kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления имени прилагательного в речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен план открытого урока по теме:"Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления имени прилагательного в речи."

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления имени прилагательного в речи.»

Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления имени прилагательного в речи.

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Цель урока: Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о прилагательном как части речи.

Задачи урока: Обучающая: научить распознавать имя прилагательное как часть речи, научить правильному согласованию с существительным в роде, числе и падеже, определять синтаксическую роль в предложении, пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая: развитие логического мышления.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
Оборудование: проектор, раздаточный материал с текстом и различными заданиями.

Организационный момент.

-Сегодня мы с вами будем говорить о части речи, название которой вы скажете сами, отгадав загадки.

-Народ создал много загадок. В них отразились его житейская мудрость и нравственные устремления.

(ФЛ)

1 загадка

Я черный, красный, желтый, синий,
С начинкой
твердой в середине, 
Я с
острым ножиком дружу
И, что хочу изображу.

(Цветной карандаш)



Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою
чистой,
Как поймаешь на ладонь.


(снег)


Гладкое, полосатое,
Мягкое и лохматое.
Всегда ты со мною,
Когда руки мою.
(Полотенце)



Он куриный предводитель,

Птичий он руководитель.

Красный гребень, пышный хвост

Он неприхотлив и прост. ( петух)


-Скажите, ребята, а что помогло вам отгадать загадки? (Признаки предметов)

(что обозначает прилг.? Признаки предметов)

ИЛИ

- Как же называется часть речи, обозначающая признаки предметов?

 ( Имя прилагательное. В них чётко обозначаются признаки того предмета, который нужно отгадать).

- Молодцы. Справились с первым заданием.


Запишите тему урока: Имя прилагательное как часть речи.


- Какая орфограмма вам встретилась в названии этой части речи?(чередование гласных А-О в корне слова -Лаг—Лож-)

- Как вы понимаете название этой части речи? (При-ла-га-тель-но-е, потому что ПРИ-лагает-ся к К ЧЕМУ?? к существительному, объясняет, какой это предмет).


Актуализация знаний.


-Сегодня мы вспомним всё, что знаем об этой части речи:

повторим морфологические признаки, синтаксическую роль, а ещё выясним роль прилагательных в речи.

- А могли бы вы без прилагательных отгадать загадки? (нет)

- Значит, имя существительное не такое уж всесильное. Прилагательное помогает ему более точно и выразительно описать предмет.

-Вам эта часть речи уже знакома из начальных классов. Что вы знаете об имени прилагательном?

Примерные ответы: Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое? какие? чей?, чья? чьё?, чьи?

-Так к какой части речи «прилагаются», присоединяются прилагательные? (существительные)


Самоопределение к деятельности


  1. -А теперь откроем учебник на стр. 82 и прочитайте выразительно стихотворение из упр. 576



-Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать березку? Назовите их.

-Как называется такое средство выразительности речи?

Дети: Эпитеты

Учитель: Молодцы!

Велика роль прилагательных в художественной литературе.

Кроме своей обычной функции – определять предмет, называть его типичные признаки, - в художественной литературе прилагательные получают дополнительное значение – «озарять предметы». Такие прилагательные называют эпитетами.

(ФЛ Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления имени прилагательного в речи)

Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый раз, изображая известный уже предмет.

Эпитеты делают описание наглядным, ощутимым.


-А что еще мы знаем о прилагательных?

-Можно ли подобрать к прилагательным синонимы?

-Подерите синонимы к прилаг. из упр. 567 ГРУСТНАЯ (безрадостная, тоскливая, печальная)

-Можно подобрать к прил. антонимы?

К прилаг. подберите к прил. грустная (веселая, радостная)


-От чего зависят прилагательные в предложении? (Прилагательные прилагаются к сущ. и зависят от существительных)

Поэтому вопросы к нему задаются от существительных.

-И в предложении прилаг. Согласуются с сущ. в роде, числе и падеже, т.е. ставятся всегда в том же роде, числе и падеже.

Например, интересная книга. Книга ( какая? ) интересная. Прилагательное зависит от существительного книга. Окончание АЯ указывает на ж.род, един. число и имен. падеж., так же как и у сущ. Книга: ж.род, един. число и имен. падеж.

Морфологические признаки имени прилагательного: род, число, падежные зависят от признаков существительного, к которым подчиняются прилагательные и обозначаются окончаниями.


Выпишите по 2 словосочетания «прилагательное + существительное из упр. 567


-Определите род, число и падеж прилагательных.


Прилагательные делают нашу речь более образной, точной, потому что позволяют выразить различные признаки предмета.

Работа по теме урока

Учитель: Следующее задание, ребята! На ваших столах лежат тексты. Вам необходимо вставить пропущенные прилагательные в предложения, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже.)

, но так, чтобы они подходили по смыслу. Запишите получившиеся предложения.

(Групповая работа. Раздаются разные тексты, ученики должны по смыслу предложения вставить прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже.)

Правильный ответ текста высвечивается на доске.

Образец: 1 команда.

1.(…) утром приятно побродить по лесу, подышать (…)воздухом. 2. С (…) утра и до (…)ночи слышится (…)пение птиц.

Слова для справок: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный.

ПРОВЕРКА


Молодцы, ребята, правильно согласовали прил. с сущ. в роде, числе и падеже!

2. Летним утром приятно побродить по лесу, подышать свежим воздухом. 2. С раннего утра и до поздней ночи слышится чудесное пение птиц.

Прилагательные: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный.


Образец: 2 команда.

1.Наступило (…)лето. 2Только в (…)лесу сквозь (…)деревья пробивались (…) лучи.

Слова для справок: жаркий, знойный, зеленый, высокий, редкий, солнечный.


Кто будет отвечать из вашей команды 1 предложение? Кто 2?


ПРОВЕРКА

2.Наступило жаркое, знойное лето. 2. Только в зеленом лесу сквозь высокие, могучие деревья пробивались редкие, солнечные лучи.

Прилагательные: жаркий, знойный, зеленый, высокий, редкий, солнечный.

Образец3 команда.

1 (…) птичка сидела на верхушке (…) ели. 2 Сквозь (…)облака неожиданно появились (…) тучи.

Слова для справок: маленький, зеленой, голубой, мрачный.

ПРОВЕРКА


  1. Маленькая птичка сидела на верхушке зеленой ели. 2.Сквозь голубые облака неожиданно появились мрачные тучи.

Прилагательные: маленький, зеленой, голубой, мрачный.

(Каждая команда читает свои тексты, правильные варианты текстов будут показаны на слайде.)


-А теперь давайте вспомним синтаксическую роль прилагательного.


- Какими членами предложения являются прилагательные в тексте?

( определением и сказуемым)


-Как правильно определить, какой член предложения выражен прилагательным? (Обратить внимание на место прилагательного по отношению к существительному) Прилагательное – определение стоит обычно перед сущ. (подлежащем), а прилагательное – сказуемое – после сущ.(подлежащего) и в предложении нет глагола.

Например: (учитель на доске)


Звучит тихая мелодия.

В данном случае прилаг. тихая стоит перед сущ. и является определением.

ВЕСЬ МИР ГОЛУБОЙ

В этом случае прилаг. стоит после сущ. (подлеж.) и в предложении нет глагола, поэтому прилаг. является сущ.

Разобрав два предложения, сделаем вывод, что прилагательные в предложении бывают определением или сказуемым.


Запишем в тетрадь теор. сведения:

Имя прилагательное

Самостоятельная ч. Р.

Обозначает признак предмета

Отвечает на вопрос Какой? Чей?

Н. ф. им. п., м.,р., Ед.е ч.

Морфологические признаки (три стрелочки)

Число единственное множественное

Падеж

Род !!! Только в единственном числе

согласуется с сущ. , в роде числе и падеже

В предложении является определением:

Осенний пожар полыхает в лесу.

Сказуемым:

Погода сегодня солнечная тёплая.


Задание: игра «Составь слово».


Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий:


(По 1 ученику выбегают и записывают ответы)

1

Возьмите приставку от слова, являющегося определением, в предложении шел

бесконечный дождь.

2

Добавьте подлежащее из предложения страх овладел им.

3

Добавьте суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные.

4

Какое слово у вас получилось? (Бесстрашные)

С каким фонетическим явлением вы встретились в слове бесстрашный?

От какого слова мы взяли корень? ( страх)

-А тут корень -страш-

-Какое фон. Явление произошло? (чередов. Согласных в корне х//ш)


Теперь давайте вспомним, как выполнять морфемный разбор прилаг.


Задание: выполните синт. р-р (у доски)

Первые листики зелёные.

-Каким членом предложения являются прилаг. в этом предложении?

Подведение итогов

-Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали сегодня! А теперь давайте повторим, что мы узнали сегодня об имени прилагательном.

-Для этого давайте закончим данную схему. 

(ФЛ )

Схема представлена на доске.



Имя прилагательное



обозначает


изменяется

отвечает на вопросы



является в предложении





Игра: «Кто это»? 

(учитель раздает листочки с загадками, ученик читает, остальные отгадывают)

Серый, хищный, жадный ВОЛК…………………..

Рыжая, хитрая, ловкая, пушистая ЛИСА………………

Косой, слабый, трусливый ЗАЯЦ………………….

Большой, косолапый, неуклюжий МЕДВЕДЬ………………………

      Яркое, ласковое, тёплое СОЛОНЦЕ

     Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)

     Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)

   Вкусная, сочная, синяя. (Слива)

     Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)

 Читает учитель: Умные, активные, дружелюбные. (это вы, ребята.)

Березовый, яблочный, ананасовый, мультифруктовый СОК

Полезное, коровье, козье МОЛОКО


Выставление оценок

Домашнее задание

ДЗ. Выучить теорию в тетради, упр. 570












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Белых Галина Степановна

Дата: 14.05.2022

Номер свидетельства: 606842

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. "
    ["seo_title"] => string(144) "imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-znachieniie-i-upotrieblieniie-v-riechi-sviaz-imieni-prilaghatiel-nogho-s-imieniem-sushchiestvitiel-nym-1"
    ["file_id"] => string(6) "121063"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413876029"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Имя прилагательное как часть речи. Урок русского языка во 2 классе"
    ["seo_title"] => string(74) "imia_prilaghatiel_noie_kak_chast_riechi_urok_russkogho_iazyka_vo_2_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "393360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487478379"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе. "
    ["seo_title"] => string(65) "imia-sushchiestvitiel-noie-povtorieniie-izuchiennogho-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "117138"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412702418"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Дидактическая игра как метод развития речи детей."
    ["seo_title"] => string(58) "didaktichieskaia_ighra_kak_mietod_razvitiia_riechi_dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "422008"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1497546161"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Урок-исследование на тему: "Имя прилагательное. Употребление имён прилагательных в речи" "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-issliedovaniie-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-upotrieblieniie-imion-prilaghatiel-nykh-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "232060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442742964"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства