Имя существительное и его роль в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Имя существительное и его роль в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Воспитывать любовь к природе и ко всему живому, совершенствовать умения распознавать имена существительные, отличать существительные одушевленные от неодушевленных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Имя существительное и его роль в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.»
Учитель: Жаканова М.Т.
Класс: 3 «б»
Тема: « Имя существительное и его роль в речи. Существительные одушевлённые и неодушевлённые.»
Цели: воспитывать любовь к природе и всему живому, совершенствовать умения распознавать имена существительные, отличать существительные одушевлённые от неодушевлённых.
Ход урока:
1.Актуализация знаний (1 слайд – зима)
- Какое время года изображено на слайде? (зима)
- А какой месяц? (февраль)
- Кто знает, как раньше называли месяц февраль? (лютень)
- Не зря так называли февраль. Мы видим это наяву: какая сейчас изменчивая погода: то выглянет ясное солнышко, то вдруг нахмурится небо, завоет ветер, закружит вихрем снежные хлопья, за ночь наметает очень большие сугробы, такие, что людям трудно пройти. И мы сейчас преодолеем такие сугробы.
- На каждом из нарисованных сугробов написаны элементы. (2 слайд – элементы букв Р р)
- Сейчас мы повторим написание строчной и прописной букв Р р (показ написания)
-Какие звуки обозначает эта буква?
-Дайте характеристику этим звукам (согл, звонк., мягк., твёрд.)
- Пропишите строчку букв прописной и строчной
- А теперь подберите зимние слова, в которых встречаются эти звуки.
- Запишем их на следующей строке (ребята по очереди пишут на доске эти слова)
-Назовите слова, которые относятся к этой схеме, выделите в них корень и окончание. (слайд с изображением корня и окончания)
-На какие группы можно разделить эти слова? Почему? (одуш-е и неодуш-е и т.д.)
-К какой части речи относятся они?
-Что вы знаете об имени сущ-м?
3. Работа по теме урока
- Зима очень загадочна и волшебна. А как красив зимой русский лес! Ребята, вы хотите побывать в нём? (слайды зимнего леса)
-Представьте, что мы входим в заснеженный лес. Что же мы видим?
-В сугробах спрятались слова, прочитайте их. ( слайд- нарисованные сугробы, на них слова: зима, мороз, снег, птицы, кормушка)
-К какой части речи они относятся? Почему?
-На какие 2 группы можно разделить эти слова? (одуш-е и неодуш-е)
-На какие вопросы они отвечают?
-Давайте с любым из них составим несколько предложений. (сост. предложения)
4. Комментированное письмо
-Запишем предложение с комментированием (у доски и в тетр.)
Ребята сделали большую кормушку для птиц.
5.Беседа над предложением
-Для чего ребята сделали кормушку?
-Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? (зимующие)(слайд-зимующие птицы нашего края)
-Кто из вас сделал кормушку?
-А из чего вы её сделали?
-Вот такие кормушки можно изготовить для пернатых друзей (слайд- виды кормушек)
-Какой корм вы сыпете в неё?
-Какой частью речи являются слова, которые вы сейчас назвали?
-На какой вопрос они отвечают?
6.Работа над предложением
-Давайте поработаем над предложением, которое записали.
-Подчеркните главные члены, укажите части речи.
-Птицам нужно помогать, но помните: чёрный хлеб вреден птичкам, сало нужно давать не солёное, а свежее, семечки лучше жареные.
7. Работа над стих-м
-Послушайте стих-е. которое называется «Как птице перезимовать» (Мухаммади ) и выпишите им. сущ-е, которые вам встретятся, подчеркните знакомые вам орфограммы.
Сугробами засыпаны.
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей.
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки
И оживут бедняжки!
8.Взаимопроверка (слайд-выписанные сущ-е)
-Назовите одушевлённые им. сущ-е….
-Какие неодушевлённые им. сущ-е выписали?
9.Физминутка (звучит музыка Чайковского из альбома «Времена года» Февраль)
-Чайковский в своём музыкальном альбоме три странички посвятил зиме. Закройте глазки, давайте отдохнём и попытаемся представить, какие картины зимней природы он мог видеть, когда писал эту музыку и попытаемся сами мысленно нарисовать свои картины. Представьте, что перед вами альбом и краски. (слушают стоя и рисуют)
-Какие картины вы нарисовали?
10.Работа по теме урока
-Живёт зимний лес. Почему я говорю: живёт? Докажите, что я права. (слайд – зимний лес)
-Продолжаем любоваться картинами зимней природы. Будем работать так: я читаю предложения, а вы дополняете их подходящими именами сущ-ми и записываете их в 2 столбика
ед. ч. мн. ч. ( 2 уч-ся у доски)
-Прежде , чем записать слово, покажите карточку: на какой вопрос отвечает сущ-е? (кто? или что?)
Здесь промчался трусливый ……….(заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка хитрой ……….(лисицы) Белочка грызёт приготовленные летом ………... (грибки и орешки) Стучит по стволу дерева ………… (дятел) Только лежит в своей берлоге…………(медведь) и сосёт лапу.
( По ходу показ слайдов - иллюстрации животных: зайца, лисицы, белочки, дятла, медведя)
Проверка.
ед.ч. мн.ч.
заяц грибки
лисица орешки
дятел
медведь
- Что общего в этих словах? (все сущ-е)
-Что вы знаете об имени сущ-м?
-На какой вопрос отвечают сущ-е 1 столбика?
- 2 столбика?
11. Работа в группах
-Русский лес зимой очень красив! На хрупких ветвях берёз серебрится волнистый иней. С мохнатых хвойных ресниц ели летят пушистые снежинки. Волшебница-зима вступила в свои права.
-А теперь давайте прочтём предложения (на слайде):
На белой скатерти сн..гов в..дны сл..ды рыси. От ёлки к ёлке прыгает шустрая белка. На б..рёзе л..жат пуш..стые ша..ки снега. Ветки пригнулись к з..мле от такой тяж..сти.
-Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему?
- Как озаглавим его? (Зима в лесу)
3 группа (слабый уровень): списать текст, вставив пропущенные буквы
2 группа (средний уровень): списать, вставляя пропущенные буквы, озаглавить текст, обозначить им. сущ-ые
1 группа(сильный уровень): списать, вставляя пропущенные буквы, озаглавить и продолжить текст 2-3 предложениями.
12.Проверка выполненной работы:
3 группа: -Какие пропущенные буквы вставили в словах?
-При выполнении какого задания вы испытывали затруднение?
14.Рефлексия.
15.Домашнее задание.
-Дома вас ждёт интересная творческая работа. Вы напишете по выбору мини-сочинение на темы: 1. «В зимнем лесу» 2.от имени воробья «Что чирикал воробей?»