воспитывать любовь к русскому языку, к родной природе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ПРЕДМЕТНЫЕ
1). Уметь правильно ставить вопросы к глаголам и определять число;
2). Выполнять операции анализа, синтеза и сравнения;
3). Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Познавательные УУД:
1). Извлекать информацию из схем и текстов;
2). Выявлять сущность особенности объектов;
3). На основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД:
1). Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
2). Умение прогнозировать предстоящую работу (планирование);
3). Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1). Слушать и понимать других;
2). Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
3). Оформлять свои мысли в устной форме;
4). Работать в коллективе
ЛИЧНОСТНЫЕ
1). Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
2). Уметь проводить самооценку на основе успешной учебной деятельности.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ:
1). Воспитание трудолюбия и способности к познанию;
2). Воспитание нравственного чувства, эстетического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
3). Формирование интереса к русскому языку;
4). Эстетическое воспитание;
5). Воспитание здорового образа жизни
6). Экологическое воспитание.
Оборудование:
Учебник «Русский язык» 3 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, созданная учителем, дидактический и раздаточный материал для работы в парах, группах.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
а) Проверка готовности рабочих мест.
- Ребята посмотрите всё ли у вас готово к работе на уроке. Сели правильно.
- Руки ? – на месте
- Ноги ? – на месте
- Локти? – у края
- Спинка? –прямая
б) Настрой на работу.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно,
Если друг стал отвечать
Не спеши перебивать.
- Сегодня на уроке присутствуют гости.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.
- Посмотрите пожалуйста на экран ( Слайд 1). Внимательно прочитайте предложение и попробуйте его продолжить.
( Я пришёл на урок русского языка чтобы, …) ( научиться правильно говорить, грамотно писать, участвовать в диалоге, развивать свою речь, мышление, воображение, а это всё показатель общей культуры человека и тд.)
в) Вступительное слово учителя о русском языке.
Изучая русский язык, мы во многом становимся богаче. Мы начинаем понимать чрезвычайно тонкие оттенки и нюансы, получаем возможность знакомиться с произведениями величайших мастеров слова.
«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой
Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» Конечно это не все высказывания о русском языке . Дома вы должны были найти высказывания великих людей о русском языке. Пожалуйста, если кто нашёл, прочтите нам.
Узбекский поэт Сабир Абдулла написал замечательное стихотворение о русском языке «Учите русский – годы кряду, с душой, с усердием, с умом. Вас ждёт великая награда, и та награда в нём самом». С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Без языка не возможно развитие ни науки, ни техники, ни ремесел. Поэтому, мы и изучаем с вами свой родной русский язык.
Итак, начнём свою работу по изучению нашего родного русского языка.
Послушайте, пожалуйста, загадку.
Она приходит с лаской.
Волшебной палочкой взмахнёт
В лесу подснежник расцветёт. ( Весна)
- Правильно ребята, наступило самое прекрасное время года, когда вся природа просыпается от зимнего сна. В течении урока мы ещё будем говорить об этом времени года.
II. Минутка чистописания.
А сейчас откроем тетради
- Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я, друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь
За работу я возьмусь.
- Какая сегодня дата?
- Запишем число, классная работа.
- Проверьте правильно ли , вы написали?
- Какую букву мы будем писать, вы узнаете расшифровав запись. (Слайд 2)
- Пишем заглавную и строчную буквы Тт.( Слайд 3)
- Что вы можете рассказать о букве Т? ( Буква Т обозначает согласные звуки [т],[т ])
- Дайте характеристику звуку? ( [т ]- согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким, парный звонкому [д ]
- Посмотрите на слайд. Что вы, видите? ( слоги) ( Слайд 4)
- Запомните последовательность, в которой записаны слоги. ЕТ ТА ИТ УТ ТЫ
- Запишите слоги в тетрадь по памяти
- Проверьте, оцените свою работу при помощи сигналов.
Взаимопроверка ( Слайд 5) Поменялись тетрадями и проверьте друг у друга написание слов.
Оцените работу товарища с помощью знаков.
IV. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.
- Что объединяет все эти слова?
- Что вы знаете об имени существительном?
- Как изменяются имена существительные?
- Ребята, я хочу загадать вам загадку, а вы попробуйте узнать, о какай части речи в ней говориться. Только, пожалуйста, не выкрикивайте, если догадались. Умейте дослушать до конца.
Интересная часть речи
В русском языке живёт
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет или поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит-
Всё расскажет нам… (глагол)
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает?
- Каким бывает членом предложения?
- Как изменяются глаголы? (Слайд 6)
- Мы затруднились ответить на этот вопрос. Вот именно на него мы постараемся ответить в конце нашего урока.
А сейчас вернёмся к нашим словарным словам и подберём к ним подходящие по смыслу глаголы
V. Самоопределение к деятельности
- Посмотрите, кто изображён, на левой части слайда? ( Слайд 7) Птица
На правой? Птицы
Запишите в тетради каждое слово с большой буквы и с новой строчки
- Какой частью речи являются слова? (Существительные)
-Что изменилось в записи слов? (окончание) ( выделипе окончания в этих словах)
-Почему?( изображен 1 предмет, значит сущ-е ед.числа, справа два предмета- мн.число).
- Составьте нераспространенное предложение к левой части. (Птица летит)
- К правой части? (Птицы летят).
- Запишите их в тетрадь.
-Что изменилось в записи глаголов? (окончание) выделите.
-Почему? ( летит - обозначает действие одного предмета и отвечают на вопрос что делает?- это форма глагола ед. числа),
летят - глагол обозначает действия нескольких предметов и отвечают на вопрос что делают? – это форма мн.числа) -Укажите у себя в тетрадях.
- От какой части речи вы задаете вопрос? ( от имени существительного) Подпишите часть речи – сущ-е.
Как вы думаете, от чего зависит, в каком числе стоят глаголы в предложении?
( число глаголов зависит от числа имени существительного с которым глагол связан)
VI Тема и цель урока
Сформулируйте тему урока ( Слайд 8)
Какие цели вы поставите на урок. Что мы должны узнать и чему научиться? ( Слайд 9)
Узнать на какие вопросы отвечают глаголы единственного и множественного числа.
- Научиться различать глаголы единственного и множественного числа.
VII Физкультминутка
А уж ясно солнышко (Встали на носочки, поднимают руки вверх.)
Припекло, припекло.
И повсюду золото (Опустились, руки на пояс.)
Разлило, разлило.
Ручейки по улице (Бег на носочках.)
Все журчат и журчат.
Журавли курлыкают (Идут, высоко поднимая колени,
И летят, и летят. взмахивают руками)
- Скажите, о каком времени года говориться в нашей физкультминутке?
- Посмотрите в окно и скажите, какие изменения произошли в природе с приходом весны?
- В каком числе стоят глаголы во втором четверостишии?
- Поставьте эти глаголы в единственном числе и прочитайте четверостишие, изменяя текст.
( Ручеёк по улице
Всё журчит и журчит.
Журавль курлыкает
И летит, и летит).
Обобщение: глагол изменяется по числам
Оцените свою работу
VIII Первичное закрепление.
На доске записаны столбики слов
девочка девочки подснежник подснежники
цветут собирает собирают цветёт
Из двух столбиков подберите, составьте и запишите пары так, чтобы поучилось верное сочетание слов.
Поднимите руку, кто ни разу не ошибся. Молодцы, самые внимательные!
2. Работа в группах
-Я подготовила для вас задание, в котором вы поработаете вместе, исследуете текст, всё ли там верно написано, на ваш взгляд, мы потом обсудим с вами. (Повторить правила работы в группах). ( Слайд
Ребятам выдаются карточки с текстом.
В лесу очень шумно, один родничок тихо журчали.
Я подошли к нему. Он были чистый-чистый. Вокруг пела птицы, и он вместе с ними пел.
Зачитывается новый текст по одному предложению.
-Что мы сделали с глаголами, чтобы текст стал верным? Для чего мы это сделали?.
Вывод. Глагол связан с именем существительным, стоит в том же числе, что и имя существительное.
X. Итог урока.
- Какой итог можем подвести? Что вы узнали нового о глаголах?
XI. Домашнее задание. ( Слайд 13)
.По выбору:
Составить и записать 2 предложения с глаголами в разных числах.
Записать 4 глагола единственного числа и 4 глагола множественного числа
XII. Рефлексия.
- Мы сегодня много писали, думали, говорили, а теперь я вам предлагаю оценить свою работу необычным способом, созданием картины «Весна».
Если у тебя все получилось, то приклей к дереву зеленый листочек
Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то приклей к солнышку желтый лучик.
Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то приклей к ручейку голубую льдинку.
Вывод по рефлексии.
- Посмотрите, какая весенняя картина у нас получилась. На дереве распустились зелёные листочки, ярко светит солнышко. Будем надеяться, что очень скоро такую картину мы сможем увидеть и в окошко.
– Природа весной просыпается и набирается сил, а вы на уроках набираетесь знаний!
– А я радуюсь вашим успехам! Слайд 14) МОЛОДЦЫ !
Самоанализ
1. Тема урока: Изменение глагола по числам
2. Место в учебном курсе: урок в 3 классе, раздел «Части речи», учебник по русскому языку 3 класс / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
3. Тип урока: урок открытия нового знания
4. Цель: формировать умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам, развивать умения определять число глаголов.
5.Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу; формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать свои мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем, договариваться и приходить к общему решению в ходе индивидуальной и групповой работы; отвечать на вопросы, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.
Предметные: распознавать глаголы единственного и множественного числа, применять правила определения формы глогола; самостоятельно различать форму глагола
6. Основные понятия: глагол, единственное число глагола, множественное число глагола
7. Межпредметные связи:
8. Организация пространства: групповая, парная, фронтальная работа.
Урок открытия новых знаний из раздела «Части речи» разработан в соответствии с ФГОС, рабочей программой по русскому языку для 3 класса В Канакиной с опорой на программу авторов УМК «Школа России», построен с использованием элементов технологии здоровьесбережения, развивающего обучения, проблемного обучения, проектного обучения и информационно- коммуникативной.
Мотивация обучающихся на учебную деятельность позволяет заинтересовать познавательным процессом, настроить на успешное выполнение задания, сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности. Дидактическая игра «Шифровщик» активизирует познавательную деятельность обучающихся. Работа с предложением на этапе актуализации знаний выполняет пропедевтическую функцию для последующих этапов урока. Этап постановки темы и целей урока осуществляется посредством подводящего диалога. Групповая работа на этапе открытия новых знаний позволяет обучающимся самостоятельно сформулировать выводы, дать определение изменения глаголов. Алгоритм на этапе первичного закрепления направлен на практическое применение полученных знаний. Рефлексия содержания учебного материала и деятельности позволяет ученикам оценить свою работу по заданным критериям, весь урок в целом и быть успешными.
Методы, используемые на уроке: метод постановки проблемных вопросов, частично-поисковый метод, побуждающего и подводящего диалога, проектный метод, дидактическая игра, метод работы с книгой.
Методические приемы: прием «зашифрованных» букв, выдвижения гипотез, выявления и продолжения закономерности, «обратной» связи с использованием сигнальных карточек, консультирования, самооценки по заданным критериям, оценки урока с помощью сигнальных карт.
11. Оборудование и материально-техническое обеспечение: презентация, , карточки для групповой работы, оценочные листы, сигнальные карточки, алгоритм, учебники, тетради.
В ходе урока совместно с учащимися было организовано целеполагание, дети сами определили тему урока и цели. На данном этапе использовался приём - постановка проблемной задачи. Для активизации познавательной деятельности обучающихся и развития УУДе в урок я вводила научно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый методы, проектный метод обучения.
На мой взгляд, я оптимально использовала парную, фронтальную, групповую формы работы.
Достаточно эффективными были приёмы: дидактическая игра "шифровщик", выдвижение гипотез, работа в парах, мини-проект в группе, которые позволили развивать умения:
- сотрудничества (договариваться, обсуждать, распределять роли, эффективно использовать время урока);
- высказывать и обосновывать своё мнение, убеждать, сравнивать, делать выводы.
Приём "алгоритм" позволил проектировать маршрут преодоления затруднений, систематизировать знания.
На этапе "Рефлексия" через создания картины «Весна», я формировала способность обучающихся к самооценке, что позволило:
- подвести итог урока;
- проанализировать усвоенное детьми;
- скорректировать дальнейшую работу.
Домашнее задание я предложила на выбор, включая творческое задание, для формирования устойчивого интереса к предмету и для того, чтобы ученик мог чувствовать себя успешным.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования третьеклассников, соответствовал их жизненному опыту.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей, за счет этого повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
На уроке я старалась создать комфортные условия, ситуацию успеха для каждого ребёнка, учитывая возрастные особенности и благоприятный эмоционально-психологический климат всего урока в целом, считаю, все запланированные цели и задачи выполнены