Просмотр содержимого документа
«Изложение. Выборочное изложение с изменением лица.»
Конспект урока
по русскому языку в 5 классе
Тема урока:выборочное изложение с изменением лица.
Цель: сформировать умение написания выборочного изложения текста от третьего лица.
Задачи урока:
способствовать развитию и совершенствованию творческих возможностей учащихся,
развивать умения школьников в определении типа текста, его основной мысли;
способствовать развитию умений написания выборочного изложения текста от третьего лица.
Структура урока:
1. Орг. момент
Приветствие детей, эмоциональный настрой на работу.
2. Cообщение темы урока
- Сегодня нам предстоит интересная работа, а именно мы будем учиться писать выборочное изложение с изменением лица. Как вы думаете, что значит написать выборочное изложение?
- При выборочном изложении пересказывается не весь текст, а только какая-та его часть, связанная с определенной микротемой. В тексте материал, относящийся к заданной теме, может быть расположен в одном месте, но может быть и разбросан. В этом случае нужно предварительно выбрать необходимый материал.
- Прочитайте задание в 420 упражнении и назовите задачи на сегодняшний урок.
3. Анализ текста
Учитель читает текст
Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им. Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега? Всё ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла* жёлтая осыпь в березняках. Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый* сугроб хвои.
Весь лес чёрный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком.
Обхожу осторожно, боясь зацепить ветку. Оглянулся - висит. Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме. Только один листок упорно светится в чёрном лесу.
- Озаглавьте текст. («Последний лист орешника»)
- К какому типу речи относится данный текст и почему? (повествование с элементами описания)
- Определите основную мысль текста. Найдите слова, в которых она выражена.
(«Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им.»)
- Почему автор остановился перед этим прозрачным листком и залюбовался им?
(«Всё … осыпалось». «Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком.»)
4. Словарная работа
В данном тексте есть слова, лексическое значение которых вы можете не знать. Давайте запишем толкование некоторых слов (на слайде).
Обильный. 1.Имеющийся в обилии, с избытком, в высшей степени достаточный. 2.Богатый чем-нибудь.
Осыпь (спец.). Нанос вследствие осыпания горной породы.
Березняк. Берёзовый лес.
Сизый. Тёмно-серый с синеватым оттенком
Маячить. Виднеться в отдалении.
5. Сбор материала к изложению
Чтобы написать выборочное изложение, нужно собрать материал по одной микротеме. Давайте найдем в тексте описание последнего листка на орешнике. (запись в тетрадях, на слайде)
«Последний прозрачный листок»; «чудом остался после морозов, после обильного снега»; «листок накончике ветки маячит желтым живым огоньком»; «листок упорно светится вчерном лесу».
- От какого лица написан наш текст? Ваша задача – написать текст изложения от третьего лица. Какими словами вы можете заменить местоимение «я»? (автор, рассказчик, Песков Виктор Михайлович).
6. Чтение текста 2-й раз.
7. Работа с изложением
Написание изложения в черновиках. Один из учащихся представляет свою работу, остальные слушают. Под руководством педагога осуществляется проверка. Переписывают в чистовик.