Просмотр содержимого документа
«Использование художественного текста в обучении русскому языку»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“Средняя общеобразовательная школа №1 пгт Ленино”
Ленинского района Республики Крым
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА учителя: Квятковской Александры Александровны
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Педагогические цели.
Создать условия для осмысления теоретических знаний по теме.
Формирование у школьников умения извлекать из текста разные виды информации и способствовать формированию коммуникативных умений и навыков.
Продолжать работу над определением признаков текста, его темы и основной мысли.
Воспитывать у учащихся наблюдательность, бережное отношение к природе.
Тип урока. Урок применения знаний и формирование умений.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: базовый уровень – знают текст. Деление его на микротемы, его признаки. Языковые средства связи между предложениями.
Личностные: осознают необходимость изучения использования художественного текста, родного языка, формируют этическое отношение к слову, чувство ответственности по отношению к словарной работе. Адекватно судят о причинах своего успеха в общении с другими людьми. Проявляют познавательный интерес к учебному материалу. (Легенда)
Логические: развитие критического мышления и ассоциативного. Умение анализировать языковой материал художественного текста. Обобщать, делать выводы в работе с текстом.
Регулятивные. Правильно понимать учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Проводят взаимоконтроль. Адекватно оценивают свою работу и деятельность сверстников на уроке.
Коммуникативные.Умеют взаимодействовать в групповой работе. Учатся слушать друг друга и вносить коррективы.
I. Организационный момент. (Приветствие). Наличие словарей на парте. (подг. к уроку) Создаём эмоциональный настрой, желаем успеха.
II. Целевая установка. Попробуем собрать из слов, разбросанных на доске, тему урока. «Использование художественного текста в обучении русскому языку» О чём будем говорить на уроке? Читаем эпиграф к уроку:
Палим во что попало – жаден глаз.
И рубим, и взрываем, и коряжим.
Природа-мать ждёт милостей от нас.
Взять их у нас, увы, она не может.
В. Луговской
Какой материал будем использовать при изучении темы?
О чём в нём говорится?
Какие цели ставим перед собой?
– тема – экологическая
– природа и человек
Слово учителя.
Как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем говорить о природе. О ней писали с благоговением и любовью А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев, А.П. Чехов и И. Бунин, М. Пришвин и К. Паустовский, славя её красоту и величие.
Мотивация.
Писатели стремились воспитать у своих читателей трепетное, любовное отношение к их матери – природе, к русскому лесу.
Природа и человек – главная тема литературы во все времена и у всех народов. В XXI веке она зазвучала с новой силой. Предлагаем вашему вниманию ещё текст одного писателя В. Вересаева.
Легенда
Эту легенду мне когда-то рассказал путешественник-англичанин.
Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа. Толпа весёлых, подвыпивших моряков съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костёр. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом тихие стоны и оханье. Жуть их взяла. Всю ночь моряки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавались судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.
А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в.волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют сорвать ни листочка.
Веселые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю остальную жизнь они никогда больше не улыбались.
Мне представляется: наша жизнь – это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом все живет, всё чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топором, ждем, — побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь... Как всё это сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны.
(В.В. Вересаев)
III. Актуализация опорных знаний.
Беседа.
Дайте определение тексту.
Что такое тема?
Основная мысль?
Микротема?
С помощью чего связываются предложения в тексте?
IV. Работа с текстом.Чтение, осмысление. Какие слова вызывают у вас затруднение?
V. Словарно-лексическая работа. Работа со словарями. (орфографическими, толковыми)
Сильные дети работают с толковыми словарями.
Священный – обладающий святостью, божественный (в религиозном представлении).
Лианы – южное вьющееся растение.
Благоговение – глубочайшее почтение.
Класс работает с орфографическими словарями. Объясняют правописание трудных слов, анализируют.
VI. Построение смысловых ассоциаций.
Какие ассоциации возникали у вас, когда вы читали текст?
VII. Изучение нового материала. Систематизация знаний.
Беседа:
Чем вас текст заинтересовал?
Как его можно озаглавить?
Моряки посетили остров.
Священный остров.
Какова основная мысль текста и в какой части она заключена003F
Вот она: «В жизнь нужно входить с благоговейным трепетом, как в священный лес»
Обоснуйте мысль. (Жизнь дается один раз, прожить её нужно красиво, никому не делая зла. Даже природе) Учащиеся комментируют ответ и сохраняют учебную задачу.
VIII. Работа в группах.
1гр. Определить стиль текста. (Художественный, потому что воздействует на читателя и заставляет размышлять)
– Только лишь это?
– Докажите, что это художественный стиль речи. (Есть в тексте выразительные средства языка. Для этого стиля характерны сравнения, образные определения и другие средства языка)
Приводим примеры.
2 гр. Найти выразительные средства языка.
Эпитеты:
… священный лес;
… судорожный шорох.
Метафоры:
… пароход заночевал.
… деревья живые, у них есть душа.
… в волокнах бежит кровь.
… стояли красные лужи.
… из сучьев капали алые капли.
Сравнения:
… Лианы корчились на земле, как перерезанные змеи.
… В жизнь нужно входить, как в священный лес.
– Жуть их взяла. Что это?
– Как вы понимаете? (Просторечное слово, фразеологизм)
3 гр. Каков тип данного текста?
– Повествование. Есть начало, действие, развитие и завершение.
Найдите морфологические средства языка, которые формируют повествование.
– Это глаголы .Выпишите.
Заночевал пароход; толпа моряков съехала на берег; вошли в лес; срезали сучья; срубили, свалили кокосовое дерево; рвали орехи; услышали стоны.
– Что стоит на первом месте? (глаголы). Они подчёркивают динамику действий.
– Почему толпа съехала, а не сошла? (Это был не порт, а случайное место, неприспособленное для стоянки парохода, добрались до берега на шлюпках)
IX. Практикум. Ответить на вопросы.
Микротема – это …
Зачем разбиваем текст на абзацы? (Это связано с переходом от одной мысли к другой. Смена событий. Появление новых персонажей).
Попутно повторяем смысловую связь между предложениями.
X. Работа над развитием коммуникативно-речевых навыков.
Выписать предложение, в котором выражена основная мысль. («Да,в жизнь нужно входить не весёлой гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны)
Чему учит текст?
Докажи, что это текст.
наличие темы и основной мысли;
заголовок;
смысловая связь между предложениями;
определённая последовательность предложений;
использование языковых средств связи.
XI. Межпредметные связи.
– Какие произведения читали на экологическую тему?
– Сравним. Что хотел сказать Белов своей книгой «Лад»? (Нет лада между человеком и природой, потому что он перестал быть хозяином земли, которая кормила, одевала, дарила ему прохладу. Человек перестал быть разумным хозяином. Но когда приходит срок, берёт Земля человека в себя и успокаивала навеки)
– Этим летом горела планета. Загораются леса то в одном, то в другом месте. Ваше предположительное мнение: почему это происходит? (стекло от бутылки способно спровоцировать пожар, небрежно брошенный окурок и т.д.)
– Какие мысли у вас возникают после прослушанного текста?
– Почему появились такие деревья в мире? Обоснуйте.
XIII. Итог. Рефлексия. Постановка вопросов, направленных на формирование оценочных умений по изученной теме. Рефлексия – размышление, самоанализ деятельности её результатов.
– Над какой темой работали?
– Всё ли удалось?
– Что нового узнали?
– Что ещё хотели бы узнать по этой теме?
– Заполните карту самооценки.
– Сегодня я узнал о том, что …
– Было интересно познакомиться с информацией на …
– Меня удивило то, что …
– Урок дал мне для жизни …
XIV. Домашнее задание. Сделать анализ художественного мини-текста. Упр. 82.