
2)Развивать интерес к русскому языку.
3)Воспитывать любовь к родному краю.
Ход урока: I Слово учителя:
Добрый день, уважаемые гости, участники игры, сегодня у нас урок-зачет по теме «Наречие», который пройдет в форме игры под названием «Где, куда, когда, откуда, почему, зачем и как».
Как вы думаете, чем название нашей игры отличается от традиционного названия телевизионного клуба знатоков «Что, где, когда»
(Наречия на вопрос «что» не отвечают)
Цель нашей игры – обобщить, закрепить, показать знания по теме.
Первый этап нашей игры – блиц-турнир капитанов, где они будут защищать свою команду, отвечая на мои вопросы:
Вопросы капитанам (5 команд).
Что такое наречие?
Смысловые группы наречий.
Не с наречиями.
Дефис между частями слова в наречиях.
Слитное и раздельное написание наречий.
Морфологический разбор наречий.
Мягкий знак после шипящих в наречиях
Роль наречий в тексте
Приставки: из, до, с, в наречиях.
О-Е после шипящих в наречиях.
Второй этап: Команда №1 садится за круглый стол и выполняет задание
Карточка №1: Объяснить правописание наречий, вписанных в квадратики
Вторая команда выполняет задание №2, карточка «Минное поле»:
Записать слова в исправленном варианте, т.е. «разминировать поле»
По-французски, по уши, вглубь, по-два, вначале, в обтяжку, точь в точь, бок обок, с плеча, шиворот-навыворот, впустую, дело делом, по-дружески, сходу, по-моему желанию, в дребезги, дотла, попасть впросак, несолоно хлебавши.
(Пока команда выполняет задание, остальные участники объясняют происхождение данных наречий: дотла, шиворот-навыворот, несолоно хлебавши, вдребезги.)
Третья команда выполняет задание №3
«Прослушайте стихотворение марийского поэта С.Чавайна «Роща».
Есть в нашем крае роща тихая одна, На берегу большого озера она. Деревья там раскидистей раскидистых растут, Цветы прекраснее прекраснейших цветут. В густой листве там распевают соловьи, Там к озеру ручей, журча, стремит струи. Там и трава любой травы свежей. Там и цветы любых цветов нежней. Им отдана любовь моя, Того, кто рощу рубит, проклинаю я.
- Каковы тема и идея стихотворения?
Ответ:(В этом стихотворении говорится о родном крае. Автор восхищается красотой природы, выражает свою любовь к родным местам).
- Выпишите наречия.
-Произведите синтаксический разбор предложения:
Деревья там раскидистей раскидистых растут, цветы прекраснее прекраснейших цветут.
Во время работы 3 команды ребята находят речевые ошибки в предложениях:
Обратно проливной дождь пошел.
Мальчик навзничь упал на землю и ткнулся лицом в ладони.
Реки в Сибири ужасно глубокие.
Мы таинственно пробрались в развалины старого замка.
Нынче в 15 часов в актовом зале состоится собрание.
По отношению к своему другу он поступил не по-товарищески
(Можно предложить небольшой текст из журнала «Русский язык в школе №3 за 1990год.)
Четвертая команда выполняет дубль-диктант: Вскачь –
Свежо –
Вовсе не интересно –
Издавна –
Нигде –
По-русски –
(учащиеся подбирают по 3-5 примеров на данную орфограмму)
-Развлекательная минутка – решите кроссворд. Заполните лепестки наречиями с приставкой в (например, влево, вверх, вдаль, вниз и т. д.)
Пятая команда пишет словарный диктант, а остальные выполняют следующие упражнения:
1 команда разбирает слова из кроссворда по составу.
2команда придумывает словосочетания с 2-3 наречиями и делает морфологический разбор.
3 команда делает фонетический разбор 3 наречий.
4 команда придумывает сложное предложение с наречиями и разбирает его.
Словарный диктант
Карабкаться наверх, разбил вдребезги, работать вручную, уходить по трое, услышать впервые, сжечь дотла, сыграть вничью, с начала года, по-осеннему красив, в дали моря, остановить на скаку, не видно впотьмах.
Заключение:
Ребята слушают сказку Ф.Кривина (журнал «Русский язык в украинских школах» № 11-1990 год) и выписывают сложные наречия.
Итог урока: Вывод, оценки.
Сегодня ,ребята, вы показали свои знания по данной теме, справились со всеми видами разборов, продемонстрировали умение находить речевые ошибки в предложениях, а. также объяснили значение фразеологизмов, в состав которых входят наречия.