Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по ПДД»
Интегрированный урок русского языка и литературы (с элементами ПДД) в 5-м классе по теме: «Нераспространенные и распространенные предложения. Роль второстепенных членов предложения в создании выразительности художественного текста»
Разработала: учитель русского языка и литературы,
руководитель отряда ЮИД МБОУ «СОШ №36»,
Алена Вадимовна Лямкина
г. Новокузнецк, 2017
Цель:
Повторить понятия «нераспространенные и распространенные предложения», «композиционные особенности сказки».
Продолжить работу по обогащению словаря детей и развитию устной речи.
Привлечь внимание детей к изучению ПДД.
Развить умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Оборудование:магнитная доска, магнитофон
Ход урока:
Организационный момент. Вступительная речь учителя
-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мне бы хотелось, чтобы мы с вами на этом увлекательном занятии не только систематизировали наши знания об композиционных особенностях литературной сказки, но и повторили, какие предложения являются распространенными, а какие нераспространенными. А так же вспомнили понятия «главные и второстепенные члены предложения». Ну и конечно же повторили ПДД, так как начался учебный год и многим из вас приходится переходить дорогу.
2.Повторение изученного
-Итак, давайте вспомним, в чем особенность построения народной сказки? (ответы учеников: 1.Зачин. 2. Основной ход событий (завязка, кульминация, развязка).3. Концовка)
-Хорошо, молодцы! Теперь мне бы хотелось, чтобы вы послушали одну очень интересную сказку, определили ее структуру и задумались, какова основная мысль данного произведения.
3. Чтение сказки «Происшествие в стране Морфологии»
( на доске висит иллюстрация к сказке)
Далеко, далеко, на краю света находилась страна Морфология. Она была так далеко, что ни один человек не мог добраться до него. В этой стране жили главные и второстепенные члены предложения. У них, как и в любом царстве, был свой король и своя королева. Все подданные выбрали именно их, потому что они являлись основой предложения. Все слуги подчинялись им и охотно выполняли их приказы. Короля звали Сказуемое, а королеву Подлежащее. Но иногда их слуги, т.е. второстепенные члены предложения, задавали слишком много вопросов, а звали слуг так: Определение, Дополнение, и Обстоятельство. И поэтому к концу дня у Подлежащего и Сказуемого сильно болела голова. Но слуги очень любили своих королеву и короля и поэтому быстро оставляли их в покое, но ненадолго.
Итак, однажды Подлежащее и Сказуемое так устали от своих слуг, что решили их разогнать, подумав, что прекрасно справятся без них. Обиделись Обстоятельство, Дополнение, Определение. Но, делать нечего.. Да и в конце концов, они же тоже самостоятельные!! В общем, отправились наши друзья в соседнее поселенье, подальше от городской суеты..
Нужно заметить, что прошло совсем немного времени, а главные члены предложения загрустили без второстепенных. Стало им очень скучно. Да и слугам без Подлежащего и Сказуемого не прожить, нет смысла жизни. И решили они помириться и снова жить вместе. Да вот только второстепенные жители так привыкли к Предлогам, Союзам и Частицам, что позвали . Но, как оказалось, приезжие совсем не были знакомы с ПДД в этой стране.
Их поведение на дорогах было так опасно и не предсказуемо! Перебегали проезжую часть, не смотрели по сторонам! Бурно обсуждали что-то, когда переходили дорогу. Они чуть было не погибли! Король и королева не могли этого допустить ни в коем случае, поэтому они решили рассказать гостям о правилах поведения на дороге.
8. Фронтальная беседа. Систематизация знаний
-Итак, ребята, о чем сказка, которую мы с вами прослушали?( об истории, которая произошла с главными и второстепенными членами предложения)
- Есть ли в этой сказке зачин, кульминация, концовка?( Зачин :далеко-далеко на краю света …; кульминация: король и королева выгнали слуг; концовка: ..и жили они счастливо..)
- Кто главные герои? ( Члены предложения)
- Как называются предложения, в которых только главные члены предложения? (нераспространенные)
- А как называются предложения, в которых есть и главные и второстепенные члены предложения? (распространенные)
- Какова роль второстепенных членов предложения в устной и письменной речи? (они делают устную и письменную речь более выразительной, интересной. Второстепенные члены позволяют расширить предложение, наполнив его дополнительными оттенками, а также оценками самого автора.)
- Что приключилось с жителями Морфологии ? ( Предлог, Союз и Частицы, которые приехали в гости к другим частям речи, чуть не попали в беду, так как не знали правил ПДД)
- Скажите, а какова роль знаний правил БДД в нашей жизни? ( от знаний правил БДД зависит наша жизнь и здоровье, а так же жизнь и здоровье наших окружающих). Все верно, давайте проверим, как хорошо вы знаете ПДД.
Конкурс капитанов каждого ряда
- Скажите, ребята, а вы знакомы с ПДД? Давайте проверим. Выберем от каждого ряда капитана. Посмотрите, на магнитной доске три знака, но детали его перепутаны. Нужно собрать каждому капитану свой знак, назвать его и придумать распространенное предложение с ним.
(пешеходный переход)
(движения пешеходов запрещено)
(велосипедная дорожка)
6. Отгадывание загадок. Командное соревнование
- Молодцы! А сейчас каждому ряду я прочитаю по две загадки, посмотрим, какая команда шустрее и смекалистее.
Стой! Машины движутся!
Там, где сошлись пути,
Кто поможет улицу
Людям перейти? (светофор)
Красный круг, а в нем мой друг,
Быстрый друг - велосипед.
Знак гласит: здесь и вокруг
На велосипеде проезда нет. (Езда на велосипедах запрещена)
-Итак, научили король с королевой правилам безопасного поведения на дороге, познакомили со знаками, которые могут стоять на дороге. И жили они счастливо и безопасно, часто ходили друг к другу в гости..
9. Подведение итогов. Заключительная речь учителя. Запись домашнего задания в дневник.
- Сегодня мы с вами смогли объединить знания сразу нескольких дисциплин: русского языка и литературы. А также повторили правила БДД. Я надеюсь, вам понравился наш урок, и вы закрепили свои знания в области морфологии и УНТ, а также сделали определенные выводы о поведении на дороге. Откройте дневники, запишите домашнее задание: придумать стихотворения о правилах поведения на дороге, нарисовать иллюстрации к сказке.