Цели: повторение и закрепление изученного материала;
формирование навыка выполнения видов разбора;
воспитание интереса к книге, чтению, сказке. Наглядность: текст, диаграмма Венна, кластер, класс разделен на 3 группыЦели: повторение и закрепление изученного материала;
формирование навыка выполнения видов разбора;
воспитание интереса к книге, чтению, сказке. Наглядность: текст, диаграмма Венна, кластер, класс разделен на 3 группы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Имя существительное. Имя прилагательное»
Тема: Имя существительное. Имя прилагательное. (повторение) Цели: повторение и закрепление изученного материала; формирование навыка выполнения видов разбора; воспитание интереса к книге, чтению, сказке. Наглядность: текст, диаграмма Венна, кластер, класс разделен на 3 группы. Ход урока: І. Организационный момент: приветствие отчет дежурного сообщение ТЦУ ІІ. Проверка домашнего задания: творческая работа (сочинение). ІІІ. Повторение изученного материала: ІІ. Работа с учебником: (стр., 96, упр. 138) Прилагательные единственного числа поставьте во множественном числе. Подберите к ним имена существительные. Одной чертой подчеркните окончания прилагательных с твердой основой, двумя – окончания с мягкой основой. Назовите орфограммы. Современный – современные (современная молодежь) Международный – международные (отношения) Официальный – официальные (официальный вердикт) Мировой – мировые (качества) Научный – научные (разработки) Культурный – культурные (наследия) Древний – древние (памятники) Зимний – зимние (дворцы) Химический – химические (оружия) Физичнский – физические (физическое тяготение) Разносторонний – разносторонние (разностороннее развитие) Могучий – могучие (могучее государство) Живой – живые (живой организм) Систематический – систиматические (систематическое занятие) Алфавитный – алфавитные (алфавитный порядок) Предметный – предметный (предметная связь) Глобальный – глобальные (глобальные изменения) Общественный – общественные (общественное мнение) Орфограммы. 1. Современный – пишем современный, со – приставки са не бывает (правописание прставок), в суффиксе две – нн-, т. к. суффикс – енн – через две – нн – (одна и две буквы – н- в суффиксах прилагательных); Официальный – первая буква о – непроверяемая гласная в корне; Мировой – ОВ– суффикс, суффикса ав не бывает; разносторонний – первая буква О – соединительная гласная, вторая буква о – проверочное слово – стороны (проверяемая безударная гласная в корне), – нн – на стыке корня на н и суффикса – н–; живой – жи-ши через и, гласные после шипящих. Упражнение 140. Спишите, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите их число, падеж и синтаксическую функцию. Что интересного узнали из текста? Озаглавьте его. Мн.ч., в.п. Какие? Х В 1895 году Александр Степанович Попов применил электромагнитныеволны для передачи сигналов на расстояние и заложил этим начало новой отрасли техники – радиотехники. В начале ХХ века, в 1900 году, русский ученый Петр Николаевич Ед.ч. ср. р. в.п. х Лебедев продемонстрировал всему миру великое открытие. Он доказал, что Мн.ч., в.п. х свет оказывает давление на твердые тела. Десятью годами позже Лебедеву удалось измерить давление света. Ед.ч., ж.р., р п. х Эти новые открытия были результатом долгой и упорной работы. ІІІ. Работа с текстом. 1. Чтение текста «Сказки» (заранее напечатать, раздать листочки). 2. Работа со словарем. 3. Ответы на вопросы. Сказки Сказка – удивительное явление в русской национальной культуре, отражающее народное представление о добре и зле, справедливости, благородстве, верности. Сказка всегда утверждает добро. Это – чудесный вымысел, игра фантазий. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – так восхищенно отзывался Пушкин о русских народных сказках, услышанных и записанных им со слов няни Арины Родионовны. Они глубоко тронули поэта своей волшебной красотой, пушкин пересказал их в поэтической форме легко, непринужденно и вдохновенно. Эти строки запоминаются без особого труда, и мы помним и любим их с детства. Все мы выросли с этими сказками, с ними растете вы, и будут расти ваши дети – сказки неподвластны времени. 1. Работа со словарем (по Ожегову). 2. Ответы на вопросы: Определите тип и стиль текста. О чем этот текст? Когда вы впервые познакомились со сказками? Как вы относитесь к сказкам? Назовите свои любимые сказки. Чему учит этот текст? 3. Выполнение заданий. 1. Выпишите из текста 5 словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное», составьте их схему, определите способ связи и укажите в чем они согласованы. 2. Просклоняйте подчеркнутые словосочетания. 3. У доски ученик выполняет морфологический разбор существительного о добре. 4. – лексический разбор слова великий. 5. – фонетический разбор слова сказкаматематическим способом. 6. – комплексно-ступенчатый разбор слова народных. Ед. ч., ср. р., и..п. ед. ч., жен. р., п.п. ед. ч., муж. р., и.п. Х Х х 1. Удивительное явление, в национальной культуре, чудесный вымысел, Мн.ч., п. п. Ед.ч., жен. р., тв. п. Х х о народных сказках, волшебной красотой. 2. И.п. что? русская культура, поэтическая форма Р.п. чего? русской культуры, поэтической формы Д.п. чему? русской культуре, поэтической форме В.п. что? русскую культуру, поэтическую форму Т.п. чем? русской культурой, поэтической формой П.п. о чем? о русской культуре, о поэтической форме. 3.О добре3– о чем?, имя существительное, т. к. обозначает предмет; Н\ф. Добро; П.п.: 1. неодушевленное 2. нарицательное 3. ср. р. 4. ІІ скл. Н.п.: ед. ч., пр. п.; представление (о чем?) о добре – в предложении дополнение. 4. Великий, 1. Очень большой, огромный. 2. Выдающийся по своему значению, влиянию, достоинству. 3. Превышающий обычный уровень в каком-либо отношении. 4. Большего размера, чем нужно. 5. В составе раличных названий и терминов. В данном случае слово употреблено во втором значении. Образовано от общеславянского вель– большой. Синонимы: выдающийся, замечательный, блистательный, яркий, гениальный. AND(AVERAGE()) \# "# ##0,00" 5. Дано: сказка1– [скаска] – O= ── 2 [2а] Решение:6O=────────; 4 [2с,2к] І. бываютударные, безударные 1[а] ударный 2[2а]= ────────── 1 [а] безуд. ІІ. 1. бываютглухие, звонкие 4 [2с, 2к] глухие 4 = ────────────; Ø звонкого 2. бываюттвердые, мягкие 4 [2с, 2к] твердые 4 = ────────────; Ø мягкого 3. бываютпарные, непарные 4 [2с, 2к] парные 4 = ────────────; Ø непарного 6. Комплексно-ступенчатый разбор слова народных: народных(о сказках) 1. отвечает на вопрос каких? 2. обозначает признак предмета; 3. начальная форма: народный; 4. П\п.: относительное; 5. Н\п.: полная форма, мн. ч., п.п.; 6. состав слова: окончание – ых; основа народн, корень народ – (ОКС: народ), суффикс – н –; 7.многозначное: у Ожегова 4 значения (здесь: принадлежащий народу) [2 а]2 8. 6 O = ─────────; 4 ∆ [2 с, 2 к] 9. 3 слога: на-род-ных; 10. 2 способа переноса: 1. на – 2. народ – родных; ных. 7. – синтаксический разбор предложеня Великий Александр Пушкин восхищенно отзывался о русских народных сказках, услышанных и записанных им со слов Арины Радионовны.(повеств., невоскл., простое, двусост., полное, распростр., осложнено обособленными однородными определениями (услышанных и записанных), соед. союзом и). 8. Проверка заданий. ІҮ. Для закрепления знаний учащиеся отвечают на тестовые вопросы. Ү. Заполнение карты пометок: