kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по русскому языку на тему " Имя прилагательное как часть речи, значение и употребление в речи."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи, распознавание в тексте слова, обозначающие признак предмета, осознанно употреблять их в речи, формирование предметные умения, актуализация знаний об имени прилагательном, о его роли в речи, о его связи с именем существительным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку на тему " Имя прилагательное как часть речи, значение и употребление в речи."»





КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: Имя прилагательное как часть речи, значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Сравнение как одно из выразительных средств языка.

Цели деятельности учителя: формирование представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи, распознавание в тексте слова, обозначающие признак предмета, осознанно употреблять их в речи, формирование предметные умения, актуализация знаний об имени прилагательном, о его роли в речи, о его связи с именем существительным.

Планируемые результаты:

• Предметные: знать лексическое значение имени прилагательного; знать вопросы, на которые отвечает имя прилагательное; повторить правило о способах проверки парных согласных в середине и на конце слова; повторить правило о безударных гласных в корне, связь между прилагательным и существительным; уметь правильно использовать имена прилагательные в речи, подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу; устанавливать связь между прилагательным и существительным; применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой, устанавливать аналогии, ставить вопросы от существительного к прилагательному.

• Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование: Русский язык: 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горельский. – 3-е изд. –М.: Просвещение, 2013., Рабочая тетрадь: 2 класс. В 2 ч. Ч 2/ В.П. Канакина – Просвещение, 2012учебная презентация, карточки, мяч.














Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

10 : 25 – 10 : 26

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Посмотрите на соседа улыбнитесь, теперь посмотрите на меня и улыбнитесь.

-Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Итак, ребята, внимание! Начинаем работать

Приветствуют.

Р.: самоорганизация.

II. Актуализация знаний и мотивация

Практич.: каллиграфическое упражнение с орфографическим заданием

Словес.: ответы на вопросы


10 : 26 – 10 : 29

Минутка чистописания

-Откройте тетради, отступите две строчки вниз, запишите каллиграфически число (8 апреля), классная работа. Подчеркните опасные места.

Н, в каком слове ты подчеркнул опасные места?

Что ты подчеркнул?

Почему ты их подчеркнул?

Правильно, это словарное слово. Запомните как пишется.

В, в каком слове подчеркнул опасные места?

Что ты подчеркнул?

А почему ты ее подчеркнул?

Правильно, это словарное слово. Запомните как пишется.

Пишут каллиграфически.

Записывают в тетрадь.



В слове классная.

Две буквы С.

Словарное слово.


В слове работа

Букву А

Словарное слово


Л.: устанавление связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.



Практич.: запись под диктовку







Взаимопроверка с опорой на ключ

10 : 29 – 10 : 33

Словарный диктант.

Индивидуальная и фронтальная форма работы.

Поднимите руку, кто хочет поработать у доски.

Записываем под диктовку, первое слово с красной строки, с заглавной буквы, остальные с маленькой через запятую.

Остальные записывают у себя в тетради.

Обменялись тетрадями. Смотрим на доску и проверяем.

Отметка- __




Анализируют орфограммы

Алфавит, до свидания, здравствуй, извините, оранжевый, заморозки, апрель, девочка, лопата, мебель, молоток, облако, прощай.





П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Практич.: письм. орфограф.упр.

10 : 33 – 10 : 38

Индивидуальная форма работы.

Спишите, добавляя по два слова с мягким знаком на конце.

(на слайде):

Зимние месяцы: январь, … .

Деревья: ясень, … .

Птицы: лебедь, … .

Огородные растения: картофель, … .

Проверяем. Д, озвучь, что у тебя получилось.




Списывают со слайда

Февраль, декабрь.

Ель, тополь.

Голубь, журавль.

Морковь, фасоль.

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

III. Постановка учебной задачи

Словес.: ответы на вопросы

10 : 38 – 10 : 42

На слайде появляется картинка с веселым клоуном.


Кто это?

Ребята, как мы можем подписать эту картинку?

Назовите части речи слов.

На слайде появляется грустный клоун.

Ребята, а как мы можем назвать эту картинку?

На слайде появляется картинка с облепихой.

Как называется эта ягода?

Какая эта ягода на вкус?

На слайде появляется картинка с малиной.

Как называется это ягода?

Какая это ягода на вкус?

О каких прилагательных идет речь?


Как называются прилагательные, близкие по значению?

Как называются прилагательные, противоположные по значению?

Назовите тему урока.


Какие цели мы поставим на урок?

Определяют тему урока

Клоун.

Веселый клоун.

Прил. + сущ.


Грустный клоун.


Облепиха.

Кислая.


Малина.

Сладкая.

О близких и противоположных по значению.

Синонимы.


Антонимы.


Прилагательные, близкие и противоположные по значению.

Ставят цели

1)Вспомнить лексическое значение имени прилагательного и вопросы на которые отвечает имя прилагательное;

2) узнать какую роль играют имена прилагательные в речи.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

П: построение рассуждения по теме урока в соответствии с возрастными нормами

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

IV. Первичное закрепление во внешней речи

Практич.: устное орфографическое задание





Практич.: письм. орфограф.упр.








Практич.: выборочное чтение

10 : 42 – 10 : 49




















Фронтальная форма работы.

-Откройте учебник на странице 90 упражнение №155.

-Н, прочитай задание.

Поднимите руку, кто не понял, что нужно делать.

Прочитайте вслух и думайте, какую букву вы поставите и подходящее по смыслу слово.

М, читай первое предложение.

С, прочитай второе предложение и т.д



Записываем в тетради упражнение №155.

Списываем внимательно. Не забудьте буквы и слова, которые мы вставили.

Перелистните страницу. С, прочитай задание под красной точкой.

Поднимите руку, кто не понял задание.

Р, какие слова ты нашел?



С какой целью они употреблены в этих предложениях?


Назовите прилагательные, в которых мягкость предшествующего согласного обозначена буквой Ь.

Назовите слово с проверяемой безударной гласной. Как проверить, какую гласную надо писать в корне слова?



Назовите слова с парной согласной в корне. Как проверить, какую парную согласную надо писать в корне слова?



В, прочитай рубрику «Обратите внимание!» на с.90



Читают задание


Выполняют задание


1. маленЬкий, большой.

2. белый.

3. дОрога, трОпинка, маленькая.

4. горЬкий, сахАр, сладкий.







Маленький-большой, черный-белый, широкая-узкая, горький-сладкий.

Они делают нашу речь точной. Указать отличительные черты.


Маленький, большой, горький.

Нужно подобрать однокоренное слово, чтобы проверочная буква стояла под ударением.

Тропинка-трОпка.

Нужно изменить слово, чтобы после парной согласной стояла гласная.

Снег-снега, узкая-узок, сладкий-сладок.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации




Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата

Динамическая пауза


Практический

10 : 49 – 10 : 50

«Улыбка»

А теперь все вместе встали

Руки дружно вверх подняли

Руки в стороны, вперед

А теперь наоборот

Влево-вправо повернулись

И друг другу улыбнулись

Тихо сели и опять будем

Дело продолжать

Повторяют движения за учителем.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии

Практическ.: устное граммат. Упражнение














Практич.: работа со словорем

10 : 50 – 10 : 54

Фронтальная форма работы

Я называю слово и бросаю мяч кому-нибудь из вас. Вы должны поймать мяч и назвать слово в зависимости от задания.

Поднимите руку, кому не понятно задание.

Назовите слова, противоположные по смыслу слову: близкий, добрый, огромный, медленный, грустный.



Назовите слова, близкие по смыслу слову: мудрый, смелый, скорый, храбрый, большой.



Слова, близкие и противоположные по смыслу, можно найти в специальных словарях.

Такие словари есть и в нашем учебнике.

Откройте с. 140-141.

Найдите прилагательные-синонимы.

Посмотрите словарь синонимов и выберите в парах синонимы прилагательных. (любые)

Найдите прилагательные-антонимы.

Посмотрите словарь антонимов и выберите в парах антонимы прилагательных. (любые)





Подбирают антонимы

Близкий-дальний, добрый-злой, огромный-маленький, медленный-быстрый, грустный-веселый.

Подбирают синонимы

Мудрый-умный, смелый-отважный, скорый-быстрый, храбрый-мужественный, большой-крупный.




Работают со словарем


Врач-доктор, думать-размышлять, лягушка-квакушка, луна-месяц


Мир-ссора, польза-вред, день-ночь, кислый-сладкий

К: выражение свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область

V. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словес.: ответы на вопросы

Практич.:письм. граммат. упр.

Работа в печатной тетради

10 : 54 – 10 : 57

Индивидуальная форма работы.

Откройте рабочую тетрадь на с.44 №94.

Поднимите руку, кто хочет прочитать задание.

Поднимите руку, кто не понял, что нужно делать.





Поднимите руку, кто хочет ответить на оценку.

Читают.



Подбирают антонимы.

Белый-черный, сладкий-горький, низкий-высокий, легкий-тяжелый, глухой-звонкий, тихий-громкий, острый-тупой, сухой-влажный


Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата





VI. Включение в систему знаний

Словесн.: ответы на вопросы

10 : 57 -10 : 59

О каких словах мы говорили сегодня на уроке?


Что обозначает имя прилагательное?


На какие вопросы отвечает?

Какую роль играют имена прилагательные в речи?

О словах, близких и противоположных по смыслу.

Имя прилагательное обозначает признак предмета.

Какой? Какая? Какое?

Они делают нашу речь точной, яркой, выразительной.

Р: осуществление итоговый контроль

Р: формулирование выводов из коллективного обсуждения

VII. Рефлексия деятельности (по продукту)


Словес.: ответы на вопросы

10 : 59 – 11 : 03

1. Замени прилагательные антонимами.

Легкая задача, мелкий пруд, старый дом, слабый голос, горячий суп

2. К данным словам подбери синонимы,

Автомобиль, луна, врач, грустный



Тяжелая, крупный, новый, сильный, холодный суп.


Автомобиль-машина, луна-месяц, врач-доктор, грустный-печальный.

Р: осуществление итогового контроля



11 : 03 – 11 : 05

Домашнее задание

Уч. с. 91 № 157.

Поднимите зеленый-у кого на уроке не возникло трудностей, все понял. Желтый-кто что-то не понял. Красный-кто не понял ничего, было тяжело.

На этом урок окончен.

Записывают домашнее задание


Анализируют свою работу на уроке

Р.: оценка

Л.: нравственно-этическая ориентация




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сулейменова Жанель Амантаевна

Дата: 23.04.2021

Номер свидетельства: 579144


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства