Г-жа Простакова: Митрофанушка, что ты знаешь из грамматики?
Митрофанушка: Много. Существительна да прилагательна.
Г-жа Простакова: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофанушка: Дверь? Котора дверь?
Г-жа Простакова: Вот эта!
Митрофанушка: Эта? Прилагательна!
Г-жа Простакова: Почему же?
Митрофанушка: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не навешана: так покамест существительна.
Г-жа Простакова: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку.
Митрофанушка: И ведомо!
- Что означает слово «Прилагательное»?
- Это слово очень часто встречается в нашей речи. Мы должны дать ему определение или составить его паспорт.
- Вы, наверное, видели паспорт у своих родителей. Какие сведения можно узнать о человеке из этого документа?
- Начнём собирать сведения о прилагательном
3. Повторение сведений о прилагательном, изученных в начальной школе. Работа с тестом. Самостоятельная оценка теста. (Слайд №1,2)
3. Объяснение новой темы
1. В паспорте обязательно есть фотография. У прилагательного тоже есть свой портрет. Вот как представляет себе прилагательное одна девочка.
- Имя прилагательное - это художник с красками и палитрой в руках. Он молодой, высокий, красивый. Краски ему нужны для того, чтобы раскрашивать всё вокруг. Махнёт кистью с голубой краской – появится голубое небо. Возьмёт красную краску - станут румяными щёки у детворы на горке. Прилагательному все рады. Он весёлый, жизнерадостный, добрый.
Очень занимательное - Имя прилагательное. Трудно будет без него, Если пропадет оно. Ну, представь-ка себе это: Как без признаков предмета Будем спорить, говорить, Веселиться и шутить?
2. Поговорим о том, что обозначает прилагательное. В рассказе Таня использовала много прилагательных: молодой, высокий, красивый, голубой, красный, румяный и др.
- Что обозначают прилагательные? (признак предмета)
- Дополните ряды прилагательных, которые обозначают
Качество характера: весёлый,..
Возраст: молодой,...
Материал: стеклянный,...
Время: вчерашний,...
Цвет: чёрный,...
Принадлежность: лисий, мамин,.. (записать)
- На какой вопрос отвечают последние прилагательные? (чей?)
Вывод: прилагательные отвечают на вопросы какой? и чей?
Лиловая фиалка, оранжевый апельсин, фиолетовый ирис, бирюзовое море, багряный закат.
4. Употребление имён прилагательных в речи, устной и письменной.
Ученическая исследовательская работа (Слайды 13-17)
Мы очень часто пишем сочинения по картинам, где изображена природа. Мне очень понравилась картина И.И.Шишкина “Рожь”. (Слайд №13)
Я решил её описать. Сочинение получилось вот таким. (Слайд 14)
После работы над сочинением я понял, что без прилагательных описать картину невозможно (Слайд 15)
Попробуем удалить все прилагательные из текста. Сочинение стало совершенно другим, в нём нет ни красок, ни простора, ни богатства русской земли (Слайд №16)
Картина без красок теряет свою красоту, и текст без прилагательных становится невыразительным, тусклым, скучным. (Слайд №17)
Таким образом, я согласен со стихотворением:
У существительных подчас Не жизнь, а просто скука Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука Но если нас к ним приложить, Им веселее будет жить.
- Почему же мы не можем обойтись без прилагательного?
(Имена прилагательные украшают нашу речь, позволяют выражать настроение, переживания, делиться впечатлениями об увиденном, давать точную характеристику предметам)
Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки, Приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо, Приседанье сделал справно, Клювиком почистил пух, И скорей за парту – плюх!
5. Синтаксическая роль имени прилагательного.
Тонкие и прямые берёзы стоят на косогоре. (Берёзы какие?)
Берёзы тонки и прямы. (Берёзы каковы?)
Вывод: прилагательные в предложениях являются определениями и сказуемыми.
Поиграем
А теперь применим наши знания на практике. Чтобы выполнить задания, мы должны немного потренироваться.
1) По данным словам - признакам предмета (прил.) отгадайте слова-предметы (сущ.):