kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Итоговое занятие по курсу «Смысловое чтение» в 5 классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

результате изучения данного курса мы научились:

  • определять основную тему текста,
  • адекватно подбирать заголовок,
  •  делить текст на смысловые части и озаглавливать их,
  • составлять план, выделять микротемы в тексте т.е. делили текст на абзацы,
  • учились последовательно излагать свои мысли.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«итоговое занятие по курсу «Смысловое чтение» в 5 классах. »

Открытое занятие по курсу «Смысловое чтение» в 5 классах.

Ход занятия

Учитель: Ребята, здравствуйте! Сегодня у нас открытое итоговое занятие по курсу «Смысловое чтение»

Все учителя хотят, чтобы вы точно и полно понимали прочитанное, могли выражать свои мысли четко, доказательно, грамотно. На наших занятиях мы с вами усваивали: Законы построения текста

  • Перед вами портрет великого русского ученого. Назовите его имя?

И я хотела бы , чтобы эпиграфом послужили слова

Сергея Рубинштейна : «Мыслить человек начинает, когда у него возникает потребность что-то понять» На наших занятиях мы учились понимать текст

  • Сейчас выполним специальные упражнения на понимание прочитанного .

  • Я ,думаю, что после наших занятий вы станете читателями, которые, умеют наслаждаться, сопереживать, думать.

1 Итак ,перед вами текст, но он без названия. Внимательно прочитайте текст, придумайте заголовок, наиболее точно передающий основную идею текста.

Удивительным человеком был Михаил Васильевич Ломоносов(1711 -1765). Сын поморского крестьянина, он испытал непреодолимую тягу к учению. В возрасте 19 лет он покинул отчий дом и пешком отправился с рыбным обозом в Москву. Трудным был путь юноши к науке, но преодолев все препятствия, он стал великим естествоиспытателем и блестящим поэтом, художником и историком, основателем Московского университета. Кроме того, М.В.Ломоносов был создателем русской лингвистики – науки о языке, создателем первой научной грамматики. По этой книге занималось более пятидесяти поколений русских школьников. М.В..Ломоносов всегда подчеркивал, что без грамматики невозможно познать родной язык и все другие науки. « Все науки в грамматике нужду имеют,» - писал ученый. И был, конечно, прав. Чтобы правильно и грамотно изложить какую –то мысль по любому школьному предмету, нужно владеть правилами построения родной речи.

Выполним упражнение по озаглавливанию текста

  • 1Как можно озаглавить текст, учитывая его основную тему?

Но для этого вспомним требования к заголовку текста:

Заголовок должен сообщить читателю, о чем статья, и побудить его эту статью прочесть.

Требования к заголовку в общем виде таковы: быть достаточно привлекательным, чтобы заинтересовать читателей,

  • быть ясным высказыванием;

  • заключать в себе основную идею текста;

  • не противоречить содержанию материала;

  • быть понятно сформулированным;

  • возбуждать интерес читателя.

(М.В.Ломоносов)Почему?(Говорится о великом ученом) заключать в себе основную идею текста;

Какова основная мысль текста?

• Все науки в грамматике нужду имеют.

Трудная судьба великого ученого.

• Ученый мирового значения.

• Правила построения родной речи.

Михаил Васильевич Ломоносов был великим естествоиспытателем и блестящим поэтом, художником и историком, создателем русской лингвистики

Итак, упражнения на Построение смысловых опор, планов

В тексте 3 смысловых части. Выделите опорные ключевые слова, несущие первостепенную информацию, составьте план.

  • Простой план.

1. Трудный путь юноши к науке.

2 М.В.Ломоносов - создатель русской лингвистики.

3. Без грамматики невозможно познать родной язык.

???

  • Для чего необходим план?

1Помогает лучше понять тему текста

2.Воспроизвести хронологию событий.

3.Сохранить последовательность изложения.

Прочитайте второй текст про М.В.Ломоносова и найдите отличия .Что нового вы узнали об этом человеке?

М.В.Ломоносов (1711-1765)- сын поморского крестьянина в 19 лет тайком от отца отправился учиться в Москву, обманом поступил в славяно-греко-латинскую академию. В 25 лет как лучший ученик был послан в Германию для изучения горного дела. Изучал языки, филологию, точные науки. Вернувшись в Россию, стал академиком, профессором химии, явился отцом новой русской науки и культуры. В 1755году он открыл русский университет, который носит его имя. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия – вот основные отрасли, в которых работал Ломоносов. И везде он сказал свое веское слово.

  • Ломоносов М.В. был гениален во всем, но .Какое открытие М.В.Ломоносова соотносится с изучением языка

• Открытие атмосферы на Венере

• Доказательства возможности Северного морского пути в Индию

• Открытие того, что славянский язык принадлежит к древнейшим индоевропейским языкам. Установление факта, что древнерусский язык произошел из славянского языка

• Создание русского мозаичного искусства.

  • А теперь я проверю, какая у вас память и насколько вы внимательны:

Листочки перевернули и слушайте меня внимательно. Если согласны, то ставьте +, если нет, то -

1 Ломоносов -сын поморского помещика -

2. Отправился с рыбным обозом в Москву +

3 В 28 лет как лучший ученик был послан во Францию -

4 М.В.Ломоносов был создателем русской лингвистики – науки о языке,+

5, Был основателем Петербургского университета.-

6-. В возрасте 18 лет он покинул отчий дом

Молодцы! Вы очень внимательны и замечаете все неточности, которые я вам говорила.



  • Следующий этап работы:

Ребята, мы с вами знаем, что ваши работы должны характеризоваться :

  • смысловой цельностью.

  • речевой связностью .

  • последовательностью изложения.

Перед вами перепутанные предложения. Вы должны переставить их местами, чтобы получился связный и последовательный текст.

Образец.

1Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик.

2 Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишанская близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора.

3 Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан.

4Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: «Арифметику» Магницкого, «Славянскую грамматику» Смотрицкого и «Псалтирь рифмотворную» Симеона Полоцкого

5 В декабре 1730 года ушел с рыбным обозом в Москву.

6В январе 1731 года Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам.

7 Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.

Перепутанные предложения:

1Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан.

2 Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: «Арифметику» Магницкого, «Славянскую грамматику» Смотрицкого и «Псалтирь « Симеона.

3В декабре 1730 года ушел с рыбным обозом в Москву.

4Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.

5 Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик.

6. Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишанская близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора.

7.В январе 1731 года Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам.

Поработаем над словом:

Ребята,перед вами фрагмент из книги М.В.Ломоносова «Российская грамматика».

Все ли вам понятно?

Найдите и назовите слова, значения которых вам непонятно. Как вы думаете, почему значения этих слов вам не ясны? (устаревшие слова, вышедшие из активного употребления).О чем тест? ( о величии русского языка)

«Познать красоту русского языка, уметь использовать его безграничные возможности, разумом проникая в его устроение – задача россиянина. Язык российский не токмо обширностию мест, где он господствует, но и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. И ежели чего точно изобразить не можем, не языку нашему, но недовольному своему в нем искусству приписывать долженствуем»

(токмо – только)

(ежели – если)

(долженствуем - должны)

  • Ребята, нам бы хотелось , чтобы у каждого из вас была литературно грамотная речь, чтоб вы выражались не только простыми предложениями, но и сложными.

Прочитайте простые предложения. Объедините их в сложное, используя союзы ПОЭТОМУ, ПОТОМУ ЧТО, НО.

1. Семья была очень бедной. Мальчик рано начал работать вместе с отцом.

2. Михаил очень хотел учиться. Он самостоятельно начал изучать грамматику и арифметику.

3. В Москве Ломоносов часто голодал. Его отец не мог посылать ему деньги.

4. Жизнь Ломоносова в Москве была трудной. Он всегда учился очень хорошо.

5. Научная работа Ломоносова была разнообразной. Он занимался физикой, химией, историей, русской грамматикой и другими науками.

6. В то время в России нельзя было получить высшее образование. Ломоносов всегда думал о создании университета в России.

7. В 1755 году Ломоносов основал в Москве первый университет. Теперь этот университет носит его имя.

Подведение итогов:

В результате изучения данного курса мы научились:

  • определять основную тему текста,

  • адекватно подбирать заголовок,

  • делить текст на смысловые части и озаглавливать их,

  • составлять план, выделять микротемы в тексте т.е. делили текст на абзацы,

  • учились последовательно излагать свои мысли.

Я ,думаю, что после наших занятий вы станете читателями, которые, умеют наслаждаться, сопереживать, думать.

Если останентся время, дать ребятам 1 -2 минуты повторить тексты и пересказать . Расскажите. Что вы узнали на занятии о Ломоносове.М.В.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
итоговое занятие по курсу «Смысловое чтение» в 5 классах.

Автор: Звягинцева Елена Сергеевна

Дата: 19.10.2015

Номер свидетельства: 241621

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Программа курса внеурочной деятельности "Я - Читатель" для 1 класса "
    ["seo_title"] => string(72) "proghramma-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-ia-chitatiel-dlia-1-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "108222"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403615391"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Рабочая программа "Умелые руки 1-4 классы" "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-umielyie-ruki-1-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "116807"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412611546"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект»"
    ["seo_title"] => string(72) "rabochaia_programma_kursa_vneurochnoi_deiatelnosti_uchus_sozdavat_proekt"
    ["file_id"] => string(6) "649673"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1714060229"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Образовательная программа основного общего образования. 5 класс В соответствии с ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(95) "obrazovatiel-naia-proghramma-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-5-klass-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "114995"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411758546"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа "Разговор о правильном питании" "
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaia-proghramma-razghovor-o-pravil-nom-pitanii"
    ["file_id"] => string(6) "107973"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403519513"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства