kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Из истории русского языкознания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 1-2 Из истории русского языкознания

Цели урока: 1. Познакомить обучающихся с историческими сведениями о языке, деятельностью учёных- лингвистов, проблемами развития и сохранения русского языка.

2. а) Совершенствовать коммуникативные навыки обучающихся в устной и письменной речи. б) Отработать умение извлекать необходимую информацию из различных источников (средств информации, представленных в электронном виде). в) Развивать индивидуальные свойства каждого ученика (способности, интересы, склонности).

3. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к родному языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок развития речи.

 1. Дидактический комплекс «Наука о русском языке. Выдающиеся учёные-лингвисты».

 2. Дидактический материал «Подготовка к ЕГЭ».

 Последовательность этапов урока: 1.Оргмомент – 2 мин. 2. Повторение сведений, полученных в 5-9 классах - 3 мин. 3. Экскурс в историю. (Исторические сведения о языке. Деятельность учёных-лингвистов) – 5 мин. 4. Комната отдыха- 2 мин. 5. Физкультминутка- 1 мин. 6. Лекция профессора В. Г. Руделёва – 12 мин. 7. Самостоятельная деятельность обучающихся -12 мин. 8. Анализ выполненных работ – 3 мин. 9. Домашнее задание – 2 мин. ( Дидактический материал «Подготовка к ЕГЭ»). 10.Подведение итогов урока – 2 мин. (обмен мнениями) 11. Оценки – 1 мин. а) комментирование оценок; б) поощрение индивидуальных творческих достижений учащихся. Литература к уроку: 1. Лизинский В.М. «Приёмы и формы в учебной деятельности».-М., 2004 г. 2. Якиманская И.С. «Личностно – ориентированное обучение в современной школе».- М., 1996 г. 3. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии».- М., 1998 г. 4.Ксензова Г.Ю. «Перспективные школьные технологии». – М., 2000г.

Ход урока: 1.Оргмомент.

Этапы урока: - Повторение сведений, полученных в 5-9 классах. Важнейшие функции языка. - Экскурс в историю (Исторические сведения о языке. Деятельность учёных-лингвистов). - Комната отдыха. - Физкультминутка. - Лекция доктора филологических наук, профессора Владимира Георгиевича Руделёва. - Самостоятельная деятельность обучающихся (сочинение – рассуждение по прослушанной лекции). - Анализ выполненных работ. - Домашнее задание. ( Дидактический материал «Подготовка к ЕГЭ»). - Подведение итогов урока. (обмен мнениями) - Оценки. 2. Повторение сведений, полученных в 5-9 классах. (учащиеся выбирают карточки, предложенные учителем, и рассказывают о функциях языка). Важнейшие функции языка: 1.Коммуникативная функция языка (функция передачи информации, обмена мыслями). 2.Язык как орудие мышления (очевидно, что невозможно мыслить без слов, т.е. не молча, а в прямом смысле – без участия знакомых средств; внутренняя речь отличается от озвученной своей сокращённостью). 3.Эстетическая функция языка (язык и наша речь способны не только оказывать влияние на поведение и мышление человека, они дают возможность испытать эстетическое наслаждение, наслаждение прекрасным словом, его благозвучностью). 4.Кумулятивная функция (накопление информации). Вывод: Итак, язык выполняет несколько функций в современном мире. Но, бесспорно, его главной функцией является общение. Человек мыслит, делает обобщения, потом излагает это. Для чего? Чтобы быть понятым, чтобы поделиться с другими людьми своими мыслями. Благодаря языку происходит диалог культур, осуществляется общение между народами. Существование языка – великое благо для человечества. 3.Экскурс в историю. Исторические сведения о языке Обучащиеся, сидя за компьютером, знакомятся с историческими сведениями о языке и деятельностью учёных - лингвистов. Педагог выступает в роли консультанта. Язык Различают: -естественный человеческий язык; - язык животных; -искусственные языки (напр., языки программирования). В языкознании изучается естественный человеческий язык. Однако и в языкознании термин "язык" имеет, как минимум, два значения: язык как определенный тип знаковых систем, язык вообще, конкретный язык – та знаковая система, которая используется в некотором обществе в определенный период времени (напр., русский язык). Все существующие и существовавшие раньше человеческие языки могут быть разбиты на группы по принципу родства, т.е. происхождения от определенной языковой традиции – праязыка, или языка-предка. Основа современной науки о языке – языкознания, или лингвистики, была заложена Ф. де Соссюром. Он определял язык как целостную систему знаков, в которой каждый элемент определяется всеми другими. Тем самым язык трактуется как одна из человеческих знаковых систем, поэтому он должен изучаться с позиций общей теории знаковых систем – семиотики. Необходимо различать язык и речь. Речь – индивидуальна и конкретна; язык же – это абстракция, система чисто лингвистических отношений. Представление о языке как о системе позволило сформироваться особому методу его изучения – структурному. Структурный метод лег в основу исследований Пражской лингвистической школы, Московского лингвистического кружка и ряда ученых. Языки-предки русского языка – индоевропейский язы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Из истории русского языкознания"»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Из истории русского языкознания"

Автор: Журавлева Марина Павловна

Дата: 24.03.2016

Номер свидетельства: 309480

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) ""Из истории русского языкознания""
    ["seo_title"] => string(36) "iz-istorii-russkogho-iazykoznaniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "309481"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458811344"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) ""Из истории русского языкознания""
    ["seo_title"] => string(36) "iz-istorii-russkogho-iazykoznaniia-2"
    ["file_id"] => string(6) "309482"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458811350"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Мини-спектакль "О реформе русского правописания и не только...""
    ["seo_title"] => string(63) "mini-spiektakl-o-rieformie-russkogho-pravopisaniia-i-nie-tol-ko"
    ["file_id"] => string(6) "250632"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447094206"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Программа факультативного курса «Занимательный русский язык»  3 класс "
    ["seo_title"] => string(70) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "245973"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446273692"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Тесты по лингвистики русского языка "
    ["seo_title"] => string(39) "tiesty-po-linghvistiki-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "234346"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1443428161"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства