kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеллектуальная игра- урок "Знатоки русского языка" для учащихся 6 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Интеллектуальная игра - урок « Знатоки русского языка» для                 учащихся 6 класса
Автор: Долгополова Ирина Валерьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №96 г. Екатеринбурга.
Цели урока:
Учебная: закрепление умений и навыков, полученных учащимися на уроках русского языка.
Развивающая: развитие творчества, логического мышления, речи, коммуникативных возможностей учащихся.
Воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка, внимания к слову, чувства коллективизма.
Правила проведения урока: класс делится на 2 или 3 команды. Если команда отвечает неправильно, ход переходит к другой команде. Если ни одна из команд не дала правильного ответа, ведущий называет правильный ответ, за каждый правильный ответ -1 балл.
Оборудование: секундомер, таблички с названиями команд, карточки для некоторых заданий.
Этот урок проводился в рамках Предметной недели русского языка и литературы.
ХОД УРОКА
 Представление команд (название, девиз).

1раунд. «История языка»
-Какая буква самая  молодая в русском алфавите?
( В 1797году  писатель Николай Михайлович Карамзин в  своём сборнике стихов впервые использовал букву Ё, в 1997году ей исполнилось 200 лет, до этого времени произносили «пес», «мед».)
- Кто был создателем  первого славянского алфавита? Назвать два имени.
( Кирилл и Мефодий в 9 веке нашей эры создали первый славянский алфавит, а пользоваться им стали в 10-11 веке).
-Кто составил « Толковый словарь живого великорусского языка?
(Над созданием своего словаря Владимир Иванович Даль работал 47 лет)
- Самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги «Отверженные». Гюго послал своему издателю письмо, где стоял только «?» Что получил писатель в ответ, как вы думаете?
(!)
-Как называются в русском языке слова- близнецы, одинаково написанные, но не имеющие ничего общего по смыслу?
(омонимы)
- Что за часть речи описана в следующем предложении?
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
(Имя прилагательное)
- С тех пор как люди изобрели письмо, они старались усовершенствовать его в двух направлениях: научиться писать, во- первых, красивее и, во- вторых, быстрее. Как называется искусство красивого письма?
(Каллиграфия)
-Задумывались ли Вы когда-нибудь, почему слова звучат именно так, а не иначе. Почему именно – «стол», «дом», «солнце»? Устанавливая историю слов, учёные, прежде всего, исследуют письменные памятники, то есть древние рукописи, документы, книги и различные надписи прошлых веков. Так мы узнаём, что означало когда-то то или иное слово. Как же называется наука, которая  изучает происхождение слов?
(Этимология)
-Эти знаки появились значительно позже, чем была изобретена письменность. Без них люди прекрасно обходились если не тысячи, то сотни лет. Зато современный человек вынужден тратить годы на освоение этой премудрости. Что это за знаки?
(Знаки препинания)
-Как называются слова, которые совсем недавно появились в нашей речи?
(Неологизмы)
2 раунд. « В мире слов».
- В разговорном языке культурных людей, писателей и поэтов- от 15000 до 18000 слов. Великий Пушкин, располагавший словарём в 20000 слов, мог выражать самые тонкие душевные переживания. Какую же гамму человеческих чувств, настроений, мыслей может нарисовать народ, обладая несметным сокровищем в 200000слов! А сколько слов знаете вы? Придумайте, как можно больше слов, состоящих из 5 букв, начинающихся и заканчивающихся на букву К.
К    а    т    о    К
К    у    л    ё    К
К    у    с    о    К
К    о    н    ё    К

- Придумайте, как можно больше слов, состоящих из трёх букв.
( кот, мяч, сок, ток и т.д.)
3 раунд.  « Шарады».
- Названия блюд нужно составить из всех букв, входящих в слова.
1. КРОТ+КАША = 
2.БОБР+ РЕДУТ=
3.СУД+ТЕНЬ=
4.ТОСКА+ПАР+ШОВ=
(картошка, бутерброд, студень, простокваша)
-Из каждой пары слов остались только «голова» первого и «хвост» второго. Нужно догадаться, что должно стоять посередине.
ГО... НИК   (род, город-родник)
КЛУ... АЛ   (бок, клубок- бокал)
ПАРО...ГЛАС   (воз, паровоз-возглас)
МЕ... ОЛАД   (шок, мешок- шоколад)
ДУ...ИТА  (рак, дурак- ракита)
- Назовите « ШЕСТЬ РАКОВ»
Р        А        К        
Этот РАК из сатина сшит.
Р    А    К            
Этот РАК на Луну летит.
    Р    А                    К
Этот РАК- долгожданный день.
        Р            А        К    
Этот может вспорхнуть на пень.
        Р    А                К
Этот РАК сторожит дворец.
        Р    А                    К    
Этот кисленький леденец.
(рубашка, ракета, куропатка, охранник, карамелька)
- Назовите « ШЕСТЬ ОС».
О    С            А
На этой ОСЕ в октябре позолота.
О    С            А
А эта растёт на лугу, у болота.
    О    С                А        
А эта ОСА на Луну улетает.
    О    С                    А
Эта на Солнце худеет и тает.
    О    С        А
С этою спит в колыбели малыш.
    О        С                    А
Эта по классу крадётся, как мышь.
(осина, осока, космонавт, сосулька, соска, подсказка)
4 раунд.  «Фразеологизмы».
-Вспомните, как можно больше фразеологических оборотов со словами : НОС, ГЛАЗ, УХО.
(НОС  - задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру, остаться с носом, встретиться нос к носу и т.д.;
ГЛАЗ - мозолить глаза, говорить правду в глаза, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз, хоть глаз выколи и т.д.;
УХО - держать ухо востро, пропускать мимо ушей, покраснеть до ушей, медведь на ухо наступил, развесить уши, навострить уши, слушать краем уха и т.д.)
5 раунд. «Звёздный час».
-Придумайте из слова МЕТРОПОЛИТЕН, как можно больше других слов, только имена существительные в единственном числе.
(Когда время заканчивается, проверяем задание так: команда с максимальным количеством баллов начинает первая отвечать, другая команда, если у неё такое слово есть, зачёркивает  , называет своё слово. 
 У кого оказалось больше незачёркнутых слов,  тот победил в этом этапе.)
Подведение итогов игры. Вручение призов победителям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра- урок "Знатоки русского языка" для учащихся 6 классов»

Интеллектуальная игра - урок « Знатоки русского языка» для учащихся 6 класса

Автор: Долгополова Ирина Валерьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №96 г. Екатеринбурга.

Цели урока:

Учебная: закрепление умений и навыков, полученных учащимися на уроках русского языка.

Развивающая: развитие творчества, логического мышления, речи, коммуникативных возможностей учащихся.

Воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка, внимания к слову, чувства коллективизма.

Правила проведения урока: класс делится на 2 или 3 команды. Если команда отвечает неправильно, ход переходит к другой команде. Если ни одна из команд не дала правильного ответа, ведущий называет правильный ответ, за каждый правильный ответ -1 балл.

Оборудование: секундомер, таблички с названиями команд, карточки для некоторых заданий.

Этот урок проводился в рамках Предметной недели русского языка и литературы.

ХОД УРОКА

Представление команд (название, девиз).



1раунд. «История языка»

-Какая буква самая молодая в русском алфавите?

( В 1797году писатель Николай Михайлович Карамзин в своём сборнике стихов впервые использовал букву Ё, в 1997году ей исполнилось 200 лет, до этого времени произносили «пес», «мед».)

- Кто был создателем первого славянского алфавита? Назвать два имени.

( Кирилл и Мефодий в 9 веке нашей эры создали первый славянский алфавит, а пользоваться им стали в 10-11 веке).

-Кто составил « Толковый словарь живого великорусского языка?

(Над созданием своего словаря Владимир Иванович Даль работал 47 лет)

- Самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги «Отверженные». Гюго послал своему издателю письмо, где стоял только «?» Что получил писатель в ответ, как вы думаете?

(!)

-Как называются в русском языке слова- близнецы, одинаково написанные , но не имеющие ничего общего по смыслу?

(омонимы)

- Что за часть речи описана в следующем предложении?

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

(Имя прилагательное)

- С тех пор как люди изобрели письмо, они старались усовершенствовать его в двух направлениях: научиться писать, во- первых, красивее и, во- вторых, быстрее. Как называется искусство красивого письма?

(Каллиграфия)

-Задумывались ли Вы когда-нибудь, почему слова звучат именно так, а не иначе. Почему именно – «стол», «дом», «солнце»? Устанавливая историю слов, учёные, прежде всего, исследуют письменные памятники, то есть древние рукописи, документы, книги и различные надписи прошлых веков. Так мы узнаём, что означало когда-то то или иное слово. Как же называется наука, которая изучает происхождение слов?

(Этимология)

-Эти знаки появились значительно позже, чем была изобретена письменность. Без них люди прекрасно обходились если не тысячи , то сотни лет. Зато современный человек вынужден тратить годы на освоение этой премудрости. Что это за знаки?

(Знаки препинания)

-Как называются слова, которые совсем недавно появились в нашей речи?

(Неологизмы)

2 раунд. « В мире слов».

- В разговорном языке культурных людей , писателей и поэтов- от 15000 до 18000 слов. Великий Пушкин, располагавший словарём в 20000 слов, мог выражать самые тонкие душевные переживания. Какую же гамму человеческих чувств, настроений, мыслей может нарисовать народ, обладая несметным сокровищем в 200000слов! А сколько слов знаете вы? Придумайте, как можно больше слов, состоящих из 5 букв, начинающихся и заканчивающихся на букву К.

К

а

т

о

К

К

у

л

ё

К

К

у

с

о

К

К

о

н

ё

К



- Придумайте, как можно больше слов, состоящих из трёх букв.

( кот, мяч, сок, ток и т.д.)

3 раунд. « Шарады».

- Названия блюд нужно составить из всех букв, входящих в слова.

1. КРОТ+КАША =

2.БОБР+ РЕДУТ=

3.СУД+ТЕНЬ=

4.ТОСКА+ПАР+ШОВ=

(картошка, бутерброд, студень, простокваша)

-Из каждой пары слов остались только «голова» первого и «хвост» второго. Нужно догадаться, что должно стоять посередине.

ГО. . . НИК (род, город-родник)

КЛУ. . . АЛ (бок, клубок- бокал)

ПАРО. . .ГЛАС (воз, паровоз-возглас)

МЕ. . . ОЛАД (шок, мешок- шоколад)

ДУ. . .ИТА (рак, дурак- ракита)

- Назовите « ШЕСТЬ РАКОВ»

Р


А


К



Этот РАК из сатина сшит.

Р

А

К




Этот РАК на Луну летит.


Р

А





К

Этот РАК- долгожданный день.



Р



А


К


Этот может вспорхнуть на пень.



Р

А




К

Этот РАК сторожит дворец.



Р

А





К


Этот кисленький леденец.

(рубашка, ракета, куропатка, охранник, карамелька)

- Назовите « ШЕСТЬ ОС».

О

С



А

На этой ОСЕ в октябре позолота.

О

С



А

А эта растёт на лугу, у болота.


О

С




А



А эта ОСА на Луну улетает.


О

С





А

Эта на Солнце худеет и тает.


О

С


А

С этою спит в колыбели малыш.


О


С





А

Эта по классу крадётся, как мышь.

(осина, осока, космонавт, сосулька, соска, подсказка)

4 раунд. «Фразеологизмы».

-Вспомните, как можно больше фразеологических оборотов со словами : НОС, ГЛАЗ, УХО.

(НОС - задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру, остаться с носом, встретиться нос к носу и т.д.;

ГЛАЗ - мозолить глаза, говорить правду в глаза, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз, хоть глаз выколи и т.д.;

УХО - держать ухо востро, пропускать мимо ушей, покраснеть до ушей, медведь на ухо наступил, развесить уши, навострить уши, слушать краем уха и т.д.)

5 раунд. «Звёздный час».

-Придумайте из слова МЕТРОПОЛИТЕН, как можно больше других слов, только имена существительные в единственном числе.

(Когда время заканчивается, проверяем задание так: команда с максимальным количеством баллов начинает первая отвечать, другая команда, если у неё такое слово есть, зачёркивает , называет своё слово.

У кого оказалось больше незачёркнутых слов, тот победил в этом этапе.)

Подведение итогов игры. Вручение призов победителям.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Интеллектуальная игра- урок "Знатоки русского языка" для учащихся 6 классов

Автор: Долгополова Ирина Валерьевна

Дата: 05.01.2016

Номер свидетельства: 272371

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Учебное планирование занятий спецкурса "Знатоки русского языка" "
    ["seo_title"] => string(70) "uchiebnoie-planirovaniie-zaniatii-spietskursa-znatoki-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "213931"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432184605"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) ""Веселая грамматика". Программа факультативного курса по русскому языку  в 5 классе. "
    ["seo_title"] => string(87) "viesielaia-ghrammatika-proghramma-fakul-tativnogho-kursa-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "168706"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423289471"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Презентация   интеллектуальной  игры "Брейн-ринг" среди учащихся 3-х классов "
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiia-intielliektual-noi-ighry-briein-ringh-sriedi-uchashchikhsia-3-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "146195"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1419104091"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Урок по русскому языку 4 класс "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных" Игра "Что? Где? Когда?" Учитель Тетюшкина Елена Сергеевна "
    ["seo_title"] => string(176) "urok-po-russkomu-iazyku-4-klass-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imien-sushchiestvitiel-nykh-ighra-chto-gdie-koghda-uchitiel-tietiushkina-ieliena-sierghieievna"
    ["file_id"] => string(6) "141397"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418118688"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Внеклассное занятие по русскому языку  в 4 «А» классе "
    ["seo_title"] => string(56) "vnieklassnoie-zaniatiie-po-russkomu-iazyku-v-4-a-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "156145"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421385778"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства