Урок 1-2 Из истории русского языкознания
Цели урока: 1. Познакомить обучающихся с историческими сведениями о языке, деятельностью учёных- лингвистов, проблемами развития и сохранения русского языка.
2. а) Совершенствовать коммуникативные навыки обучающихся в устной и письменной речи. б) Отработать умение извлекать необходимую информацию из различных источников (средств информации, представленных в электронном виде). в) Развивать индивидуальные свойства каждого ученика (способности, интересы, склонности).
3. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к родному языку.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок развития речи.
1. Дидактический комплекс «Наука о русском языке. Выдающиеся учёные-лингвисты».
2. Дидактический материал «Подготовка к ЕГЭ».
Последовательность этапов урока: 1.Оргмомент – 2 мин. 2. Повторение сведений, полученных в 5-9 классах - 3 мин. 3. Экскурс в историю. (Исторические сведения о языке. Деятельность учёных-лингвистов) – 5 мин. 4. Комната отдыха- 2 мин. 5. Физкультминутка- 1 мин. 6. Лекция профессора В. Г. Руделёва – 12 мин. 7. Самостоятельная деятельность обучающихся -12 мин. 8. Анализ выполненных работ – 3 мин. 9. Домашнее задание – 2 мин. ( Дидактический материал «Подготовка к ЕГЭ»). 10.Подведение итогов урока – 2 мин. (обмен мнениями) 11. Оценки – 1 мин. а) комментирование оценок; б) поощрение индивидуальных творческих достижений учащихся. Литература к уроку: 1. Лизинский В.М. «Приёмы и формы в учебной деятельности».-М., 2004 г. 2. Якиманская И.С. «Личностно – ориентированное обучение в современной школе».- М., 1996 г. 3. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии».- М., 1998 г. 4.Ксензова Г.Ю. «Перспективные школьные технологии». – М., 2000г.
Ход урока: 1.Оргмомент.
Этапы урока: - Повторение сведений, полученных в 5-9 классах. Важнейшие функции языка. - Экскурс в историю (Исторические сведения о языке. Деятельность учёных-лингвистов). - Комната отдыха. - Физкультминутка. - Лекция доктора филологических наук, профессора Владимира Георгиевича Руделёва. - Самостоятельная деятельность обучающихся (сочинение – рассуждение по прослушанной лекции). - Анализ выполненных работ. - Домашнее задание. ( Дидактический материал «Подготовка к ЕГЭ»). - Подведение итогов урока. (обмен мнениями) - Оценки. 2. Повторение сведений, полученных в 5-9 классах. (учащиеся выбирают карточки, предложенные учителем, и рассказывают о функциях языка). Важнейшие функции языка: 1.Коммуникативная функция языка (функция передачи информации, обмена мыслями). 2.Язык как орудие мышления (очевидно, что невозможно мыслить без слов, т.е. не молча, а в прямом смысле – без участия знакомых средств; внутренняя речь отличается от озвученной своей сокращённостью). 3.Эстетическая функция языка (язык и наша речь способны не только оказывать влияние на поведение и мышление человека, они дают возможность испытать эстетическое наслаждение, наслаждение прекрасным словом, его благозвучностью). 4.Кумулятивная функция (накопление информации). Вывод: Итак, язык выполняет несколько функций в современном мире. Но, бесспорно, его главной функцией является общение. Человек мыслит, делает обобщения, потом излагает это. Для чего? Чтобы быть понятым, чтобы поделиться с другими людьми своими мыслями. Благодаря языку происходит диалог культур, осуществляется общение между народами. Существование языка – великое благо для человечества. 3.Экскурс в историю. Исторические сведения о языке Обучащиеся, сидя за компьютером, знакомятся с историческими сведениями о языке и деятельностью учёных - лингвистов. Педагог выступает в роли консультанта. Язык Различают: -естественный человеческий язык; - язык животных; -искусственные языки (напр., языки программирования). В языкознании изучается естественный человеческий язык. Однако и в языкознании термин "язык" имеет, как минимум, два значения: язык как определенный тип знаковых систем, язык вообще, конкретный язык – та знаковая система, которая используется в некотором обществе в определенный период времени (напр., русский язык). Все существующие и существовавшие раньше человеческие языки могут быть разбиты на группы по принципу родства, т.е. происхождения от определенной языковой традиции – праязыка, или языка-предка. Основа современной науки о языке – языкознания, или лингвистики, была заложена Ф. де Соссюром. Он определял язык как целостную систему знаков, в которой каждый элемент определяется всеми другими. Тем самым язык трактуется как одна из человеческих знаковых систем, поэтому он должен изучаться с позиций общей теории знаковых систем – семиотики. Необходимо различать язык и речь. Речь – индивидуальна и конкретна; язык же – это абстракция, система чисто лингвистических отношений. Представление о языке как о системе позволило сформироваться особому методу его изучения – структурному. Структурный метод лег в основу исследований Пражской лингвистической школы, Московского лингвистического кружка и ряда ученых. Языки-предки русского языка – индоевропейский язы