2.Развивающая – развитие и обогащение речи учащихся; развитие внимания; развитие творческого воображения; развитие орфографической зоркости.
Воспитательная – воспитание интереса к предмету и культуры общения.
Оборудование.
Портрет С.А.Есенина; карточки «Чтение пейзажной лирики»; карточки с дифференцированными заданиями; карточки с заданиями по русскому языку; иллюстрация черёмухи.
План урока.
Организационный момент.
Мобилизующий этап.
Создаём хорошее настроение для работы на уроке. Улыбнулись друг другу, мне, гостям, солнышку за окном.
Открываем тетради, записываем число,классная работа. Смотрим оценки за домашнюю работу.
-Включаем голову в работу. На доске записаны слова. Исключаем из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось только одно слово. Причину исключения обоснуйте.
Вешние, нежная, лохматая, глупый, покатая.
( Вешние, т.к. оно множественного числа.
Глупый, т.к. оно мужского рода.
Нежная, т.к. в нём есть парный согласный
звук.
Лохматая, т. к. в нём есть безударная гласная
в корне.
Покатая, т. к. в нём есть приставка.)
Что общего в этих словах?
( Все имена прилагательные, взяты из стихотворения А.Блока «Ворона».)
3. Сообщение темы и целей урока.
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Что бы вы хотели узнать на уроке и чему научиться?
Для чего вам это нужно?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2.Развивающая – развитие и обогащение речи учащихся; развитие внимания; развитие творческого воображения; развитие орфографической зоркости.
Воспитательная – воспитание интереса к предмету и культуры общения.
Оборудование.
Портрет С.А.Есенина; карточки «Чтение пейзажной лирики»; карточки с дифференцированными заданиями; карточки с заданиями по русскому языку; иллюстрация черёмухи.
План урока.
Организационный момент.
Мобилизующий этап.
Создаём хорошее настроение для работы на уроке. Улыбнулись друг другу, мне, гостям, солнышку за окном.
Открываем тетради, записываем число,классная работа. Смотрим оценки за домашнюю работу.
-Включаем голову в работу. На доске записаны слова. Исключаем из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось только одно слово. Причину исключения обоснуйте.
Вешние, нежная, лохматая, глупый, покатая.
( Вешние, т.к. оно множественного числа.
Глупый, т.к. оно мужского рода.
Нежная, т.к. в нём есть парный согласный
звук.
Лохматая, т. к. в нём есть безударная гласная
в корне.
Покатая, т. к. в нём есть приставка.)
Что общего в этих словах?
( Все имена прилагательные, взяты из стихотворения А.Блока «Ворона».)
3. Сообщение темы и целей урока.
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Что бы вы хотели узнать на уроке и чему научиться?
Для чего вам это нужно?
4. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение друг другу стихотворения А.Блока «Ворона». (Взаимопроверка)
Лучшие читают вслух (2 человека).
О каком времени года это стихотворение?
Выпишите словосочетания прилагательного с существительным, доказывающие, что речь идёт о весне, определите число.
(самопроверка по карточке на доске).
- Что такое имя прилагательное? - Как изменяются прилагательные?
5. Погружение в урок.
Сегодня мы с вами совершим путешествие в весну. О приходе весны писали многие русские поэты и писатели. Сегодня на уроке мы прикоснёмся к творчеству С. А. Есенина, познакомимся с его стихотворением о весне.
С.А.Есенин – русский народный поэт. Родился в 1895 г. , умер в 1925 г. Он родился и вырос в селе Константиново под Рязанью, в самом центре России, на берегу красивой реки Оки. Поэт очень любил родную природу и воспел её в своих стихах.
Вспомним весну, когда цветёт всё вокруг и ярко светит солнце. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое-голубое, воздух прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черёмухи. «Черёмуха», именно так называется стихотворение Есенина, с которым мы сегодня познакомимся.
6. Первичное чтение стихотворения учителем.
Цель. Учимся читать красиво, выразительно.
Я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь представить картину, описанную автором в стихотворении, почувствовать настроение поэта.
(чтение)
Какое настроение поэта вы чувствуете в этих словах? Из слов на доске выберите подходящее и обоснуйте его.
( записаны на доске с ответами, открываются после объяснений детей.
Роса медвяная- ароматная, с запахом мёда.
Зелень пряная – с острым, ароматным запахом.
Проталинка – место, где частично растаял снег и
оголилась земля.
Волна гремучая – шумная , издающая громкие
звуки.
Обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех
строн.
Вкрадчиво – осторожно, доверительно, любезно.
Под кручею – под обрывом)
Повторим правила выразительного чтения.
( читают стоя )
Читайте медленно. Помните: ни один художник не рисует картину со скоростью звука.
После каждой строчки надо обязательно делать короткую остановку – паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания.
Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.
(читают стихотворение)
Кто постарается прочитать стихотворение выразительно, с паузами? Нужно постараться передать настроение автора и свои чувства.
(1-2 человека)
Некоторые словосочетания я записала на карточки, чтобы вам было дома легче заучить стихотворение наизусть, потренируем сейчас свою память. Прочитайте словосочетания, запомните. Ориентируясь на второе слово, напишите словосочетания полностью.
С помощью имён прилагательных автор передаёт свою радость от вида необыкновенной красоты.
Эти слова прилагательные называются эпитетами. (карточка с определением)
Зачем нужны эпитеты?
( делают нашу речь более точной, яркой, выразительной, красивой)
-Автор называет черёмуху душистой. Какое значение вкладывает автор в этот эпитет?
(Наступила весна, и черёмуха расцвела, стала распространять сильный приятный аромат. Это говорит о том, что весна по-настоящему вступила в свои права.)
На доске иллюстрация к стихотворению.
Найдите и прочитайте строки к ней.
Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение? Выберите правильный ответ, обоснуйте свой выбор.
(на доске)
1.Чтобы сообщить о том, что расцвела черёмуха.
2. Чтобы передать свою радость.
3.Чтобы привлечь внимание читающих к красоте природы.
4. Чтобы вызвать взаимное сопереживание.
8. Коллективное чтение стихотворения.
Чтение хором. Читаем хором, выразительно, передавая настроение автора и выражая свои чувства.
9. Дифференцированные задания.
Цель: Учимся работать творчески.
1 группа. Из текста выпишите словосочетания
прилагательного и существительного.
Карточка:
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
2 группа. Спиши прилагательные, припиши к ним существительные, подходящие по смыслу; укажи род.