Тема: Имя прилагательное как часть речи, значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Сравнение как одно из выразительных средств языка.
Цели деятельности учителя: формирование представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи, распознавание в тексте слова, обозначающие признак предмета, осознанно употреблять их в речи, формирование предметные умения, актуализация знаний об имени прилагательном, о его роли в речи, о его связи с именем существительным.
• Предметные: знать лексическое значение имени прилагательного; знать вопросы, на которые отвечает имя прилагательное; повторить правило о способах проверки парных согласных в середине и на конце слова; повторить правило о безударных гласных в корне, связь между прилагательным и существительным; уметь правильно использовать имена прилагательные в речи, подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу; устанавливать связь между прилагательным и существительным; применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой, устанавливать аналогии, ставить вопросы от существительного к прилагательному.
• Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.
Оборудование: Русский язык: 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горельский. – 3-е изд. –М.: Просвещение, 2013., Рабочая тетрадь: 2 класс. В 2 ч. Ч 2/ В.П. Канакина – Просвещение, 2012учебная презентация, карточки, мяч.
Этап урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Этап самоопределения к деятельности | 10 : 25 – 10 : 26 | Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Посмотрите на соседа улыбнитесь, теперь посмотрите на меня и улыбнитесь. -Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. Итак, ребята, внимание! Начинаем работать | Приветствуют. | Р.: самоорганизация. |
II. Актуализация знаний и мотивация Практич.: каллиграфическое упражнение с орфографическим заданием Словес.: ответы на вопросы | 10 : 26 – 10 : 29 | Минутка чистописания -Откройте тетради, отступите две строчки вниз, запишите каллиграфически число (8 апреля), классная работа. Подчеркните опасные места. Н, в каком слове ты подчеркнул опасные места? Что ты подчеркнул? Почему ты их подчеркнул? Правильно, это словарное слово. Запомните как пишется. В, в каком слове подчеркнул опасные места? Что ты подчеркнул? А почему ты ее подчеркнул? Правильно, это словарное слово. Запомните как пишется. | Пишут каллиграфически. Записывают в тетрадь. В слове классная. Две буквы С. Словарное слово. В слове работа Букву А Словарное слово | Л.: устанавление связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний. |
Практич.: запись под диктовку Взаимопроверка с опорой на ключ | 10 : 29 – 10 : 33 | Словарный диктант. Индивидуальная и фронтальная форма работы. Поднимите руку, кто хочет поработать у доски. Записываем под диктовку, первое слово с красной строки, с заглавной буквы, остальные с маленькой через запятую. Остальные записывают у себя в тетради. Обменялись тетрадями. Смотрим на доску и проверяем. Отметка- __ | Анализируют орфограммы Алфавит, до свидания, здравствуй, извините, оранжевый, заморозки, апрель, девочка, лопата, мебель, молоток, облако, прощай. | П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
Практич.: письм. орфограф.упр. | 10 : 33 – 10 : 38 | Индивидуальная форма работы. Спишите, добавляя по два слова с мягким знаком на конце. (на слайде): Зимние месяцы: январь, … . Деревья: ясень, … . Птицы: лебедь, … . Огородные растения: картофель, … . Проверяем. Д, озвучь, что у тебя получилось. | Списывают со слайда Февраль, декабрь. Ель, тополь. Голубь, журавль. Морковь, фасоль. | П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
III. Постановка учебной задачи Словес.: ответы на вопросы | 10 : 38 – 10 : 42 | На слайде появляется картинка с веселым клоуном. Кто это? Ребята, как мы можем подписать эту картинку? Назовите части речи слов. На слайде появляется грустный клоун. Ребята, а как мы можем назвать эту картинку? На слайде появляется картинка с облепихой. Как называется эта ягода? Какая эта ягода на вкус? На слайде появляется картинка с малиной. Как называется это ягода? Какая это ягода на вкус? О каких прилагательных идет речь? Как называются прилагательные, близкие по значению? Как называются прилагательные, противоположные по значению? Назовите тему урока. Какие цели мы поставим на урок? | Определяют тему урока Клоун. Веселый клоун. Прил. + сущ. Грустный клоун. Облепиха. Кислая. Малина. Сладкая. О близких и противоположных по значению. Синонимы. Антонимы. Прилагательные, близкие и противоположные по значению. Ставят цели 1)Вспомнить лексическое значение имени прилагательного и вопросы на которые отвечает имя прилагательное; 2) узнать какую роль играют имена прилагательные в речи. | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками П: построение рассуждения по теме урока в соответствии с возрастными нормами П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели |
IV. Первичное закрепление во внешней речи Практич.: устное орфографическое задание Практич.: письм. орфограф.упр. Практич.: выборочное чтение | 10 : 42 – 10 : 49 | Фронтальная форма работы. -Откройте учебник на странице 90 упражнение №155. -Н, прочитай задание. Поднимите руку, кто не понял, что нужно делать. Прочитайте вслух и думайте, какую букву вы поставите и подходящее по смыслу слово. М, читай первое предложение. С, прочитай второе предложение и т.д Записываем в тетради упражнение №155. Списываем внимательно. Не забудьте буквы и слова, которые мы вставили. Перелистните страницу. С, прочитай задание под красной точкой. Поднимите руку, кто не понял задание. Р, какие слова ты нашел? С какой целью они употреблены в этих предложениях? Назовите прилагательные, в которых мягкость предшествующего согласного обозначена буквой Ь. Назовите слово с проверяемой безударной гласной. Как проверить, какую гласную надо писать в корне слова? Назовите слова с парной согласной в корне. Как проверить, какую парную согласную надо писать в корне слова? В, прочитай рубрику «Обратите внимание!» на с.90 | Читают задание Выполняют задание 1. маленЬкий, большой. 2. белый. 3. дОрога, трОпинка, маленькая. 4. горЬкий, сахАр, сладкий. Маленький-большой, черный-белый, широкая-узкая, горький-сладкий. Они делают нашу речь точной. Указать отличительные черты. Маленький, большой, горький. Нужно подобрать однокоренное слово, чтобы проверочная буква стояла под ударением. Тропинка-трОпка. Нужно изменить слово, чтобы после парной согласной стояла гласная. Снег-снега, узкая-узок, сладкий-сладок. | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата |
Динамическая пауза Практический | 10 : 49 – 10 : 50 | «Улыбка» А теперь все вместе встали Руки дружно вверх подняли Руки в стороны, вперед А теперь наоборот Влево-вправо повернулись И друг другу улыбнулись Тихо сели и опять будем Дело продолжать | Повторяют движения за учителем. | Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии |
Практическ.: устное граммат. Упражнение Практич.: работа со словорем | 10 : 50 – 10 : 54 | Фронтальная форма работы Я называю слово и бросаю мяч кому-нибудь из вас. Вы должны поймать мяч и назвать слово в зависимости от задания. Поднимите руку, кому не понятно задание. Назовите слова, противоположные по смыслу слову: близкий, добрый, огромный, медленный, грустный. Назовите слова, близкие по смыслу слову: мудрый, смелый, скорый, храбрый, большой. Слова, близкие и противоположные по смыслу, можно найти в специальных словарях. Такие словари есть и в нашем учебнике. Откройте с. 140-141. Найдите прилагательные-синонимы. Посмотрите словарь синонимов и выберите в парах синонимы прилагательных. (любые) Найдите прилагательные-антонимы. Посмотрите словарь антонимов и выберите в парах антонимы прилагательных. (любые) | Подбирают антонимы Близкий-дальний, добрый-злой, огромный-маленький, медленный-быстрый, грустный-веселый. Подбирают синонимы Мудрый-умный, смелый-отважный, скорый-быстрый, храбрый-мужественный, большой-крупный. Работают со словарем Врач-доктор, думать-размышлять, лягушка-квакушка, луна-месяц Мир-ссора, польза-вред, день-ночь, кислый-сладкий | К: выражение свои мысли с достаточной полнотой и точностью П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой Словес.: ответы на вопросы Практич.:письм. граммат. упр. Работа в печатной тетради | 10 : 54 – 10 : 57 | Индивидуальная форма работы. Откройте рабочую тетрадь на с.44 №94. Поднимите руку, кто хочет прочитать задание. Поднимите руку, кто не понял, что нужно делать. Поднимите руку, кто хочет ответить на оценку. | Читают. Подбирают антонимы. Белый-черный, сладкий-горький, низкий-высокий, легкий-тяжелый, глухой-звонкий, тихий-громкий, острый-тупой, сухой-влажный | Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата |
VI. Включение в систему знаний Словесн.: ответы на вопросы | 10 : 57 -10 : 59 | О каких словах мы говорили сегодня на уроке? Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? Какую роль играют имена прилагательные в речи? | О словах, близких и противоположных по смыслу. Имя прилагательное обозначает признак предмета. Какой? Какая? Какое? Они делают нашу речь точной, яркой, выразительной. | Р: осуществление итоговый контроль Р: формулирование выводов из коллективного обсуждения |
VII. Рефлексия деятельности (по продукту) Словес.: ответы на вопросы | 10 : 59 – 11 : 03 | 1. Замени прилагательные антонимами. Легкая задача, мелкий пруд, старый дом, слабый голос, горячий суп 2. К данным словам подбери синонимы, Автомобиль, луна, врач, грустный | Тяжелая, крупный, новый, сильный, холодный суп. Автомобиль-машина, луна-месяц, врач-доктор, грустный-печальный. | Р: осуществление итогового контроля |
| 11 : 03 – 11 : 05 | Домашнее задание Уч. с. 91 № 157. Поднимите зеленый-у кого на уроке не возникло трудностей, все понял. Желтый-кто что-то не понял. Красный-кто не понял ничего, было тяжело. На этом урок окончен. | Записывают домашнее задание Анализируют свою работу на уроке | Р.: оценка Л.: нравственно-этическая ориентация |