3. Показать актуальность и востребованность идей ученого в современном обществе.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация и видеофрагмент о М.В.Ломоносове, лист ватмана с заголовком «Великое имя России», портрет, карточки с заданиями, клей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок (окружающий мир, литературное чтение и русский язык) «Михаил Васильевич Ломоносов». УМК «Школа России» »
Интегрированный урок
(окружающий мир, литературное чтение и русский язык)
в 4 «А» классе
Тема урока «Михаил Васильевич Ломоносов».
УМК «Школа России», учитель Буртыкина Ирина Ивановна.
Цель: воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В. Ломоносова.
Задачи:
1. Раскрыть масштабность личности М.В. Ломоносова как сына Отечества.
3. Показать актуальность и востребованность идей ученого в современном обществе.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация и видеофрагмент о М.В.Ломоносове, лист ватмана с заголовком «Великое имя России», портрет, карточки с заданиями, клей.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте улыбнемся им и друг другу. (Работают группами за конторками в течение урока)
II. Введение в тему, целеполагание.
- На прошлом уроке вы познакомились с личностью великого человека, царствовавшего на границе 17-18 веков. О ком я говорю? ( о Петре Первом)
- Сегодня вы узнаете еще об одном известном человеке, который внес огромный вклад в развитие российской науки. (Слайд 1)
- Как вы думаете, кто изображён на портрете?
- Кто такой Михаил Васильевич Ломоносов? (Великий русский ученый)
- Прочитайте слова из стихотворения Н. Некрасова, которые посвящены этому человеку.
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб ещё тот край,
Что выводит из народа
Столько славных,
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой…
Н.А. Некрасов
- Узнав о жизни и открытиях великого русского учёного, вам предстоит в конце урока ответить на вопрос: почему эти слова можно отнести к Михаилу Васильевичу Ломоносову?
Девизом нашего урока станет такая пословица: (Слайд 2)
Дойти можно лишь тогда, когда идёшь;
Узнать можно лишь тогда, когда учишься.
И мы сегодня постараемся на уроке много нового узнать.
- А урок будет у нас необычный, мы окажемся в редакции, наша задача выпустить историческую газету, выступив в роли работников редакции газеты.
- А какие должности в редакции газеты вы знаете? Кто нужен для того, чтобы выпустить газету? (Корректор, репортёр, фотокорреспондент и т. д.) Вы побываете в роли этих людей и выполните ряд заданий для вашей газеты. Затем вы объедините результаты и выпустите свои газеты, которые представите друг другу и присутствующим. Я надеюсь, что вы будете работать быстро, дружно, грамотно и ответственно. Желаю удачи!
III. Работа по теме урока.
- Вы уже разделились на творческие группы, каждая из которых будет работать над своей газетой. В каждой группе у вас есть главный редактор, который распределит обязанности и в конце урока поможет мне оценить своих коллег.
Любая газета имеет название.
- Подберите один из заголовков к вашей газете и запишите.(Великое имя России - М.В. Ломоносов. Великий русский ученый - М.В. Ломоносов.
Прошу подойти главных редакторов и получить задания и лист оцени вания..
Ответственные секретари после выполнения каждого задания выходят по очереди к доске и прикрепляют его на лист ватмана, в результате чего у каждой группы получится получается большая газета под названием “Великое имя России”.
Когда работа в группе или в паре будет закончена, прошу это показать так: правые руки поднять вверх, приложив ладони друг к другу.
1. Самостоятельная работа в группах.
Задания.
1.Прочитайте текст по учебнику (с.101- 102), составьте и запишите вопросы для викторины о М. В. Ломоносове.
2. Познакомьтесь в ходе просмотра видеофрагмента фильма с открытиями М. В. Ломоносова в разных областях науки и допишите заметку «Великие открытия».
Физминутка
- Пришло время отдохнуть, но отдыхать мы будем с пользой.
Вспомните ещё раз пословицу, которая является девизом нашего урока. Дойти можно лишь тогда, когда идёшь;
Узнать можно лишь тогда, когда учишься.
В классе развешаны слова из этой пословицы, которые вы видите на экране. Стоя, вы будете глазками искать слова по порядку, поворачиваться к ним лицом и хлопать.
3. Поэтическая страничка.
Проверьте орфограммы в словах и вставьте пропущенные буквы. Прочитайте выразительно отрывок из оды М. В. Ломоносова (один представитель из группы прочитает выразительно у доски).
Науки юношей питают,
Отраду старым п…дают,
В …астливой жизни укр…шают,
В не…астной случай бер…гут;
В д…машних трудностях утеха
И в дал…них странствах не помеха…
М. В. Ломоносов
4. Приклейте портрет М. В. Ломоносова и, прочитав текст и используя свои знания о вкладе великого учёного в развитие науки, составьте список объектов, которые носят его имя «Памяти М. В. Ломоносова», (города, село, улицы, музеи учебные заведения, памятники, кратер на Луне). (Слайд )
Памяти М.В.Ломоносова.
М.В.Ломоносов прожил яркую, полную творческих открытий жизнь. Русский народ любит и помнит его как гениального ученого, патриота и последовательного борца за развитие науки, культуры и просвещения в России. Имя Ломоносова живет в памяти народов нашей страны и за рубежом.
Имя Ломоносова присвоено: подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; кратеру на обратной стороне Луны; малой планете; минералу. Его имя носят города и села, улицы и площади, станции метро, библиотеки, учебные заведения - Московский государственный университет, перед главным корпусом которого воздвигнут памятник великому ученому. В нашей стране имеется 2 музея М.В.Ломоносова: музей Академии наук в Санкт-Петербурге и мемориальный музей на родине ученого.
5. Составьте синквейн о М. В. Ломоносове, используя правила.
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Правила построения синквейна:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
Пятая строчка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
2. Проверка самостоятельной работы.
После выполнения каждого задания можно спросить несколько человек.
Более подробно с информацией в газетах вы познакомитесь на перемене.
- О каком великом учёном вы узнали на уроке?
- Почему слова Н. Н. Некрасова можно отнести к великому русскому учёному Михаилу Васильевичу Ломоносову?
- Какие черты характера помогли Ломоносову добиться таких успехов?(Наблюдательность, упорство, трудолюбие, выносливость, любознательность). Кроме того – блестящие способности и огромная тяга к учению, знаниям.
А вы знаете, что в рамках Всероссийского телепроекта “Имя России” провели анкетирование среди родных и знакомых и сделали вывод - не только дети, но и многие взрослые недостаточно полно знакомы с биографией этого великого человека, с его творчеством. Надеемся, что будущее поколение по достоинству оценит роль Ломоносова истории нашей страны.
IV. Итог урока и домашнее задание.
- Понравилось ли вам быть корреспондентами?
- Чему научились на уроке?
Побывав в роли корреспондентов вы добывали новую информацию, анализировали ее, и дома на ее основе я предлагаю вам написать мини-сочинение на тему “М. В. Ломоносов – патриот России» и в Р.Т. с. № отгадать кроссворд, а затем на следующий урок каждая группа добавит в свои газеты эти творческие задания
- Кто такой патриот? (Человек, преданный своему отечеству, любящий его и готовый к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины).
Достойно ли имя М.В.Ломоносова стоять в ряду имён самых великих людей, прославивших Россию? У кого из вас появилось желание хоть в чём – то быть похожим на великого русского учёного?
VРефлексия
В завершение, пожалуйста, посмотрите на экран и оцените свою работу на уроке. Поднимите кружочки того цвета, который соответствует вашей оценке.