kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока русского языка, 2 класс, "Школа России".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным»


Тема: Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

Цели и задачи урока: 
Образовательные:

- продолжить знакомить с новой частью речи – именем прилагательным; - показать связь между прилагательным и существительным; - доказать значимость имен прилагательных; - совершенствовать навыки определения признаков частей речи: имени существительного, имени прилагательного; - обогатить словарных запас детей; - закрепить орфографические навыки правописания изученных правил.

Развивающие:

- развивать навыки устной и письменной речи, образное мышление, память, внимание, творческое мышление, навыки работы с тестом.

Воспитательные:

- создать условия для проявления творческих способностей учащихся, самостоятельности и активности на уроке; - прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты: научатся ставить вопросы от существительных к прилагательным; находить прилагательные в тексте устанавливать связь между прилагательными и существительными.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать предложение и оценку учителя, товарищей.

Познавательные УУД: использовать модели, схемы; осуществлять анализ объектов; проводить сравнения, классификацию по заданным критериям, обобщать.

Коммуникативные: допускать возможность различных точек зрения; формировать собственное мнение, задавать вопросы

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, дидактические карточки, листы для творческой работы

Учебник: Русский язык, В.П.Канакина.



Ход урока

1. Мотивация к познавательной деятельности.

- Уважаемые гости, дорогие ребята!

- Я рада приветствовать вас в классе нашем,

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

- Надеюсь, что настроение у всех улучшилось, ведь за окном какое время года?

-Правильно, это ранняя весна.

- По каким признакам мы замечаем наступление весны?

(растаял снег, прилетают птицы, на деревьях набухают почки, температура воздуха стала выше нуля) (Слайд № 1)

Весна – это самое прекрасное время года, время пробуждения и обновления природы. Сегодня она заглянула и к нам.

2. Актуализация знаний.

1) Чистописание. Словарная- орфографическая работа.

- Какой звук мы слышим в начале слова весна?

([ вˊ])

- Дайте звуку характеристику.

(Согласный, мягкий, звонкий)

- Какой буквой обозначен на письме?

( В)

- Поупражняемся в каллиграфическом написании её.

Вв Вв

- Запишите слова: весна, весенний, веснушки, веснянка. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

- Какие слова записали? (Однокоренные)

- Докажите. ( У них один корень, близки по смыслу)

- Выделите корень.

- Какая орфограмма присутствует во всех словах?

(Буква безударного гласного е)

- Проверьте правильность написания (со слайда № 2).

- Все ли слова вам понятны?

- Что такое веснушки, веснянка?

- Веснушки - рыжеватые пятнышки на коже, появляющиеся у некоторых людей весной.

- Веснянка - старинная обрядовая славянская песня, воспевающая приход весны. С веснянками мы будем знакомиться на уроке литературного чтения.

- Какое из этих слов можно назвать лишним? ( Весенний)

Объясните? (Оно прилагательное, а остальные - существительные)

2) Воспроизведение знаний об именах прилагательных.

- Что знаете о прилагательном? ( Работа со слайдом № 3)

- Что обозначают имена прилагательные?

- На какие вопросы могут отвечать?

- С какой частью речи связаны по смыслу?

Итак, тема нашего урока... Кто догадался?

(Имя прилагательное) (Слайд № 4)

- Продолжим изучение имени прилагательного как части речи.

- Чему будем учиться? (Слайд № 5)

(Находить имена прилагательные, ставить к ним вопросы, подбирать по смыслу, определять роль их в речи.)

3. Самоопределение к деятельности.

- Сколько звуков, ярких красок весной!

Солнышко весело светит, птицы щебечут.

- Одна из ним залетела к нам на урок.

Непоседа ......................, (пёстрая) (Слайд № 6)

Птица ............................,(длиннохвостая)

Птица ............................,(говорливая)

Самая..............................(болтливая)

- Кто это?

- Почему трудно догадаться? (Не хватает признаков)

Я помогу вам. ( На слайд добавить слова)

- Какие слова помогли узнать птицу?

- Так для чего нужны в речи имена прилагательные? (Помогают описать предметы)

- Чему же мы ещё должны научиться? ( Подбирать прилагательные, чтобы точнее описывать предметы)

- Найдите в тексте загадки слово с двумя безударными гласными.

Докажите, почему надо писать 2 буквы о. (Проверочные слова: говор, разговор). Обратите внимание на написание сложного слова длиннохвостая.

- Запишите загадку по памяти.

(Взаимопроверка)

4. Работа по теме урока.

- Какое важное событие происходит в жизни животных весной? (У них рождается потомство)

- Сорока принесла новость: у зайчихи сегодня день рождения. Она пригласила гостей. (Слайд № 9)

У зайчихи день рожденья.

Друг пришёл к ней с поздравленьем.

Он принёс букет цветов

И хотел добавить слов.

- Ты, зайчиха, вот какая!

И такая, и такая!

Больше вымолвить не смог.

Нужен зайчику урок.

Стало вдруг ему неловко,

Ты такая … как морковка.

Больше нечего сказать.

А зайчиха вдруг рыдать.

- Почему расстроилась зайчиха?

- Как вы думаете, что хотел сказать зайчик?

- Поможем зайчиху, научимся давать описание предметам.

Задание 1.(Работа в паре)

- По описанию узнайте, кого зайчиха пригласила на день рождения. Запишите имена прилагательные и дополните их именами существительными:

Рыжая, пушистая, ловкая, быстрая (белка).

Маленький, подвижный, колючий (ёж).

Маленькая, серенькая, пушистая, зубастая (мышь).

(Запись задания на доске, проверка со слайда № 10)

Задание 2.

- Собрались гости и вручили свои подарки. Опишите один из них. Обратите внимание на какие вопросы отвечают имена прилагательные. (Слайд № 11)

Морковка (какая?) ...., ....., ..... .

Яблоко (какое?) ....., ....., ...... .

Розы (какие?) ..... ,......, ........ .

Орех (какой?) ....., ....., ..... .

(Сильные работают самостоятельное, слабые получают карточки с набором прилагательных, из которых они выберут подходящие.)

Проверка: чтение вслух.

- На какие отвечали эти имена прилагательные?

- Имена прилагательные могут отвечать не только на эти вопросы.

- Обратимся к учебнику, с. 89, рубрика "Обратите внимание".

- На какие ещё вопросы могут отвечать имена прилагательные?

Запишите любое сочетание из рубрики по образцу.

(Физминутка)

Задание 3.

Работа над текстом.

- Но не все гости успели к торжеству. Один гость припозднился. Почему?

- Узнаете, выполнив новое задание. (Работа в группах)

- Составить деформированный текст, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные.

Наступила (радостная) весна. (Яркие) лучи солнца согрели землю. По дорожкам и тропинкам побежали (звонкие) ручейки. Под корнями (старой) ели была берлога. Там всю зиму спал (сердитый) медведь. (Холодный) ручей разбудил зверя. Он вышел на (лесную) полянку прямо к (заячьему) домику.

( Уч-ся раздаются на отдельных листочках предложения из деформированного текста. Уч-ся вставляют прилагательные и составляют текст. Для слабых раздать листочки с набором прилагательных для выбора подходящих по смыслу).

Проверка: чтение вслух.

Итог урока.

- Вот и все гостив сборе. Пора поздравить зайчиху. помогите зайчику сказать ей нужные слова. Какая зайчиха?

- В благодарность она приготовила угощение.

- Игра "Торт Какой?"

- Опишите торт.

- Какие из признаков относятся к торту, а какие нет? Не ошибитесь, а то торт станет несъедобным!

- Слова какой части речи вам помогли? (Имена прилагательные)

- Какую роль играют прилагательные в нашей речи?

- Чтение рубрики "Обратите внимание", с. 90.

Возврат к схеме, повторение по типу игры"Доскажи словечко!"

- Подведите итог по карточкам самоконтроля. Какого цвета сегодня ваш кружок?

Рефлексия.

- Попробуйте продолжить одно их предложений:

Было интересно ....

Было трудно ....

Теперь я знаю ....

Я могу ....

- Какой смайлик у вас сегодня?

Д/з. Составить текст и записать тест на тему "Весна в лесу".

Задание для резерва. (после текста)

Много фразеологизмов придумано о медведе. (Медведь - животное - символ России) Фразеологизм - устойчивое выражение с самостоятельным значением.

- Соедините фразы с их толкованием:


Медведь на ухо наступил обсуждение результатов какого-

либо дела до того, как к нему

приступили.
Медвежья услуга отсутствие музыкального слуха.

Делить шкуру неубитого медведя испытывать чувство голода.

Сосать лапу неуместная помощь, приносящая

вместо пользы вред.



Последний фразеологизм имеет интересную историю. Распространено мнение о том, что медведи в берлоге сосут лапы, чтобы извлечь из них питательные соки и утолить голод. В действительности же здесь другая причина. В феврале у медведей отслаивается старая подошва, а молодая кожица на лапах зудит и мерзнет, поэтому медведь и лижет подошвы горячим языком.



Лист самооценки

1.Запись под диктовку, работа с однокоренными словами.


2.Письмо по памяти


3. Подбери существительное!


4.Опиши предмет!


5. Групповая работа над текстом


Итого:




- нет ошибок



_ 1-2 ошибки



- 3-4 ошибки и более




Наступила ......................... весна.


..................... лучи солнца согрели землю.


По дорожкам и тропинкам побежали .................... ручейки.


Под корнями .................. ели была берлога.


Там всю зиму спал ....................... медведь.


....................... ручей разбудил зверя.


Он вышел на .................. полянку прямо к ....................... домику.

Слова для справок: заячьему, сердитый, холодный, лесную, яркие, звонкие, радостная, старой.



Слова для справок:

Морковка (какая?) кислая, свежая, синяя, сладкая, вялая, большая, пыльная, сочная, хрустящая.

Яблоко (какое?) кислое, гнилое, ароматное, солнечное, сладкое, красное, спелое.

Орех (какой?) лесной, грецкий, крупный, твёрдый, пустой, густой, полный, гнилой, вкусный.

Розы (какие?) красные, восхитительные, чудесные, противные, красивые, крупные, ароматные, праздничные.



Лист самооценки

1.Запись под диктовку, работа с однокоренными словами.


2.Письмо по памяти


3. Подбери существительное!


4.Опиши предмет!


5. Групповая работа над текстом


Итог:



Лист самооценки

1.Запись под диктовку, работа с однокоренными словами.


2.Письмо по памяти


3. Подбери существительное!


4.Опиши предмет!


5. Групповая работа над текстом


Итог:



Лист самооценки

1.Запись под диктовку, работа с однокоренными словами.


2.Письмо по памяти


3. Подбери существительное!


4.Опиши предмет!


5. Групповая работа над текстом


Итог:




Карточка - помощник № 1

- Выбери 3 подходящих по смыслу имени прилагательных.

Слова для справок:

Морковка (какая?) кислая, свежая, синяя, сладкая, вялая, большая, пыльная, сочная, хрустящая.

Яблоко (какое?) кислое, гнилое, ароматное, солнечное, сладкое, красное, спелое.

Орех (какой?) лесной, грецкий, крупный, твёрдый, пустой, густой, полный, гнилой, вкусный.

Розы (какие?) красные, восхитительные, чудесные, противные, красивые, крупные, ароматные, праздничные.



Карточка - помощник № 1

- Выбери 3 подходящих по смыслу имени прилагательных.

Слова для справок:

Морковка (какая?) кислая, свежая, синяя, сладкая, вялая, большая, пыльная, сочная, хрустящая.

Яблоко (какое?) кислое, гнилое, ароматное, солнечное, сладкое, красное, спелое.

Орех (какой?) лесной, грецкий, крупный, твёрдый, пустой, густой, полный, гнилой, вкусный.

Розы (какие?) красные, восхитительные, чудесные, противные, красивые, крупные, ароматные, праздничные.



Карточка - помощник № 1

- Выбери 3 подходящих по смыслу имени прилагательных.

Слова для справок:

Морковка (какая?) кислая, свежая, синяя, сладкая, вялая, большая, пыльная, сочная, хрустящая.

Яблоко (какое?) кислое, гнилое, ароматное, солнечное, сладкое, красное, спелое.

Орех (какой?) лесной, грецкий, крупный, твёрдый, пустой, густой, полный, гнилой, вкусный.

Розы (какие?) красные, восхитительные, чудесные, противные, красивые, крупные, ароматные, праздничные.


Наступила ......................... весна.



..................... лучи солнца согрели землю.



По дорожкам и тропинкам побежали .................... ручейки.



Под корнями .................. ели была берлога.



Там всю зиму спал ....................... медведь.



....................... ручей разбудил зверя.



Он вышел на .................. полянку прямо к ....................... домику.


Наступила ......................... весна.



..................... лучи солнца согрели землю.



По дорожкам и тропинкам побежали .................... ручейки.



Под корнями .................. ели была берлога.



Там всю зиму спал ....................... медведь.



....................... ручей разбудил зверя.



Он вышел на .................. полянку прямо к ....................... домику.

Карточка - помощник № 2

- Выбери подходящее имя прилагательное.

Слова для справок: заячьему, сердитый, холодный, лесную, яркие, звонкие, радостная, старой.





Карточка - помощник № 2

- Выбери подходящее имя прилагательное.

Слова для справок: заячьему, сердитый, холодный, лесную, яркие, звонкие, радостная, старой.





Карточка - помощник № 2

- Выбери подходящее имя прилагательное.

Слова для справок: заячьему, сердитый, холодный, лесную, яркие, звонкие, радостная, старой.





Карточка - помощник № 2

- Выбери подходящее имя прилагательное.

Слова для справок: заячьему, сердитый, холодный, лесную, яркие, звонкие, радостная, старой.





Карточка - помощник № 2

- Выбери подходящее имя прилагательное.

Слова для справок: заячьему, сердитый, холодный, лесную, яркие, звонкие, радостная, старой.






Медведь на ухо наступил обсуждение результатов какого-

либо дела до того, как к нему

приступили.


Медвежья услуга отсутствие музыкального слуха.



Делить шкуру неубитого медведя испытывать чувство голода.



Сосать лапу неуместная помощь, приносящая

вместо пользы вред.



Медведь на ухо наступил обсуждение результатов какого-

либо дела до того, как к нему

приступили.


Медвежья услуга отсутствие музыкального слуха.



Делить шкуру неубитого медведя испытывать чувство голода.



Сосать лапу неуместная помощь, приносящая

вместо пользы вред.


Медведь на ухо наступил обсуждение результатов какого-

либо дела до того, как к нему

приступили.


Медвежья услуга отсутствие музыкального слуха.



Делить шкуру неубитого медведя испытывать чувство голода.



Сосать лапу неуместная помощь, приносящая

вместо пользы вред.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Пыцкая Светлана Викторовна

Дата: 10.12.2016

Номер свидетельства: 368098

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) ": Имя прилагательное  как часть речи-  значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. "
    ["seo_title"] => string(142) "imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-znachieniie-i-upotrieblieniie-v-riechi-sviaz-imieni-prilaghatiel-nogho-s-imieniem-sushchiestvitiel-nym"
    ["file_id"] => string(6) "119329"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413386600"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. "
    ["seo_title"] => string(144) "imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-znachieniie-i-upotrieblieniie-v-riechi-sviaz-imieni-prilaghatiel-nogho-s-imieniem-sushchiestvitiel-nym-1"
    ["file_id"] => string(6) "121063"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413876029"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Имя прилагательное как часть речи, значение и употребление в речи."
    ["seo_title"] => string(67) "imia_prilagatelnoe_kak_chast_rechi_znachenie_i_upotreblenie_v_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "566015"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1607435548"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Технологическая карта урока по русскому языку на тему " Имя прилагательное как часть речи, значение и употребление в речи.""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_po_russkomu_iazyku_na_temu_imia_prilagatelnoe_kak"
    ["file_id"] => string(6) "579144"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619198613"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Дидактическая игра как метод развития речи детей."
    ["seo_title"] => string(58) "didaktichieskaia_ighra_kak_mietod_razvitiia_riechi_dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "422008"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1497546161"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства