ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ. ТЕМЫ САМЫЕ РАЗНООБРАЗНЫЕ, НО Я ПРЕДЛОЖИЛ ДЛЯ ПРИМЕРА ТОЛЬКО ОДНУ. РАБОТА ПРЕДУСМАТРИВАЕТ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ К ДОКЛАДАМ..............................................................
Развить эстетическое восприятие литературных фактов;
Показать межпредметные связи литературы с экологией, искусством, музыкой.
Воспитательная:
Способствовать познанию законов красоты и гармонии окружающего мира.
Задачи:
1) научить чувствовать и понимать художественное слово, обобщить и расширить знания о публицистическом стиле текста, систематизировать знания о рассуждении как типе речи;
2) создать условия для самовыражения, проявления индивидуальности учащихся через восприятие прекрасного, развивать творческие способности, познавательные способности (речь, мышление, внимание, воображение, восприятие), развивать чувство прекрасного и любовь к искусству
3) воспитывать у учащихся чувство прекрасного, стремление к красоте, пробудить эстетические чувства и интерес к художественной деятельности .
Оформление класса:
На доске:
Картины : природы, людей, животных. Использование проектора.
Эпиграфом являются слова А.Фета:
Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно – человечно.
План конференции:
I. Вступительное слово учителя.
II. Выступления учащихся:
1. Литература и законы красоты.
2. Экология и окружающий мир.
3. Музыка и литература.
III. Подведение итогов конференции..
Вступительное слово учителя:
( Организационный момент)
Сегодня мы поговорим с вами о красоте и о том, что значит красота для человека.
Запишите тему урока-конференции к себе в тетрадь и эпиграф нашего урока .
(Запись в тетради)
С давних пор человек стремится окружать себя красивыми вещами. Уже предметы
обихода жителей древности, которые, казалось бы, преследовали практические
цели – служить хранилищем воды, оружием на охоте и т. д. демонстрируют
стремление человека к красоте. На определённом этапе своего развития человек
начал задаваться вопросом: почему тот или иной предмет является красивым и что
является основой прекрасного? Уже в Древней Греции изучение сущности
красоты, прекрасного, сформировалось в самостоятельную ветвь науки – эстетику,
которая у античных философов была неотделима от космологии. Тогда же
родилось представление о том, что основой прекрасного является гармония.
Откройте свои тетради и запишите в них как можно больше слов, с которыми у вас ассоциируется слово « КРАСОТА». ( Записывают в тетради , а потом зачитывают)
Красота скульптуры, красота храма, красота картины, симфонии, поэмы… Что
между ними общего? Разве можно сравнивать красоту храма с красотой
литературного слова? Оказывается можно, если будут найдены единые критерии
прекрасного, если будут открыты общие формулы красоты, объединяющие
понятие прекрасного самых различных объектов – от цветка ромашки до красоты
человеческой души. Если рассматривать естественные и созданные человеком
творения, то можно найти единство и порядок, свойственные всем этим предметам.
Этот порядок и единство и есть Гармония, определяющая Красоту.
Сегодня на конференции мы будет говорить о Красоте ; о том ,
как Вы её понимаете .
И слово, для выступления на нашей конференции я хочу предоставить
Осипову Всевлоду , который самостоятельно провел
исследовательскую работу и выяснил, спасет ли мир красота!
Выступление .
Спасибо, прекрасная работа. Но мы не только остановились на литературе, но
Шевелкин Александр провёл свою работу в области экологии и
красоты. Давайте ознакомимся с его работой.
Выступление .
Человеческая культура основана на единстве истины, добра и красоты. Принято
считать, что истина — удел науки, добро — религии, красота принадлежит
искусству. Однако в искусстве их неразрывная связь выступает особенно
отчетливо. В художественных произведениях люди издавна воплощали свое
представление об идеальной красоте и всегда осуждали зло, сухость души и
эгоизм . Давайте поработаем с нашим учебником и откроем произведение
«Колотый сахар» на стр. 27 и найдем кульминационный момент этого
произведения .
( Прочтение и анализ отрывка )
Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпизоды
повседневной жизни. Благодаря этому мы имеем представление о том, как жили и
что ценили люди от глубокой древности до наших дней. Передача красоты
современного человека средствами различных видов искусства: портрет в
литературе, рисунке, живописи, скульптуре, фотографии . Передача красоты
различных состояний природы (в рисунке, музыке, живописи, фотографии, ).
Когда нам приятно на душе – мы поем; когда тоскливо – мы вновь
поем… Значит , в каждом из нас живет музыка. Давайте послушаем доклад
кадета Панфилова Романа о том, как взаимосвязана музыка
и красота души человека.
Выступление .
В дополнение я бы хотел предложить вам прослушать песню Мартынова «Лебеди».
Хоть эта песня о птицах, но она и для людей , для нас с вами. Как вы знаете ,
лебеди выбирают себе пару, и этот выбор остается до конца дней. И как сложно
потерять свою половинку и жить дальше одиноко, без любви и счастья.
( Прослушивание композиции )
Учитель: Давайте подведем итог нашей работы . Так в чём же должна выражаться
красота? Что означает выражение « У человека сухая душа»? Каким должен быть
истинно-красивый человек?
Закончить сегодняшний урок-конференцию я хочу эпиграфом , который на доске.
(Анализ эпиграфа )
И хочу вновь повторить , что не красота спасет мир, а красотою мир спасётся,
нашей с вами красотою души и тепла сердца!
Приобщаясь к живописи, книгам, театру, мы обогащаем себя духовно.
Мир искусства открывает нам путь к интеллектуальному развитию, пониманию
чувства прекрасного. Всё это помогает осознать, сколько чудесного вокруг и то,
что за это стоит бороться: не за власть или социальный статус, а за собственные
души. Ведь природа, внутренняя красота, людские жизни - бесценные вещи,
которые нужно ценить и беречь.
Задание на дом :
Написать сочинение на тему « В чём истинная красота человека?».