Просмотр содержимого документа
«"Имя прилагательное"»
Тема: Имя прилагательное.
Цель: Повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении.
Задачи:
Обучающие:пополнитьпрактический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающие:развивать творческие способности детей, воображение, образное мышление, коммуникативные навыки, умения работать в парах.
Воспитательные:формирование умений сотрудничать при выполнении заданий; воспитание внимания и уважения к слову.
Форма урока: урок – путешествие с использованием ИКТ (презентации).
Методы и приемы: исследовательская деятельность; работа в группах, анализ поэтического текста.
Использованы элементы игровой технологии – обучение через игру, развивающей технологии – развитие творческих способностей и элементы ИКТ – компьютерная презентация.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие. Сбор тетрадей с домашней работой.
2. Мотивация учебной деятельности.
Ребята, тема нашего урока спряталась в стихотворении, послушайте его:
Я слово ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют ещё …(прилагательное).
Молодцы, тема нашего урока - имя прилагательное. Запишите тему урока в тетрадь.
3. Постановка цели урока.
Урок у нас необычный. Мы сегодня будем помогать мальчику Вове собирать знания об имени прилагательном, которые он растерял по дороге в 5 класс. Для этого нам нужно будет отправиться в небольшое путешествие. Все собранные по пути знания мы будем складывать в корзинку, которая располагается на доске.
У каждого путешествия должна быть своя цель. Какую же цель мы поставим перед собой на нашем уроке-путешествии?
Ответы учеников.
Нам необходимо повторить, общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении.
А как вы думаете, с помощью чего мы достигнем нашей цели?
Ответы учеников.
Конечно же, выполняя различные упражнения и задания.
4. Работа над темой урока.
1) Материал для наблюдения.
У нас с вами будет маршрутный лист, по которому мы будем двигаться. Посмотрите, пожалуйста, какие станции мы должны сегодня посетить:
-исследовательская
-спортивная
-морфологическая
-синтаксическая
-творческая
Передвигаться мы будем на паруснике. (Картина с парусником. Звучит стихотворение).
- Какое настроение почувствовали? Слова какой части речи помогли вам почувствовать настроение стихотворения? (прилагательные) Назовите их (одинокий, далекий, мятежный)
– Какова роль прилагательных в речи? (Они украшают, уточняют речь, передают настроение, рисуют картины.)
2) Выполнение заданий.
Молодцы! А тем временем, наша первая остановка– исследовательская.
Прибыв на остров знаний, мы должны его исследовать. Первое наше задание-
вспомнить, что обозначает имя прилагательное, и на какие вопросы оно отвечает.
Для этого, посмотрите на слайд.
Задание 1 «Чудо - остров»
Опишите природу, которую вы видите на слайде с помощью прилагательных. Что за вопрос мы можем задать к имени прилагательному?
Молодцы, а для того, чтобы не устать в дороге, нам нужно немного размяться, для этого мы
посетим вторую станцию «Спортивную».
Игра «Определи лишнее»:
Ребята, в русском языке есть существительные, которые указывают на признак предмета, но их необходимо уметь отличать от прилагательных. Например, желтый - это признак, а желтизна - существительное, которое обозначает признак. Поэтому, когда я буду произносить слова, вы должны хлопнуть в ладоши, если слово является именем прилагательным и топнуть ногами, если слово НЕ является именем прилагательным:
А тем временем нам нужно двигаться натретью станцию – «Морфологическую». Ах,
какой здесь беспорядок, вы только посмотрите! Все прилагательные разбросаны по нашей станции. Нам необходимо собрать их и определить морфологические признаки прилагательных.
Игра «Путаница».
Посмотрите на слайд, по каким признакам мы можем распределить данные прилагательные на три группы? (по родам) Распределите прилагательные в тетради по трем столбикам: м.р., ж.р., ср.р., выделяя окончания (1 ученик работает у доски):
По какому признаку можно распределить следующие прилагательные на две группы? (число) Распределите письменно прилагательные на две группы: ед.ч., мн.ч.(один ученик работает у доски):
С какой частью речи неразрывно связаны прилагательные? По какому еще признаку могут изменяться прилагательные? (по падежам)
Измените по падежам словосочетание красивое платье.(Один человек у доски).
(Пишу на доске возле корзины непостоянные признаки прилагательных: род, число, падеж).
Четвертая станция - «Синтаксическая».
Найдите в предложении имена прилагательные. Выполните синтаксический разбор предложения. Чем выражены прилагательные в предложении?(определениями)
Тонкие и прямые берёзки стоят на опушке.
(Записываю на доске возле корзины – функция определения).
Наша заключительная станция «Творческая». Находится она на ромашковом поле.
Игра «Ромашка».
У каждого на парте лежит по лепестку. Вам необходимо взять фломастер и написать на лепестке по прилагательному к следующим существительным:
1 ряд – к существительному друг,
2 ряд – к существительному картина,
3 ряд – к существительному букет.
Прилагательные в одном ряду не должны повторяться, поэтому вам стоит посовещаться.
После того, как вы написали прилагательное на лепестке, отклейте, пожалуйста, стикеры с обратной стороны и прикрепите их к листу, расположенному на первой парте, по очереди передавая его. Давайте прочитаем, какие прилагательные у нас получились.
(Дети зачитывают ответы. Ромашки размещаются на доске).
5. Рефлексия.
Молодцы, мы хорошо сегодня поработали.
Я предлагаю вам оценить нашу работу на уроке с помощью специальных карточек. Текст в карточках нужно дополнить именами прилагательными.
Благодаря уроку наша речь стала (какой?) ________________________________. Мои одноклассники были (какими?)________________________. На уроке я узнал много (какого?) _____________ и __________________.
Своей работой на уроке я (доволен или нет) _______________________.
И сейчас у меня (Какое?) _____________________ настроение.
Послушайте свои оценки за урок:
6. Домашнее задание.
Благодаря уроку наша речь стала (какой?) ________________________________. Мои одноклассники были (какими?)________________________. На уроке я узнал много (какого?) _____________ и __________________.
Своей работой на уроке я (доволен или нет) _______________________.
И сейчас у меня (Какое?) _____________________ настроение.
Благодаря уроку наша речь стала (какой?) ________________________________. Мои одноклассники были (какими?)________________________. На уроке я узнал много (какого?) _____________ и __________________.
Своей работой на уроке я (доволен или нет) _______________________.
И сейчас у меня (Какое?) _____________________ настроение.
Благодаря уроку наша речь стала (какой?) ________________________________. Мои одноклассники были (какими?)________________________. На уроке я узнал много (какого?) _____________ и __________________.
Своей работой на уроке я (доволен или нет) _______________________.
И сейчас у меня (Какое?) _____________________ настроение.
Благодаря уроку наша речь стала (какой?) ________________________________. Мои одноклассники были (какими?)________________________. На уроке я узнал много (какого?) _____________ и __________________.
Своей работой на уроке я (доволен или нет) _______________________.
И сейчас у меня (Какое?) _____________________ настроение.
Благодаря уроку наша речь стала (какой?) ________________________________. Мои одноклассники были (какими?)________________________. На уроке я узнал много (какого?) _____________ и __________________.
Своей работой на уроке я (доволен или нет) _______________________.
И сейчас у меня (Какое?) _____________________ настроение.
Благодаря уроку наша речь стала (какой?) ________________________________. Мои одноклассники были (какими?)________________________. На уроке я узнал много (какого?) _____________ и __________________.
Своей работой на уроке я (доволен или нет) _______________________.
И сейчас у меня (Какое?) _____________________ настроение.