kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Имя прилагательное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для учащихся 5 класса. Тема "Имя прилагательное"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Имя прилагательное"»



Тема: Имя прилагательное.

Цель: Повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении.

Задачи:

Обучающие: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

Развивающие: развивать творческие способности детей, воображение, образное мышление, коммуникативные навыки, умения работать в парах.

Воспитательные: формирование умений сотрудничать при выполнении заданий; воспитание внимания и уважения к слову.

Форма урока: урок – путешествие с использованием ИКТ (презентации).

Методы и приемы: исследовательская деятельность; работа в группах, анализ поэтического текста.

Использованы элементы игровой технологии – обучение через игру, развивающей технологии – развитие творческих способностей и элементы ИКТ – компьютерная презентация.


Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие. Сбор тетрадей с домашней работой.

2. Мотивация учебной деятельности.

Ребята, тема нашего урока спряталась в стихотворении, послушайте его:


Я слово ищу необычное, звучное,


Особое, сильное, самое лучшее,


Короткое, длинное, красное, синее,


Неброское, яркое, очень красивое,


Оно уменьшительное или ласкательное,


Его называют ещё …(прилагательное).


Молодцы, тема нашего урока - имя прилагательное. Запишите тему урока в тетрадь.



3. Постановка цели урока.

Урок у нас необычный. Мы сегодня будем помогать мальчику Вове собирать знания об имени прилагательном, которые он растерял по дороге в 5 класс. Для этого нам нужно будет отправиться в небольшое путешествие. Все собранные по пути знания мы будем складывать в корзинку, которая располагается на доске.

У каждого путешествия должна быть своя цель. Какую же цель мы поставим перед собой на нашем уроке-путешествии?

Ответы учеников.

Нам необходимо повторить, общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении.

А как вы думаете, с помощью чего мы достигнем нашей цели?

Ответы учеников.

Конечно же, выполняя различные упражнения и задания.



4. Работа над темой урока.

1) Материал для наблюдения.

У нас с вами будет маршрутный лист, по которому мы будем двигаться. Посмотрите, пожалуйста, какие станции мы должны сегодня посетить:

-исследовательская

-спортивная

-морфологическая

-синтаксическая

-творческая



Передвигаться мы будем на паруснике. (Картина с парусником. Звучит стихотворение).



Учащиеся слушают стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус»



- Назовите автора этого чудного стихотворения. (М.Ю.Лермонтов)

– Какую картину вы представили? (Море солнечное, голубое, парусник одинокий, даль).

- Какое настроение почувствовали? Слова какой части речи помогли вам почувствовать настроение стихотворения? (прилагательные) Назовите их (одинокий, далекий, мятежный)

– Какова роль прилагательных в речи? (Они украшают, уточняют речь, передают настроение, рисуют картины.)

2) Выполнение заданий.

  • Молодцы! А тем временем, наша первая остановка – исследовательская.

Прибыв на остров знаний, мы должны его исследовать. Первое наше задание-

вспомнить, что обозначает имя прилагательное, и на какие вопросы оно отвечает.

Для этого, посмотрите на слайд.



Задание 1 «Чудо - остров»

Опишите природу, которую вы видите на слайде с помощью прилагательных. Что за вопрос мы можем задать к имени прилагательному?

Отвечают несколько человек с места:

Море (какое?) голубое, шумное, неспокойное; небо (какое?) розоватое, облачное, красивое; пальмы (какие?) зеленые, гибкие; трава (какая?) густая, зеленая; песок (какой?) теплый, желтый.



Таким образом, прилагательное отвечает на вопросы: какой, какая, какое, какие?

Что же обозначает имя прилагательное? (Признак предмета, его качества.)



Запишите в тетрадь вопросы и значение имени прилагательного, а я тем временем пополню корзину нашей первой находкой.

(Пишу на доске возле корзины вопросы и значение имени прилагательного).



Задание 2 «Угадай-ка»

Второе задание выполним письменно в тетради.

По данным на слайде признакам отгадайте слова - предметы и запишите ответ в тетрадь (имена существительные):

Мягкий, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, шаловливый … (котенок).

Круглое, душистое, вкусное-превкусное, сочное, ароматное, краснобокое … (яблоко).

Утреннее, ласковое, румяное, лучезарное, сияющее, восходящее… (солнце).

Пасмурное, хмурое¸ облачное, звёздное, ясное, ночное… (небо)



Отвечают несколько человек с места.



3) Физкультминутка.

  • Молодцы, а для того, чтобы не устать в дороге, нам нужно немного размяться, для этого мы

посетим вторую станцию «Спортивную».



Игра «Определи лишнее»:

Ребята, в русском языке есть существительные, которые указывают на признак предмета, но их необходимо уметь отличать от прилагательных. Например, желтый - это признак, а желтизна - существительное, которое обозначает признак. Поэтому, когда я буду произносить слова, вы должны хлопнуть в ладоши, если слово является именем прилагательным и топнуть ногами, если слово НЕ является именем прилагательным:

Смелый, смелость, храбрый, храбрость, доброта, добрый, отвага, отважный, грубый, грубость, синий, синева, нежность, нежный,



  • А тем временем нам нужно двигаться на третью станцию – «Морфологическую». Ах,

какой здесь беспорядок, вы только посмотрите! Все прилагательные разбросаны по нашей станции. Нам необходимо собрать их и определить морфологические признаки прилагательных.



Игра «Путаница».

Посмотрите на слайд, по каким признакам мы можем распределить данные прилагательные на три группы? (по родам) Распределите прилагательные в тетради по трем столбикам: м.р., ж.р., ср.р., выделяя окончания (1 ученик работает у доски):

Добрый, золотое, умный, сердечная, быстрый, говорливый, честная, молодое, славная, солнечны, лунная, музыкальный, железное, космическое, небесная, запасной.



По какому признаку можно распределить следующие прилагательные на две группы? (число) Распределите письменно прилагательные на две группы: ед.ч., мн.ч.(один ученик работает у доски):



Письменный, приятные, солнечное, ароматный, необычные, дальние, просторные, удивительное, прекрасное, любимые.



Послушайте стихотворение:

Прилагательное с существительным

Живет на редкость дружно,

Изменит окончание,

Когда ему так нужно.

Оно его не бросит

В воде и на земле,

Стоит в одном с ним роде,

Числе и падеже.



С какой частью речи неразрывно связаны прилагательные? По какому еще признаку могут изменяться прилагательные? (по падежам)



Измените по падежам словосочетание красивое платье.(Один человек у доски).



(Пишу на доске возле корзины непостоянные признаки прилагательных: род, число, падеж).



  • Четвертая станция - «Синтаксическая».



Найдите в предложении имена прилагательные. Выполните синтаксический разбор предложения. Чем выражены прилагательные в предложении?(определениями)



Тонкие и прямые берёзки стоят на опушке.









(Записываю на доске возле корзины – функция определения).



  • Наша заключительная станция «Творческая». Находится она на ромашковом поле.



Игра «Ромашка».

У каждого на парте лежит по лепестку. Вам необходимо взять фломастер и написать на лепестке по прилагательному к следующим существительным:

1 ряд – к существительному друг,

2 ряд – к существительному картина,

3 ряд – к существительному букет.

Прилагательные в одном ряду не должны повторяться, поэтому вам стоит посовещаться.

После того, как вы написали прилагательное на лепестке, отклейте, пожалуйста, стикеры с обратной стороны и прикрепите их к листу, расположенному на первой парте, по очереди передавая его. Давайте прочитаем, какие прилагательные у нас получились.

(Дети зачитывают ответы. Ромашки размещаются на доске).



5. Рефлексия.

Молодцы, мы хорошо сегодня поработали.

Я предлагаю вам оценить нашу работу на уроке с помощью специальных карточек. Текст в карточках нужно дополнить именами прилагательными.



Благодаря уроку наша речь стала (какой?) ________________________________. Мои одноклассники  были (какими?)________________________. На уроке я узнал много (какого?) _____________ и __________________.

Своей работой на уроке я (доволен или нет) _______________________.    

И сейчас у меня (Какое?) _____________________  настроение.



Послушайте свои оценки за урок:



6. Домашнее задание.
























Благодаря уроку наша речь стала (какой?) ________________________________. Мои одноклассники  были (какими?)________________________. На уроке я узнал много (какого?) _____________ и __________________.

Своей работой на уроке я (доволен или нет) _______________________.    

И сейчас у меня (Какое?) _____________________  настроение.





Благодаря уроку наша речь стала (какой?) ________________________________. Мои одноклассники  были (какими?)________________________. На уроке я узнал много (какого?) _____________ и __________________.

Своей работой на уроке я (доволен или нет) _______________________.    

И сейчас у меня (Какое?) _____________________  настроение.





Благодаря уроку наша речь стала (какой?) ________________________________. Мои одноклассники  были (какими?)________________________. На уроке я узнал много (какого?) _____________ и __________________.

Своей работой на уроке я (доволен или нет) _______________________.    

И сейчас у меня (Какое?) _____________________  настроение.





Благодаря уроку наша речь стала (какой?) ________________________________. Мои одноклассники  были (какими?)________________________. На уроке я узнал много (какого?) _____________ и __________________.

Своей работой на уроке я (доволен или нет) _______________________.    

И сейчас у меня (Какое?) _____________________  настроение.





Благодаря уроку наша речь стала (какой?) ________________________________. Мои одноклассники  были (какими?)________________________. На уроке я узнал много (какого?) _____________ и __________________.

Своей работой на уроке я (доволен или нет) _______________________.    

И сейчас у меня (Какое?) _____________________  настроение.





Благодаря уроку наша речь стала (какой?) ________________________________. Мои одноклассники  были (какими?)________________________. На уроке я узнал много (какого?) _____________ и __________________.

Своей работой на уроке я (доволен или нет) _______________________.    

И сейчас у меня (Какое?) _____________________  настроение.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"Имя прилагательное"

Автор: Гусейнов Роман Абдулович

Дата: 04.03.2019

Номер свидетельства: 502128

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Имя прилагательное как часть речи. Урок русского языка во 2 классе"
    ["seo_title"] => string(74) "imia_prilaghatiel_noie_kak_chast_riechi_urok_russkogho_iazyka_vo_2_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "393360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487478379"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока русского языка на тему "Имя прилагательное как часть речи" (3 класс) "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "109119"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404134671"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Урок обобщение по теме: « Имя прилагательное как часть речи» "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-obobshchieniie-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "192593"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427475149"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Урок-исследование на тему: "Имя прилагательное. Употребление имён прилагательных в речи" "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-issliedovaniie-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-upotrieblieniie-imion-prilaghatiel-nykh-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "232060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442742964"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Обобщение и систематизация знаний по теме: «Имя прилагательное» (открытый урок) "
    ["seo_title"] => string(88) "obobshchieniie-i-sistiematizatsiia-znanii-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-otkrytyi-urok"
    ["file_id"] => string(6) "149502"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420213492"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства