Тема: Имя прилагательное
1. Сформировать знания об имени прилагательном как части
Речи.
2.
3. Воспитывать в детях чувство любви, ответственности за природу.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Орг момент
2. Опрос домашнего задания
- Изучение какой части речи мы закончили? (Имя существительное)
3. Изучение новой темы
- Чтобы определить тему нашего урока, отгадайте времена года по стихотворениям
Голубые, синие
Небо и ручьи,
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи (Весна)
Лес и поле в зелени,
Синяя река,
Белые, пушистые
В небе облака. (Лето)
Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные
Спелые плоды (Осень)
Лес и поля белые,
Белые луга.
У осин заснеженных —
Ветки как рога (Зима)
- Какие слова помогли отгадать времена года?
- Что они обозначают и к какому слову относятся?
- На какие вопросы отвечают?
- А чтобы вам помочь загадаю загадки.
Что это?
Определяю я предметы
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
- Имя прилагательное
- Итак, что такое имя прилагательное?
- Давайте вспомним следующую опорную схему.
← Прилагательные →
↓ --- ↓ --- ↓
Какой? --Какое?--- Какая?
- ый,- ий,- ой - ое,- ее -- ая,- яя
- А сейчас мы отправимся с вами в лес. Просмотр картины и прослушивание лесного звука.
Работа над текстом «В лесу»
- Какие слова помогли нам описать лес? Давайте эти слова распределим под вопросами какой? какая? какое? какие?
- Для чего они нужны?
- Они делают нашу речь точной, выразительной, красивой.
- Итак, как вы себя почувствовали в лесу?
- Лес живёт своей жизнью, полной звуков и запахов, разных загадок. Что даёт нам лес?
Беседа на тему «Лес»
- Вот, ребята, идём мы по лесу и встретился нам зверёк. Если мы правильно дадим описание, то мы отгадаем его.
Работа по учебнику (страница 119 упражнение3)
Этот трусливый зверёк живёт в лесу. У него …уши,…. хвост. Передние лапы…., а задние -…. Морковка,…. капуста – любимые лакомства животного. А зимой и …. кора хороша. (Заяц)
- Теперь вы поняли, что имена прилагательные – очень важная часть речи.
- Кто ещё живёт в лесу мы узнаем, если отгадаем загадки:
(Работа по слайду)
Серый, хищный, жадный,…-…
Рыжая, хитрая, ловкая,…- …
Большой, косолапый - …
Маленький, быстрый, колючий -…
Косой, слабый, трусливый -…
- Шли, шли мы по лесу и устали, давайте сядем на пенёчки и поиграем.
Игра «Подари предмету признак»
(Работа по слайдам)
Задание: быстро назвать как можно больше признаков.
Трава - …, …, …; Снег - …, …, …;
Горы - …, …, …; Море -…, …, …;
Задание 2. Напиши данные слова во множественном числе.
Задание 3. Напиши противоположные по значению слова.
Задание 4. Измени слова по вопросам: Какой? Какая? Какое?
Ум -
Лес -
Сад -
Игра: «Кто быстрее?»
Звонкий, быстрый, веселый - …
Вкусный, алый, сочный - …
Старательный, послушный, вежливый -…
Аккуратная, послушная, веселая -…
Белое, пушистое, легкое - …
Ветвистая, зеленая, колючая -…
Старый, кирпичный, двухэтажный - …
Чистый, горный, полезный - …
Итак, что называется прилагательным? Откройте учебник и прочитайте правило.(стр. 119)
Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
Мы теперь выходим из леса. Повторяем за мной
(Физ. минутка.)
Мы ходили в лес
Сколько там чудес!
Посмотрели вправо.
Посмотрели влево.
Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.
Продолжим наш разговор про лес. Какие стихи или пословицы - поговорки, загадки вы знаете про лес?
Составим синквейн к слову «лес».
Составим кластер к слову «лес».
Итог урока:
- Что называется прилагательным? Какую роль они играют в нашей жизни?
- Имена прилагательные делают нашу речь выразительной, красочной. Имена прилагательные дают оценку предмету, явлению природы.