Просмотр содержимого документа
«Изучение морфемики и словообразования в 5 классе»
ИЗУЧЕНИЕ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В 5 КЛАССЕ
Согласно программе, которая реализуется в учебнике Т.А. Ладыженской, учащиеся 5-х классов овладевают базовыми понятиями морфемики как раздела русского языка. Анализ раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи» позволяет говорить о тех базовых понятиях, которыми овладевает ученик пятого класса, и о тех учебных и методических задачах, которые ставить перед учителем программа. Знакомство с морфемикой начинается с введения понятия морфемы и ее типов. Соответственно в материале для самостоятельных наблюдений дается задание: назвать морфемы в словах, сопоставить значения однокоренных слов с разными морфемами [Ладыженская, 2012, с. 5]. Во втором материале для наблюдения актуализируются знания учащих об однокоренных словах и формах слова. В первом случае обращается внимание на слова, которые связанные общим корнем, но в то же время имеют разные лексические значения. Во втором случае – на формы слова, т.е. слово с одним лексическим значением и лишь изменяется в соответствии с теми частеречными парадигмами, к которым оно относится. В этом материале для наблюдения предлагается важная с точки зрения словообразования мысль. Перед учащимися представлена словообразовательная модель: производящее и производное слово: комната – комнатный, новый – новость, строим – выстроим [Ладыженская, 2012, с. 5]. Конечно, необходимо обратить внимание на ту морфему, которая образовала новое слово. Вывод, который делают авторы учебника, акцентирует внимание на взаимосвязи словообразования и лексики (или, как мы отмечали на деривационной и лексической картинах мира): «При образовании однокоренных слов получаются слова с различным лексическим значением» [Там же]. Далее анализируемая глава учебника включает теоретический и практический материал, связанный с изучением каждой морфемы (корень, приставка, суффикс), а также их синтагматическим сочетанием – основой. Тем не менее, не вводя самого термина словообразование, авторы учебника систематически делают акцент на словообразовательных моделях русского языка.
Таким образом, в 5 классе обучающемуся нужно разобраться в очень сложных вопросах русской лингвистики. Главное на этом этапе в практических упражнениях показать разницу морфемного и словообразовательного анализов, с одной стороны, с другой – разницу в словообразовательных и формообразовательных морфемах. Следовательно, учителю важно показать модели словообразования и формообразования.
При этом, готовясь к урокам, разрабатывая дополнительный дидактический материал, учитель должен помнить и о возрастных особенностях учеников 5 класса: важно, чтобы материал для анализа вызывал интерес у детей, которые только что перешли из младшего школьного звена.
Учитывая вышесказанное, мы предлагаем систему упражнений по теме «Словообразование», разработанную на материале произведения Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей». Обращение к этому произведению неслучайно. Для создания ирреального (сказочного) мира Н. Носов иногда придумывает особенные слова. Но читатель (даже самый маленький) должен понимать их значения, потому что используются характерные для русского языка модели словообразования. Корень, содержащий основное лексическое значение, узнаваем и должен помочь ребенку в понимании смысла.
Действующими лицами знаменитого произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» стали коротышки. Так их называли потому, что они были очень маленькие – «ростом с огурец». Н. Носов рисует в голове читателя крошечный мир, что отражается на лексике произведения.
Упражнение 1.Задание:Разобрать выделенные слова по составу. Определить, от какого слова они образованы, с помощью какой морфемы? Посмотреть в толковом словаре значения пары слов: производного и производящего. Что меняется в лексическом значении производного слова.
1. Малышки очень любили делать разные красивые прически, волосы заплетали в длинные косы и в косы вплетали ЛЕНТОЧКИ, а на голове носили БАНТИКИ. 2. МАЛЫШИ всегда ходили либо в длинных брюках навыпуск, либо в КОРОТЕНЬКИХ ШТАНИШКАХ на помочах, а МАЛЫШКИ любили носить ПЛАТЬИЦА из ПЕСТРЕЬКОЙ, яркой материи
При выполнении Упражнения 1 учитель решает несколько задач:
1. Отрабатывается разбор слов по составу.
2. Проводится словообразовательный анализ.
3. Учитель имеет возможность повторить тему: «Лексическое значение слова» и таким образом показать связь разделов «Словообразование» и «Лексика». Например, нужно показать разницу в морфемном составе слов штанишки и штаны, платье – платьице; ленточка – лента, бант – бантик. Словообразовательный анализ проведем, обратившись к «Словарю русского языка: в 4-х томах» (далее МАС): «Штаны – Одежда, имеющая две короткие или длинные штанины и закрывающая ноги и нижнюю часть туловища; «Штанишки – уменьш.-ласк. к штаны; детские короткие штаны»; «Платье – 2. Женская одежда, верхняя часть которой, соответствующая кофте, составляет одно целое с нижней частью, соответствующей юбке»; «Платьице – уменьш. к платье (во 2 знач.); платье для девочки» [МАС].
При анализе учитель может обратить внимание на то, что производящее слово имеет описательный способ толкования, а производное – отсылочное с пометами ‟уменьш.-ласк.ˮ или ‟ уменьш.ˮ: «Ленточка – 1. Небольшая лента. Лента – 1. Узкая полоса из какой-либо ткани, употребляемая для украшения, отделки и т.п.» [Толковый словарь русского языка, 2007]; «Бантик – 1. Уменьш.-ласк. к бант; маленький бант. Бант 1. Узел со свободно выпущенными петлями. Украшение из ленты, тесьмы и т.п., завязанных таким узлом или скрепленных пряжкой» [Ефремова, 2000]. Разница между приведенными значениями состоит в уменьшенном размере первого предмета: компонент значений ‟небольшойˮ, ‟маленькийˮ.
Анализ имен героев представляет интерес в словообразовательном плане: имя каждого персонажа являются его краткой характеристикой либо как личности, либо описывает его основную деятельность. Большинство имен героев – это нарицательные имена существительные, перешедшие в собственные, иногда дополненные какой-либо словообразовательной морфемой.
Упражнение 2.Задание: Из данного отрывка выпишите выделенные имена персонажей и сделайте их словообразовательный разбор. Укажите способ словообразования каждого имени. Как значение корня помогает читателю понять, каким характером обладают персонажи произведения Н. Носова?
В этом же домике жил известный доктор ПИЛЮЛЬКИН, который лечил коротышек от всех болезней. Он всегда ходил в белом халате, а на голове носил белый колпак с кисточкой. Жил здесь также знаменитый механик ВИНТИК со своим помощником ШПУНТИКОМ; жил Сахарин Сахариныч СИРОПЧИК, который прославился тем, что очень любил газированную воду с сиропом. … и другие малыши: ВОРЧУН, МОЛЧУН, РАСТЕРЯЙКА, два брата – АВОСЬКА и НЕБОСЬКА.
При выполнении Упражнения 2 учитель может отработать морфологические способы словообразования: Пилюлькин – пилюлька + -ИК-; Винтик – винт + -ИК-; Шпунтик – шпунт + -ИК-; Сиропчик – сироп + - чик-. Ворчун, Молчун – образованы от глаголов ворчать и молчать с помощью суффикса -ун- суффиксальным способом. Авоська и Небоська – от частиц авось, небось с добавлением суффикса -к-. Способ образования – суффиксальный. Растеряйка – имя происходит от основы -теряj- с добавлением приставки рас- и суффикса -к-. Способ словообразования – приставочно-суффиксальный.
Упражнение 3. Задание: Один из главных героев произведения – Незнайка. Чтобы понять, каким был герой, проанализируйте значения выделенных слов. Разберите слова по составу, определите способ словообразования:
1. Все смеялись, так как знали, что Незнайка БОЛТУН. 2. Вот какой ЧУДНОЙ был этот Незнайка. 3. Скажите, скажите, который из них этот знаменитый Незнайка? - Этот УШАСТЕНЬКИЙ? Ни за что не сказала бы, что это Незнайка. У него довольно ГЛУПОВАТЫЙ вид. 4. Они увидели, что Незнайка – обыкновенный ХВАСТУН. Галочка и Кубышка побежали сейчас же рассказывать всем, что Незнайка оказался ЛГУНИШКОЙ и что шар выдумал вовсе не он, а Знайка. 5. Незнайка ВРУН! – кричали они. – Незнайка хвастун! Незнайка ТРУСИШКА! 6. Ах, какой вы СКУЧНЫЙ, Незнайка! Вы ничего не хотите для меня сделать. Ведь это так интересно – письмо получить! 7. За это малышки стали его уважать и говорили, чтоНезнайка совсем НЕПЛОХОЙ коротыш.
При выполнении Упражнения 3 важно показать связь словообразования и лексики. Выделение морфем поможет обучающемуся не только научиться разбирать слова по составу, но и понять, каким образом приставки и суффиксы изменяют лексическое значение слова. Таким образом учитель формирует знание о словообразовательной функции служебных морфем.
Литература 1 Ефремова, Т.Ф., Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. [Текст] / Т.Ф. Ефремова. – М.: Рус. яз., 2000. – С. 325. 2 Носов, Н.Н., Приключения Незнайки и его друзей [Текст] / Н.Н. Носов. – М.: Детгиз, 1958. – 168 с. 3 Русский язык. 5 класс. Учеб. для. общеобразоват. учреждений. [Текст] / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2012. – 286 с. 4 Словарь русского языка: в 4 т. [Электронный ресурс] / АН СССР, Ин-т рус.яз.; под ред. А.П. Евгеньевой. 3-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1985-1988. – Режим доступа: http://www.classes.ru/all-russian/dictionary-russian-academ.htm. – Дата обращения: 17.05.2019. 5 Толковый словарь русского языка: В 4 т. [Электронный ресурс] / Под ред. Проф. Д. Ушакова. – М.: ТЕРРА Книжный клуб, 2007. – Режим доступа: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=66605. – Дата обращения: 14.05.2019.