kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование художественного текста в обучении русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Использование художественного текста в обучении русскому языку

Педагогические цели.

  1. Создать условия для осмысления теоретических знаний по теме.
  2. Формирование у школьников умения извлекать из текста разные виды информации и способствовать формированию коммуникативных умений и навыков.
  3. Продолжать работу над определением признаков текста, его темы и основной мысли.
  4. Воспитывать у учащихся наблюдательность, бережное отношение к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование художественного текста в обучении русскому языку»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

“Средняя общеобразовательная школа №1 пгт Ленино”

Ленинского района Республики Крым



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
учителя: Квятковской Александры Александровны



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Педагогические цели.

  1. Создать условия для осмысления теоретических знаний по теме.

  2. Формирование у школьников умения извлекать из текста разные виды информации и способствовать формированию коммуникативных умений и навыков.

  3. Продолжать работу над определением признаков текста, его темы и основной мысли.

  4. Воспитывать у учащихся наблюдательность, бережное отношение к природе.

Тип урока. Урок применения знаний и формирование умений.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: базовый уровень – знают текст. Деление его на микротемы, его признаки. Языковые средства связи между предложениями.

Личностные: осознают необходимость изучения использования художественного текста, родного языка, формируют этическое отношение к слову, чувство ответственности по отношению к словарной работе. Адекватно судят о причинах своего успеха в общении с другими людьми. Проявляют познавательный интерес к учебному материалу. (Легенда)

Метапредметные: познавательные – общеучебные.

  1. Формируют ответы на вопросы по изучаемой теме.

  2. Внимательно слушают легенду, строят речевые высказывания.

  3. Логические: развитие критического мышления и ассоциативного. Умение анализировать языковой материал художественного текста. Обобщать, делать выводы в работе с текстом.

Регулятивные. Правильно понимать учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Проводят взаимоконтроль. Адекватно оценивают свою работу и деятельность сверстников на уроке.

Коммуникативные.Умеют взаимодействовать в групповой работе. Учатся слушать друг друга и вносить коррективы.

Основное содержание темы, понятия и термины.

  • Художественный текст

  • Стили речи

Образовательные ресурсы

  1. Учебник «Русский язык».

  2. Карточки для групповой работы.

  3. Словари (орфографические, толковые)

  4. Тексты

  5. Презентация «Деревья-людоеды»

Оборудование. Учебники, раздаточный материал, экран, компьютер, проектор.

ЭТАПЫ УРОКА.

I. Организационный момент. (Приветствие). Наличие словарей на парте. (подг. к уроку) Создаём эмоциональный настрой, желаем успеха.

II. Целевая установка. Попробуем собрать из слов, разбросанных на доске, тему урока. «Использование художественного текста в обучении русскому языку» О чём будем говорить на уроке? Читаем эпиграф к уроку:

Палим во что попало – жаден глаз.

И рубим, и взрываем, и коряжим.

Природа-мать ждёт милостей от нас.

Взять их у нас, увы, она не может.

В. Луговской

  1. Какой материал будем использовать при изучении темы?

  2. О чём в нём говорится?

  3. Какие цели ставим перед собой?

– тема – экологическая

– природа и человек

Слово учителя.

Как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем говорить о природе. О ней писали с благоговением и любовью А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев, А.П. Чехов и И. Бунин, М. Пришвин и К. Паустовский, славя её красоту и величие.

Мотивация.

Писатели стремились воспитать у своих читателей трепетное, любовное отношение к их матери – природе, к русскому лесу.

Природа и человек – главная тема литературы во все времена и у всех народов. В XXI веке она зазвучала с новой силой. Предлагаем вашему вниманию ещё текст одного писателя В. Вересаева.

Легенда

Эту легенду мне когда-то рассказал путешественник-англичанин.

Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа. Толпа весёлых, подвыпивших моряков съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костёр. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом тихие стоны и оханье. Жуть их взяла. Всю ночь моряки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавались судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.

А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в.волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют сорвать ни листочка.

Веселые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю остальную жизнь они никогда больше не улыбались.

Мне представляется: наша жизнь – это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом все живет, всё чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топором, ждем, — побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь... Как всё это сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны.

(В.В. Вересаев)




III. Актуализация опорных знаний.

Беседа.

  1. Дайте определение тексту.

  2. Что такое тема?

  3. Основная мысль?

  4. Микротема?

  5. С помощью чего связываются предложения в тексте?

IV. Работа с текстом. Чтение, осмысление. Какие слова вызывают у вас затруднение?

V. Словарно-лексическая работа. Работа со словарями. (орфографическими, толковыми)

  1. Сильные дети работают с толковыми словарями.

Священный – обладающий святостью, божественный (в религиозном представлении).

Лианы – южное вьющееся растение.

Благоговение – глубочайшее почтение.

  1. Класс работает с орфографическими словарями. Объясняют правописание трудных слов, анализируют.

VI. Построение смысловых ассоциаций.

  • Какие ассоциации возникали у вас, когда вы читали текст?

  • Сделайте рисунки, запишите слова, прокомментируйте ассоциации.

  • Выстраивают ассоциативный ряд.

VII. Изучение нового материала. Систематизация знаний.

Беседа:

  1. Чем вас текст заинтересовал?

  2. Как его можно озаглавить?

    1. Моряки посетили остров.

    2. Священный остров.

  3. Какова основная мысль текста и в какой части она заключена003F

  4. Вот она: «В жизнь нужно входить с благоговейным трепетом, как в священный лес»

  5. Обоснуйте мысль. (Жизнь дается один раз, прожить её нужно красиво, никому не делая зла. Даже природе) Учащиеся комментируют ответ и сохраняют учебную задачу.

VIII. Работа в группах.

1гр. Определить стиль текста. (Художественный, потому что воздействует на читателя и заставляет размышлять)

– Только лишь это?

– Докажите, что это художественный стиль речи. (Есть в тексте выразительные средства языка. Для этого стиля характерны сравнения, образные определения и другие средства языка)

Приводим примеры.

2 гр. Найти выразительные средства языка.

Эпитеты:

… священный лес;

… судорожный шорох.

Метафоры:

… пароход заночевал.

… деревья живые, у них есть душа.

… в волокнах бежит кровь.

… стояли красные лужи.

… из сучьев капали алые капли.

Сравнения:

… Лианы корчились на земле, как перерезанные змеи.

… В жизнь нужно входить, как в священный лес.

– Жуть их взяла. Что это?

– Как вы понимаете? (Просторечное слово, фразеологизм)

3 гр. Каков тип данного текста?

– Повествование. Есть начало, действие, развитие и завершение.

Найдите морфологические средства языка, которые формируют повествование.

– Это глаголы .Выпишите.

Заночевал пароход; толпа моряков съехала на берег; вошли в лес; срезали сучья; срубили, свалили кокосовое дерево; рвали орехи; услышали стоны.

– Что стоит на первом месте? (глаголы). Они подчёркивают динамику действий.

– Почему толпа съехала, а не сошла? (Это был не порт, а случайное место, неприспособленное для стоянки парохода, добрались до берега на шлюпках)

IX. Практикум. Ответить на вопросы.

  1. Микротема – это …

  2. Зачем разбиваем текст на абзацы? (Это связано с переходом от одной мысли к другой. Смена событий. Появление новых персонажей).

Попутно повторяем смысловую связь между предложениями.

X. Работа над развитием коммуникативно-речевых навыков.

  1. Выписать предложение, в котором выражена основная мысль. («Да,в жизнь нужно входить не весёлой гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны)

  2. Чему учит текст?

  3. Докажи, что это текст.

    1. наличие темы и основной мысли;

    2. заголовок;

    3. смысловая связь между предложениями;

    4. определённая последовательность предложений;

    5. использование языковых средств связи.

XI. Межпредметные связи.

– Какие произведения читали на экологическую тему?

– Сравним. Что хотел сказать Белов своей книгой «Лад»? (Нет лада между человеком и природой, потому что он перестал быть хозяином земли, которая кормила, одевала, дарила ему прохладу. Человек перестал быть разумным хозяином. Но когда приходит срок, берёт Земля человека в себя и успокаивала навеки)

– Этим летом горела планета. Загораются леса то в одном, то в другом месте. Ваше предположительное мнение: почему это происходит? (стекло от бутылки способно спровоцировать пожар, небрежно брошенный окурок и т.д.)

XII. Презентация. Индивидуальное сообщение. (3 слайда) «Деревья-людоеды»

– Какие мысли у вас возникают после прослушанного текста?

– Почему появились такие деревья в мире? Обоснуйте.

XIII. Итог. Рефлексия. Постановка вопросов, направленных на формирование оценочных умений по изученной теме. Рефлексия – размышление, самоанализ деятельности её результатов.

– Над какой темой работали?

– Всё ли удалось?

– Что нового узнали?

– Что ещё хотели бы узнать по этой теме?

– Заполните карту самооценки.

– Сегодня я узнал о том, что …

– Было интересно познакомиться с информацией на …

– Меня удивило то, что …

– Урок дал мне для жизни …

XIV. Домашнее задание. Сделать анализ художественного мини-текста. Упр. 82.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование художественного текста в обучении русскому языку

Автор: Квятковская А.А.

Дата: 25.01.2016

Номер свидетельства: 282530

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "методическая разработка по теме "Комплексный анализ художественного текста при обучении русскому языку" "
    ["seo_title"] => string(117) "mietodichieskaia-razrabotka-po-tiemie-komplieksnyi-analiz-khudozhiestviennogho-tieksta-pri-obuchienii-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "235137"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443614984"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Обобщение опыта по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(110) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-lichnostno-oriientirovannyi-podkhod-v-obuchienii-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "116568"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412520863"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Доклад "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(67) "doklad-ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "174327"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424107555"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "«Технология развития критического мышления через чтение и письмо  при обучении русскому языку»"
    ["seo_title"] => string(99) "tiekhnologhiiarazvitiiakritichieskoghomyshlieniiachieriezchtieniieipismopriobuchieniirusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "297080"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456140327"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Статья "Особенности преподавания литературного  чтения на русском языке в казахской  школе" "
    ["seo_title"] => string(101) "stat-ia-osobiennosti-priepodavaniia-litieraturnogho-chtieniia-na-russkom-iazykie-v-kazakhskoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "139428"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417711788"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства