Урок с применением элементов технологии развивающего и дифференцированного обучения. Ранее усвоенные сведения о союзах воспроизводятся в процессе выполнения упражнений. Используются разноуровневые карточки, репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», таблица «Сочинительные и подчинительные союзы».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Итоговый урок по теме "Союзы" в 7-м классе »
Итоговый урок по теме "Союзы" в 7-м классе
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: «картинки с выставки»
Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения
Цель: закрепить и обобщить сведения о союзах,
знать: морфологические признаки, правило постановки запятой в СП и в предложениях с однородными членами;
уметь: находить союзы в предложениях и определять их разряд по значению; правильно использовать их в своей речи; конструировать СП и предложения с однородными членами, связанными союзами. Прививать интерес к искусству.
Оборудование: индивидуальные и разноуровневые карточки, репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», таблица «Сочинительные и подчинительные союзы»
Ход урока
1. Слово учителя:
Ребята, сегодня мы подводим итог изучению темы «Союзы». Мы вспомним все, чему научились в течение нескольких уроков: сочинительные и подчинительные союзы и их назначение; покажем, что умеем уместно употреблять их в речи и ставить запятую в сложном предложении и в предложениях с однородными членами, а также составлять текст и предложения с такими конструкциями. А поможет нам в этом замечательная картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Но сначала запишем домашнее задание.
2. Д\З
Дома вам предстоит вспомнить сегодняшний разговор, сочетания с союзами, а также предложения, с которыми вы работали и написать сочинение , которое можно начать словами «Глядя на картину А. К. Саврасова «Грачи прилетели», …»
А теперь давайте вспомним, какая часть речи называется союзом.
3. Актуализация опорных знаний по опорной схеме (составлялась поэтапно в течение изучения темы).
4. Работа с текстом.
Разноуровневое задание.
Задание.
Восстановите в данном тексте союзы.
А. К. Саврасов – один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, … она испытывает ранней весной. Еще недавно казалось, … морозы надолго сковали пруд, … он не сможет освободиться ото льда. … чуть пригрело солнышко - в воздухе запахло весной. Поля, виднеющиеся вдали, уже освободились от снега, талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым,… голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи, прилетевшие с юга, деловито вьют себе гнезда на березках, … уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется,… их радостный гомон, крики … шум от взмахов крыльев разносится по всей округе.
Пейзаж прост, но за этой простотой чувствуется душа художника, …все это дорого и близко.
Задание.
Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания.
А. К. Саврасов – один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы … она испытывает ранней весной. Еще недавно казалось … морозы надолго сковали пруд … он не сможет освободиться ото льда. … чуть пригрело солнышко - в воздухе запахло весной. Поля, виднеющиеся вдали, уже освободились от снега, талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи, прилетевшие с юга, деловито вьют себе гнезда на березках, … уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их радостный гомон, крики … шум от взмахов крыльев разносится по всей округе. Пейзаж прост, но за этой простотой чувствуется душа художника, …все это дорого и близко.
Задание.
Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания.Подчеркните грамматические основы.
А. К. Саврасов – один из основоположников русской п_йзажной живописи. Своей картиной «Грачи пр_летели» художник передает состояние пр_роды … она испытывает Ран_ей весной. Еще недавно казалось … морозы надолго сковали пруд … он не сможет освободиться ото льда. … чуть пр_грело солнышко - в воздухе запахло весной. Поля, виднеющиеся вдали, уже освободились от снега, талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весен_ее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи, пр_летевшие с юга, деловито вьют себе гнезда на березках, … уже покривились от времени. Птицы счас_ливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их радос_ный гомон, крики … шум от взмахов крыльев разносится по всей округе. П_йзаж прост, но за этой простотой чу_ствуется душа художника, …все это дорого и близко.
КЛЮЧ
А. К. Саврасов – один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ранней весной. Еще недавно казалось, что морозы надолго сковали пруд, что онне сможет освободиться ото льда. Но чуть пригрело солнышко, и в воздухе запахло весной. Поля, виднеющиеся вдали, уже освободились от снега, талая вода пропитала потемневшие сугробы, инаполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым, но голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи, прилетевшие с юга, деловито вьют себе гнезда на березках, которые уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется , что их радостный гомон, крики, и шум от взмахов крыльев разносится по всей округе.
Пейзаж прост, но за этой простотой чувствуется душа художника, которому все это дорого и близко.
Прочтем получившийся текст. Определите тему текста. Сравните союзы в предпоследнем предложении. Чем они отличаются? Верно, разрядом по значению. Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять разрядов союзов.
1 колонка: Выпишите номера предложений с сочинительными союзами. 1,3, 5
2 колонка: Выпишите номера предложений с подчинительными союзами. 2, 3, 4
1. Грачи радостно и громко провозглашают о приходе весны. 2. Хотя еще нет яркого солнца, сквозь свинцово-белые облака уже голубеет край неба. 3. Кажется, что весну ждали не только грачи, но и церквушка, виднеющаяся за деревьями, забор, освещенный весенним солнцем. 4. Робкие лучи солнца проложили по снегу голубые тени, он стал рыхлым, пористым, будто вата. 5. Солнца нет, однако в воздухе пахнет весной.
КЛЮЧ
Сочинительные союзы
Подчинительные союзы
и союзные слова
1 и
2 хотя
3 не только …, но и…
3 что
5 однако
4 будто
Составьте схему последнего предложения. Какую роль играют сочинительные союзы, подчинительные?
5. Работа по развитию речи.
Действительно, мы очень часто употребляем союзы в речи, потому что они помогают нам соединить однородные члены и части сложного предложения. Это делает нашу речь выразительнее, богаче, но иногда допускаем ошибки.
Задание:Вам предстоит исправить грамматические ошибки, заменив деепричастные обороты синонимическими конструкциями (сложными предложениями или предложениями с однородными членами), а заодно вспомнить деепричастный оборот.
Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к родному краю.
А. К. Саврасов, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.
Художник, тщательно прописав каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, и с любовью изобразил на ближнем плане грача с веточкой в клюве.
КЛЮЧ
Когда мы рассматриваем картину, то чувствуем отношение художника к родному краю.
А. К. Саврасов заметил удивительное в окружающем мире и рассказал об этом людям.
Художник тщательно прописал каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, и с любовью изобразил на ближнем плане грача с веточкой в клюве.
6. Работа с разноуровневыми карточками.
Мы продолжаем работу над обобщением темы, и я хочу вам предложить продемонстрировать уровень своих знаний по разделу «Слитное написание союзов также, тоже, зато».
Уровень
Раскройте скобки
Как (будто) тянутся к солнцу; нужны веточки; что(бы) построить дом; что (бы) ни изобразил – все красиво; заметишь, потому (что) будешь внимателен; пасмурный, за(то) по-весеннему радостный; церквушка то(же) согрета солнцем; спряталась за (то) дерево; здесь так(же) вода;
Уровень
Представьте, что вам нужно описать весенний день. Составьте предложения с данными сочетаниями, чтобы их можно было использовать в вашем тексте. Раскройте скобки.
Как (будто) тянутся к солнцу; нужны веточки; что(бы) построить дом; что (бы) ни изобразил – все красиво; заметишь, потому (что) будешь внимателен; пасмурный, за(то) по-весеннему радостный; церквушка то(же) согрета солнцем; спряталась за (то) дерево; здесь так(же) вода; забор так(же) обласкан теплым светом. Для справок искривленный, весенний, неяркий, солнечный
Уровень
Представьте, что вам нужно описать весенний день, глядя из окна своей комнаты. Составьте текст, используя данные сочетания. Раскройте скобки.
Как (будто) тянутся к солнцу; нужны веточки; что(бы) построить дом; что (бы) ни изобразил – все красиво; заметишь, потому (что) будешь внимателен; пасмурный, за(то) по-весеннему радостный; церквушка то(же) согрета солнцем; спряталась за (то) дерево; здесь так(же) вода; забор так(же) обласкан теплым светом.
Выполненные задания проверяются индивидуально.
Итоги урока.
Сегодня мы вспомнили понятие «союз», показали, что знаем разряды союзов по значению, умеем правильно и уместно употреблять их в речи. Кроме того, мы вспомнили тему «Слитное написание союзов также, тоже, зато». А еще мы познакомились с удивительной картиной А. К. Саврасова «Грачи прилетели».