kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок русского языка и истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок-обобщение русского языка с включением материалов по истории России в 9 классе. Тема "Типы придаточных предложений"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок русского языка и истории»

Зуева Ю.М,

учитель русского языка и литературы



Конспект интегрированного урока русского языка и истории

Сложноподчиненные предложения и их употребление в тексах

Класс: 9

Цели:

  • Обучающая: знать виды связи придаточных частей в СПП; уметь расставлять знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

  • Развивающая: формировать коммуникативные умения (работа в группе), анализ, умение делать выводы, строить высказывание.

  • Воспитывающая: мотивировать к изучению русского языка, прививать умение вежливо и корректно отстаивать свою позицию.

знать:

  • Значение придаточных частей в СПП с несколькими придаточными;

  • способы присоединения нескольких придаточных частей к главной части в СПП;

уметь:

  • определять виды связи в СПП с несколькими придаточными;

  • правильно ставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными;

  • составлять СПП с несколькими придаточными;

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал.

Межпредметные связи: литература, история.


Ход урока

I. Оргмомомент

–Посмотрите внимательно на тему сегодняшнего урока, сформулируйте его цели, поделитесь ими с соседом по парте, обсудите их. Если у вас получились разные цели, обсудите и попробуйте понять: какие цели важные, какие не соответствуют теме урока и их можно убрать.

Подготовьте сообщение, докажите свою точку зрения.

II. Разминка. Цифровой диктант (2,5 мин.)

Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте в тетрадях цифру "1", если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".

Верно ли утверждение, что:

  1. Союзы что, если, где  подчинительные.

  2. Придаточные определительные не отвечают на вопрос какой?

  3. Предложение – это синтаксическая единица.

  4. В назывных предложениях не может быть обстоятельств.

  5. Союз однако – подчинительный.

  6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным.

  7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей.

  8. В предложении «Сделано все, чтобы я мог жить спокойно» первая часть – придаточное предложение.

  9. Сказуемое в безличном предложении может быть выражено словом состояния.

(После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: «101 100 101». Правильный вариант ответов для самопроверки проецируется на экран.

III. Синтаксическая пятиминутка

Соотнесите предложения со схемами (знаки препинания не расставлены).

  1. По деревьям во множестве скакали зверьки которых здесь называют бурундучками.

  2. Витька страшно не любил когда ему напоминали об этом.

  3. В той стороне куда отнесло плот поднималось белое облачко водяной пыли.

  4. Он писал эту картину так как будто это была его последняя в жизни работа.

  5. Щебетал звенел и чирикал воробей надрываясь от усердия так что даже перья на нём топорщились и шевелились.

  6. Кто пахать не ленится у того хлеб родится.

  7. В ком добра нет в том и правды мало.

Схемы

А. [– =], (когда =). (придаточное изъяснительное)
Б. [=,= и = – ,д.о., ук.сл.], (что – = и = ). (придаточное обстоятельственное, образа действия)
В. (Кто = ), [ ук.сл.= ]. (придаточное изъяснительное)
Г. (В ком =), [ук.сл. =]. (придаточное изъяснительное)
Д. [ук.сл., (куда = –), = –]. (придаточное определительное)
Е. [= – ],(которых = ). (придаточное определительное).
Ж. [– = у.сл.], (как будто = –). (придаточное обстоятельственное, степени)

(проверка по слайду 5)

1.По деревьям во множестве скакали зверьки которых здесь называют бурундучками.

Е. [= – ],(которых = ). (придаточное определительное)

2. Витька страшно не любил когда ему напоминали об этом.

А. [– =], (когда =). (придаточное изъяснительное).

3. В той стороне куда отнесло плот поднималось белое облачко водяной пыли.

Д. [ук.сл., (куда = –), = –]. (придаточное определительное)

4. Он писал эту картину так как будто это была его последняя в жизни работа.

Ж. [– = у.сл.], (как будто = –). (придаточное обстоятельственное, степени)

5. Щебетал звенел и чирикал воробей надрываясь от усердия так что даже перья на нём топорщились и шевелились.

Б. [=,= и = – ,д.о., ук.сл.], (что – = и = ). (придаточное обстоятельственное, образа действия)

6. Кто пахать не ленится у того хлеб родится.

В. (Кто = ), [ ук.сл.= ]. (придаточное изъяснительное)

7. В ком добра нет в том и правды мало.

Г. (В ком =), [ук.сл. =]. (придаточное изъяснительное)


IV. Работа с таблицей . Повторение пройденного

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными





однородное подчинение


комбинированное подчинение


последовательное подчинение

параллельное подчинение









Работа в парах

    1. Каждая пара получает карточку (Приложение 1) с несколькими предложениями (СПП с разными видами связи) нужно проработать карточку, понять, что за предложения перед вами, сделать вывод, определив вид связи в предложении с несколькими придаточными. Проверяют себя по устному материалу учебника. После этого представляют свои работы на доске. Пары, у которых совпали виды связи, объединяются. 

    2. Исследовательский практикум. Учитель называет каждой паре свой вид СПП с несколькими придаточными (однородное подчинение, последовательное подчинение, параллельное подчинение) . Выбрать из учебника истории заданные и объяснить, почему именно эти предложения вы выбрали. 



V. Индивидуальная работа - проверка знаний и навыков

Записать предложения под диктовку, расставить знаки препинания и построить схему


Из книги «Земля и люди» я узнал о существовании колоний, но для меня все колониальное заключалось в корице, которой сдабривали на Страстной неделе пасху, и в черных блестящих рожках, вкус которых я узнал, побывав на сельской ярмарке.

Рос я среди крайнего дворянского оскудения, хотя назвать наше семейство нищим, конечно, было нельзя, потому что у нас было небольшое хозяйство и малочисленная дворня, были кучер, староста, стряпухи, няньки, были собаки, лошади, овцы, коровы.

Он рассказывает, как жилось прежде здорово, весело и интересно, какая была в России умная интеллигенция и как высоко она ставила понятия о чести и дружбе.

Он моментально рассудил что пока его видят только три немца ему нет никакого расчёта первому лезть в драку а достигнув ближайшей рощи где немцев быть может нет он имеет шанс спастись даже в том случае если эти трое поднимут запоздалую тревогу.

VI. Итог урока

  1. Задайте вопросы по теме урока друг другу, проверьте, всё ли поняли вы и ваш сосед.

  2. Спросите у учителя или проясните по учебнику материал, который вы не усвоили.

  3. Ещё раз задайте вопросы друг другу.

  • всем: оформить устный материал в таблицу, кластер, схему (выполнить любой из видов сохранения информации на выбор)

Подведение итогов. Рефлексия.

  • Целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

  • анализ всего процесса изучения материала;

  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу.


VII. Домашнее задание

Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Произведите синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными.

На третий день под..ём по снежной р..внине сделался более заметным и появилось больше трещин которые зам..дляли движение. Пр..ходилось идти осторожно прощупывая снег чтобы не пров.. литься через тонкий слой его скрывающий трещины.

На севере тучи ра..ходились и между их серыми клочьями иногда бл..стели горы которые

т..нулись по всему г..ризонту. Л..дник что спускался по д..лине южного склона хребта имел до километра в ширину и с обеих ст..рон был ок..ймлён крутыми тёмными откосами которые покрывались снегом.












Приложение 1.

Карточка 1.

Задание: найдите грамматическую основу, определите количество придаточных частей, задайте вопросы к придаточным. Установите взаимосвязь между придаточными частями и главным предложением.

  1. Слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка.

  2. Мне казалось, что мы чувствовали одно и то же, что он полностью разделяет мои мысли, что и он замечательный человек.

  3. Мне приснился сон, который я никогда не мог забыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое.




Карточка 2.

Задание: найдите грамматическую основу, определите количество придаточных частей, задайте вопросы к придаточным. Установите взаимосвязь между придаточными частями и главным предложением.

  1. Идти по звёздам оказалось так просто и надёжно, что он с мальчишеским удивлением поражался этой лёгкости, ибо никогда ещё не ходил по ним, доверяясь компасу.

  2. Древние арабы верили, что в сражении победит тот полководец, который обладает алмазом большей величины.

  3. Чувство некоторого недоумения я испытал, когда неделю спустя увидел в библиотеке разбитый дисплей, которым я пользовался накануне.



Карточка 3.

Задание: найдите грамматическую основу, определите количество придаточных частей, задайте вопросы к придаточным. Установите взаимосвязь между придаточными частями и главным предложением.

  1. Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где её никогда не найдёт человек, обладающий скудными знаниями.

  2. Когда самолёты исчезли в небе, полярникам понадобилось несколько минут, чтобы прийти в себя.

  3. Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня.





Карточка 4.

Задание: найдите грамматическую основу, определите количество придаточных частей, задайте вопросы к придаточным. Установите взаимосвязь между придаточными частями и главным предложением.

  1. Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

  2. Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне, что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне.

  3. Если бы у тебя была сильная воля и ты верил в свои силы, ты бы хорошо учился.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Интегрированный урок русского языка и истории

Автор: Зуева Юлия Михайловна

Дата: 21.01.2018

Номер свидетельства: 451414

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Интегрированный урок русского языка, истории, технологии."
    ["seo_title"] => string(56) "intieghrirovannyiurokrusskoghoiazykaistoriitiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "334314"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465835378"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Интегрированный урок русского языка, истории, технологии."
    ["seo_title"] => string(57) "intieghrirovannyiurokrusskoghoiazykaistoriitiekhnologhii1"
    ["file_id"] => string(6) "334315"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465835385"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Интегрированный урок русского языка и литературы на тему   «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения» "
    ["seo_title"] => string(109) "intieghrirovannyi-urok-russkogho-iazyka-i-litieratury-na-tiemu-frazieologhizmy-krylatyie-slova-i-vyrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "150378"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420471439"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект интегрированного урока русского языка и истории. 5 класс"
    ["seo_title"] => string(65) "konspekt_integrirovannogo_uroka_russkogo_iazyka_i_istorii_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "591813"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1637236111"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Интегрированный урок русского языка и истории Древнего мира "Древняя письменность""
    ["seo_title"] => string(80) "intieghrirovannyiurokrusskoghoiazykaiistoriidrievnieghomiradrievniaiapismiennost"
    ["file_id"] => string(6) "258992"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448626563"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства