Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным»
Тема: Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным
Цели и задачи урока: Образовательные:
- продолжить знакомить с новой частью речи – именем прилагательным; - показать связь между прилагательным и существительным; - доказать значимость имен прилагательных; - совершенствовать навыки определения признаков частей речи: имени существительного, имени прилагательного; - обогатить словарных запас детей; - закрепить орфографические навыки правописания изученных правил.
Развивающие:
- развивать навыки устной и письменной речи, образное мышление, память, внимание, творческое мышление, навыки работы с тестом.
Воспитательные:
- создать условия для проявления творческих способностей учащихся, самостоятельности и активности на уроке; - прививать интерес к предмету.
Планируемые результаты: научатся ставить вопросы от существительных к прилагательным; находить прилагательные в тексте устанавливать связь между прилагательными и существительными.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать предложение и оценку учителя, товарищей.
Познавательные УУД: использовать модели, схемы; осуществлять анализ объектов; проводить сравнения, классификацию по заданным критериям, обобщать.
Коммуникативные: допускать возможность различных точек зрения; формировать собственное мнение, задавать вопросы
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, дидактические карточки, листы для творческой работы
Учебник: Русский язык, В.П.Канакина.
Ход урока
1. Мотивация к познавательной деятельности.
- Уважаемые гости, дорогие ребята!
- Я рада приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
- Надеюсь, что настроение у всех улучшилось, ведь за окном какое время года?
-Правильно, это ранняя весна.
- По каким признакам мы замечаем наступление весны?
(растаял снег, прилетают птицы, на деревьях набухают почки, температура воздуха стала выше нуля) (Слайд № 1)
Весна – это самое прекрасное время года, время пробуждения и обновления природы. Сегодня она заглянула и к нам.
- Почему трудно догадаться? (Не хватает признаков)
Я помогу вам. ( На слайд добавить слова)
- Какие слова помогли узнать птицу?
- Так для чего нужны в речи имена прилагательные? (Помогают описать предметы)
- Чему же мы ещё должны научиться? ( Подбирать прилагательные, чтобы точнее описывать предметы)
- Найдите в тексте загадки слово с двумя безударными гласными.
Докажите, почему надо писать 2 буквы о. (Проверочные слова: говор, разговор). Обратите внимание на написание сложного слова длиннохвостая.
- Запишите загадку по памяти.
(Взаимопроверка)
4. Работа по теме урока.
- Какое важное событие происходит в жизни животных весной? (У них рождается потомство)
- Сорока принесла новость: у зайчихи сегодня день рождения. Она пригласила гостей. (Слайд № 9)
У зайчихи день рожденья.
Друг пришёл к ней с поздравленьем.
Он принёс букет цветов
И хотел добавить слов.
- Ты, зайчиха, вот какая!
И такая, и такая!
Больше вымолвить не смог.
Нужен зайчику урок.
Стало вдруг ему неловко,
Ты такая … как морковка.
Больше нечего сказать.
А зайчиха вдруг рыдать.
- Почему расстроилась зайчиха?
- Как вы думаете, что хотел сказать зайчик?
- Поможем зайчиху, научимся давать описание предметам.
Задание 1.(Работа в паре)
- По описанию узнайте, кого зайчиха пригласила на день рождения. Запишите имена прилагательные и дополните их именами существительными:
Рыжая, пушистая, ловкая, быстрая (белка).
Маленький, подвижный, колючий (ёж).
Маленькая, серенькая, пушистая, зубастая (мышь).
(Запись задания на доске, проверка со слайда № 10)
Задание 2.
- Собрались гости и вручили свои подарки. Опишите один из них. Обратите внимание на какие вопросы отвечают имена прилагательные. (Слайд № 11)
Морковка (какая?) ...., ....., ..... .
Яблоко (какое?) ....., ....., ...... .
Розы (какие?) ..... ,......, ........ .
Орех (какой?) ....., ....., ..... .
(Сильные работают самостоятельное, слабые получают карточки с набором прилагательных, из которых они выберут подходящие.)
Проверка: чтение вслух.
- На какие отвечали эти имена прилагательные?
- Имена прилагательные могут отвечать не только на эти вопросы.
- Обратимся к учебнику, с. 89, рубрика "Обратите внимание".
- На какие ещё вопросы могут отвечать имена прилагательные?
Запишите любое сочетание из рубрики по образцу.
(Физминутка)
Задание 3.
Работа над текстом.
- Но не все гости успели к торжеству. Один гость припозднился. Почему?
- Узнаете, выполнив новое задание. (Работа в группах)
- Составить деформированный текст, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные.
Наступила (радостная) весна. (Яркие) лучи солнца согрели землю. По дорожкам и тропинкам побежали (звонкие) ручейки. Под корнями (старой) ели была берлога. Там всю зиму спал (сердитый) медведь. (Холодный) ручей разбудил зверя. Он вышел на (лесную) полянку прямо к (заячьему) домику.
( Уч-ся раздаются на отдельных листочках предложения из деформированного текста. Уч-ся вставляют прилагательные и составляют текст. Для слабых раздать листочки с набором прилагательных для выбора подходящих по смыслу).
Проверка: чтение вслух.
Итог урока.
- Вот и все гостив сборе. Пора поздравить зайчиху. помогите зайчику сказать ей нужные слова. Какая зайчиха?
- В благодарность она приготовила угощение.
- Игра "Торт Какой?"
- Опишите торт.
- Какие из признаков относятся к торту, а какие нет? Не ошибитесь, а то торт станет несъедобным!
- Слова какой части речи вам помогли? (Имена прилагательные)
- Какую роль играют прилагательные в нашей речи?
- Чтение рубрики "Обратите внимание", с. 90.
Возврат к схеме, повторение по типу игры"Доскажи словечко!"
- Подведите итог по карточкам самоконтроля. Какого цвета сегодня ваш кружок?
Рефлексия.
- Попробуйте продолжить одно их предложений:
Было интересно ....
Было трудно ....
Теперь я знаю ....
Я могу ....
- Какой смайлик у вас сегодня?
Д/з. Составить текст и записать тест на тему "Весна в лесу".
Задание для резерва. (после текста)
Много фразеологизмов придумано о медведе. (Медведь - животное - символ России) Фразеологизм - устойчивое выражение с самостоятельным значением.
- Соедините фразы с их толкованием:
Медведь на ухо наступил обсуждение результатов какого-
либо дела до того, как к нему
приступили. Медвежья услуга отсутствие музыкального слуха.
Последний фразеологизм имеет интересную историю. Распространено мнение о том, что медведи в берлоге сосут лапы, чтобы извлечь из них питательные соки и утолить голод. В действительности же здесь другая причина. В феврале у медведей отслаивается старая подошва, а молодая кожица на лапах зудит и мерзнет, поэтому медведь и лижет подошвы горячим языком.
Лист самооценки
1.Запись под диктовку, работа с однокоренными словами.
2.Письмо по памяти
3. Подбери существительное!
4.Опиши предмет!
5. Групповая работа над текстом
Итого:
- нет ошибок
_ 1-2 ошибки
- 3-4 ошибки и более
Наступила ......................... весна.
..................... лучи солнца согрели землю.
По дорожкам и тропинкам побежали .................... ручейки.
Под корнями .................. ели была берлога.
Там всю зиму спал ....................... медведь.
....................... ручей разбудил зверя.
Он вышел на .................. полянку прямо к ....................... домику.
Слова для справок: заячьему, сердитый, холодный, лесную, яркие, звонкие, радостная, старой.
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(227) ": Имя прилагательное как часть речи- значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. "
["seo_title"] => string(142) "imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-znachieniie-i-upotrieblieniie-v-riechi-sviaz-imieni-prilaghatiel-nogho-s-imieniem-sushchiestvitiel-nym"
["file_id"] => string(6) "119329"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1413386600"
}
}