Связь имени прилагательного с именем существительным. Сравнение как одно из выразительных средств языка
Этап урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Этап самоопределения к деятельности | 1 мин | Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Меня зовут Жанель Амантаевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Посмотрите на соседа улыбнитесь, теперь посмотрите на меня и улыбнитесь. -Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. Итак, ребята, внимание! Начинаем работать | Приветствуют. | Р.: самоорганизация. |
II. Актуализация знаний и мотивация Практич.: каллиграфическое упражнение с орфографическим заданием Словес.: ответы на вопросы | 2 мин | Минутка чистописания -Откройте тетради, отступите две строчки вниз, запишите каллиграфически число (3 апреля), классная работа. Подчеркните опасные места. Н, в каком слове ты подчеркнул опасные места? Что ты подчеркнул? Почему ты их подчеркнул? Правильно, это словарное слово. Запомните как пишется. В, в каком слове подчеркнул опасные места? Что ты подчеркнул? А почему ты ее подчеркнул? Правильно, это словарное слово. Запомните как пишется. | Пишут каллиграфически. Записывают в тетрадь. В слове классная. Две буквы С. Словарное слово. В слове работа Букву А Словарное слово | Л.: устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. К.: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания. |
Практич.: запись под диктовку Взаимопроверка с опорой на ключ | 4 мин | Словарный диктант. Индивидуальная и фронтальная форма работы. Поднимите руку, кто хочет поработать у доски. Записываем под диктовку, первое слово с красной строки, с заглавной буквы, остальные с маленькой через запятую. Остальные записывают у себя в тетради. Обменялись тетрадями. Смотрим на доску и проверяем. Отметка- __ | Анализируют орфограммы Алфавит, до свидания, здравствуй, извините, оранжевый, заморозки, апрель, девочка, лопата, мебель, молоток, облако, прощай. | П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
Практич.: письм. орфограф.упр. | 4 мин | Индивидуальная форма работы. Спишите, добавляя по два слова с мягким знаком на конце. (на слайде): Зимние месяцы: январь, … . Деревья: ясень, … . Птицы: лебедь, … . Огородные растения: картофель, … . Проверяем. Д, озвучь, что у тебя получилось. | Списывают со слайда Февраль, декабрь. Ель, тополь. Голубь, журавль. Морковь, фасоль. | П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
III. Постановка учебной задачи Словес.: ответы на вопросы | 4 мин | На слайде появляется картинка с веселым клоуном. Кто это? Ребята, как мы можем подписать эту картинку? Как называется эта пара слов? Из каких частей речи состоит наше словосочетание? На слайде появляется грустный клоун. Ребята, а как мы можем назвать эту картинку? На слайде появляется картинка с облепихой. Как называется эта ягода? Какая эта ягода на вкус? На слайде появляется картинка с малиной. Как называется это ягода? Какая это ягода на вкус? О каких прилагательных идет речь? Как называются прилагательные, близкие по значению? Как называются прилагательные, противоположные по значению? Назовите тему урока. Какие цели мы поставим на урок? | Определяют тему урока, ставят цели Клоун. Веселый клоун. Словосочетание. Прил. + сущ. Грустный клоун. Облепиха. Кислая. Малина. Сладкая. О близких и противоположных по значению. Синонимы. Антонимы. Прилагательные, близкие и противоположные по значению. 1)Вспомнить лексическое значение имени прилагательного и вопросы на которые отвечает имя прилагательное; 2) узнать какую роль играют имена прилагательные в речи. | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели |
IV. Первичное закрепление во внешней речи Практич.: устное орфографическое задание Практич.: письм. орфограф.упр. Практич.: выборочное чтение | 3 мин | Фронтальная форма работы. -Откройте учебник на странице 90 упражнение №155. -Н, прочитай задание. Поднимите руку, кто не понял, что нужно делать. Прочитайте вслух и думайте, какую букву вы поставите и подходящее по смыслу слово. М, читай первое предложение. С, прочитай второе предложение и т.д Записываем в тетради упражнение №155. Списываем внимательно. Не забудьте буквы и слова, которые мы вставили. Перелистните страницу. С, прочитай задание под красной точкой. Поднимите руку, кто не понял задание. Р, какие слова ты нашел? С какой целью они употреблены в этих предложениях? Назовите прилагательные, в которых мягкость предшествующего согласного обозначена буквой Ь. Назовите слово с проверяемой безударной гласной. Как проверить, какую гласную надо писать в корне слова? Назовите слова с парной согласной в корне. Как проверить, какую парную согласную надо писать в корне слова? В, прочитай рубрику «Обратите внимание!» | Читают задание Выполняют задание 1. маленЬкий, большой. 2. белый. 3. дОрога, трОпинка, маленькая. 4. горЬкий, сахАр, сладкий. Маленький-большой, черный-белый, широкая-узкая, горький-сладкий. Они делают нашу речь точной. Указать отличительные черты. Маленький, большой, горький. Нужно подобрать однокоренное слово, чтобы проверочная буква стояла под ударением. Тропинка-трОпка. Нужно изменить слово, чтобы после парной согласной стояла гласная. Снег-снега, узкая-узок, сладкий-сладок. | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата |
Динамическая пауза Практический | 1 мин | «Улыбка» А теперь все вместе встали Руки дружно вверх подняли Руки в стороны, вперед А теперь наоборот Влево-вправо повернулись И друг другу улыбнулись Тихо сели и опять будем Дело продолжать | Повторяют движения за учителем. | Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии |
Практическ.: устное граммат. Упражнение Практич.: работа со словорем | 3 мин | Фронтальная форма работы Я называю слово и бросаю мяч кому-нибудь из вас. Вы должны поймать мяч и назвать слово в зависимости от задания. Поднимите руку, кому не понятно задание. Назовите слова, противоположные по смыслу слову: близкий, добрый, огромный, медленный, грустный. Назовите слова, близкие по смыслу слову: мудрый, смелый, скорый, храбрый, большой. Слова, близкие и противоположные по смыслу, можно найти в специальных словарях. Такие словари есть и в нашем учебнике. Откройте с. 140-141. Найдите прилагательные-синонимы. Посмотрите словарь синонимов и выберите в парах синонимы прилагательных. (любые) Найдите прилагательные-антонимы. Посмотрите словарь антонимов и выберите в парах антонимы прилагательных. (любые) | Подбирают антонимы Близкий-дальний, добрый-злой, огромный-маленький, медленный-быстрый, грустный-веселый. Подбирают синонимы Мудрый-умный, смелый-отважный, скорый-быстрый, храбрый-мужественный, большой-крупный. Работают со словарем Врач-доктор, думать-размышлять, лягушка-квакушка, луна-месяц Мир-ссора, польза-вред, день-ночь, кислый-сладкий | К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой Словес.: ответы на вопросы Практич.:письм. граммат. упр. | 6 мин | Упражнение №156, с. 91 Н, прочитай задание. В, прочитай задание под красной точкой. Смотрим на образец. Поднимите руку, кто может объяснить, что написано в образце. Поднимите руку, кто не понял задание. Выполняем самостоятельно. Проверяем. К, прочитай что у тебя получилось. Ребята, посмотрите на первое предложение. Что это за предложение? А почему хитрость сравнивают с лисой? Второе предложение. Что это за предложение? А почему солнышко сравнивают с теплом? Третье предложение. Что это за предложение? А почему колкость сравнивают с ежиком? Четвертое предложение. Что это за предложение? А почему трусость сравнивают с зайцем? Последнее предложение. Что это за предложение? А почему сравнивают вкус сладости с апельсином? | Читают задание (Какой?) Кислый, как клюква. Кислый-прил., подходящее по смыслу. Отвечает на вопрос какой?, вопрос пишу в скобках (Какая?) Хитрая, как лиса. (Какое?) Теплое, как солнышко. (Какой?) Колючий, как ежик. (Какой?) Трусливый, как заяц. (Какой) Сладкий, как апельсин. Это предложение, где хитрость сравнивают с лисой. Потому что лиса в сказках всегда хитрая. Это предложение, где тепло сравнивают с солнышком. Потому что солнышко греет нас теплом. Это предложение, где колкость сравнивают с ежиком. Потому что у ежика колючие иголки. Это предложение, где сравнивают трусость с зайцем. Потому что заяц все боится. Это предложение, где вкус сладости с апельсином. Потому что апельсин сладктй. | Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата |
VI. Включение в систему знаний Словесн.: ответы на вопросы | 2 мин | О каких словах мы говорили сегодня на уроке? Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? Какую роль играют имена прилагательные в речи? | О словах, близких и противоположных по смыслу. Имя прилагательное обозначает признак предмета. Какой? Какая? Какое? Они делают нашу речь точной, яркой, выразительной. | Р: осуществлять итоговый контроль Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения |
VII. Рефлексия деятельности (по продукту) Пратич.: подбор антонимов/синонимов | 4 мин | 1. Замени прилагательные антонимами. Легкая задача, мелкий пруд, старый дом, слабый голос, горячий суп 2. К данным словам подбери синонимы, Хлопок, нефть и уголь, красный, маленький Слова для справок:, черное золото, белое золото. | Тяжелая, крупный, новый, сильный, холодный суп. Хлопок-белое золото, нефть и уголь-черное золото, красный-алый, маленький-крошечный | Р: осуществлять итоговый контроль |
| 2 мин | Домашнее задание Уч. с. 91 № 157. Поднимите зеленый-у кого на уроке не возникло трудностей, все понял. Желтый-кто что-то не понял. Красный-кто не понял ничего, было тяжело. На этом урок окончен. До свидания. | Записывают домашнее задание Анализируют свою работу на уроке | Р.: оценка Л.: нравственно-этическая ориентация |